• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

МИЭМ запускает движок: стартовало открытое тестирование второй версии Claw Engine

МИЭМ запускает движок: стартовало открытое тестирование второй версии Claw Engine

© iStock

Команда мастерской «Игровая инженерия и интерактивные системы» МИЭМ запустила тестирование среди разработчиков второй версии игрового движка Claw Engine. «Вышка.Главное» рассказывает о продукте, в создании которого принимают участие проектные студенческие команды МИЭМ.

Движок Claw Engine — инструмент для разработки видеоигр, основанный на генеративно-нейросетевых технологиях для быстрого прототипирования игровых идей и использования сложных геймплейных шаблонов механик. Комплексный проект реализуется около двух лет студенческими командами мастерской «Игровая инженерия и интерактивные системы» МИЭМ. Осенью 2024 года была запущена первая версия движка, которая была ориентирована на базовую архитектуру и упрощенный визуальный интерфейс. Среда позволяла работать с трехмерными изображениями и программировать собственные игровые сценарии.

Илья Семичаснов

«Задача Claw Engine — заменить ушедшие импортные игровые движки, автоматизировать работу над рутинными задачами, оптимизировать процесс создания игры и упростить разработку не только игр, но и других интерактивных приложений. Движком смогут пользоваться как начинающие программисты, так и опытные создатели игр: для новичков предусмотрен интуитивно понятный интерфейс и low-code-подход, а профи могут использовать язык программирования C# для более детальной проработки проекта», — рассказывает о продукте Илья Семичаснов, руководитель мастерской «Игровая инженерия и интерактивные системы».

В июне 2025 года стартовало открытое тестирование второй версии игрового движка. Участие приняли более 600 разработчиков. Новый релиз демонстрирует, как экспериментальная идея превратилась в технологически зрелый продукт.

«Вторая версия Claw Engine — это не просто обновление. Это уже полноценная модульная платформа, переход к инженерному продукту с архитектурой, рассчитанной на развитие, расширение и реальное применение», — рассказывает Владимир Никитин, руководитель проекта Claw Engine и заместитель руководителя мастерской «Игровая инженерия и интерактивные системы».

Новый релиз включает полностью переработанный визуальный редактор сцен, поддержку пользовательских скриптов на C#, систему оптимизации производительности, уникальный алгоритм уровней детализации, который учитывает не только расстояние до камеры, но и пространственные связи между объектами. Такой подход позволяет значительно снизить нагрузку на систему и запускать проекты даже на маломощных устройствах. Это серьезный технологический сдвиг, особенно для образовательного и инди-сегмента.

«Мы создаем движок, в котором можно не просто собирать сцены, а внедрять собственные технологические решения — в графику, поведение, физику. Это возможность для студентов и молодых разработчиков выстраивать инженерное мышление через реальную работу», — отмечает Илья Семичаснов.

Открытое тестирование второй версии движка — важный шаг не только в развитии продукта, но и в его выходе за рамки вуза. Разработчики из разных регионов России получили доступ к сборке и помогают отладить ее работу в разных условиях.

В ближайших планах команды — добавление графического и физического модулей нового поколения, расширение возможностей ИИ и реализация системы плагинов. Разработка идет итеративно, с учетом обратной связи от сообщества. Так, в декабре 2024 года Claw Engine был представлен на выставке RED EXPO — главном событии игровой индустрии в России. Посетители могли протестировать преальфа-версию движка и оценить его ключевые функции: работу с 3D-сценами, базовый редактор и поддержку пользовательских скриптов. В мае 2025 года проект также был презентован на Positive Hack Days — одном из крупнейших технофорумов страны. Команда мастерской показала, как Claw Engine используется в инженерных и образовательных задачах — от моделирования поведения объектов до создания интерактивных сред. Участие в этих мероприятиях стало важным шагом в развитии продукта и расширении профессионального интереса к нему.

© iStock

Claw Engine уже применялся как основа для хакатонов, учебных курсов, дипломных проектов и R&D-экспериментов. Продукт является частью образовательной и проектной экосистемы МИЭМ.

Работа над Claw Engine объединяет несколько самостоятельных студенческих проектов, реализуемых в рамках инновационной проектной модели МИЭМ. Сегодня у команд сформированы технические процессы, выстроена система тестирования, активно развиваются внутренняя документация и система поддержки пользователей.

«Claw Engine — один из тех флагманских проектов в МИЭМ, где оттачивается современная проектная модель. Сегодня технологические проекты требуют четкой организации рабочего взаимодействия между многочисленными проектными командами, решающими свою задачу в рамках создания единого большого продукта. Именно так сегодня работают крупные ИТ-гиганты. В этом смысле мастерская «Игровая инженерия и интерактивные системы» выполняет функции связующего хаба, главного оператора всего процесса создания продукта», — рассказывает Илья Семичаснов.

В 2025 году на базе мастерской открывается онлайн-магистратура «Цифровая инженерия для компьютерных игр» — программа, ориентированная на тех, кто хочет не просто разрабатывать игры, а проектировать технологические решения для них. Академическим руководителем программы станет руководитель мастерской Илья Семичаснов.

Программа охватывает архитектуру игровых систем, работу с ИИ, математическое моделирование, VR и другие направления на стыке инженерии и геймдева. Учебный процесс включает проектную работу, сотрудничество с индустрией и возможность стать частью команд, работающих над реальными инструментами.

Прием документов в магистратуру «Цифровая инженерия для компьютерных игр» открыт до 15 сентября 2025 года.

Подробнее — на сайте МИЭМ НИУ ВШЭ.

Вам также может быть интересно:

ВШЭ ищет новые идеи для ИИ-агентов: стартовал конкурс инициатив

Высшая школа экономики приглашает исследователей и преподавателей представить концепции новых цифровых продуктов на базе искусственного интеллекта. Лучшие проекты получат экспертную и технологическую поддержку. Заявки принимаются до 19 декабря.

В Вышке создан Институт робототехнических систем

Решение об этом принял Ученый совет НИУ ВШЭ. У нового института будет мощная фундаментальная база, он будет сотрудничать с другими профильными подразделениями, вовлекать студентов и аспирантов в исследования и разработки. К каким практическим результатам приведет работа института и как планируется организовать взаимодействие с его индустриальным партнером, «Вышке.Главное» рассказал первый проректор НИУ ВШЭ, директор Института статистических исследований и экономики знаний Леонид Гохберг.

Подведены итоги Конкурса инноваций в образовании — 2025

22 ноября в конгресс-холле Альфа-Банка состоялась церемония награждения финалистов, победителей в номинациях и абсолютного победителя Конкурса инноваций в образовании (КИвО-2025). Он проводится 12-й раз, и сегодня это хорошо известный в образовательном сообществе флагманский проект Высшей школы экономики, объединяющий формальное образование, EdTech и частные инициативы.

От импортозамещения к прорыву: как Россия движется к технологическому суверенитету

Доля импорта в затратах на производство и реализацию продукции в России сократилась почти в два раза с 2021 по 2024 год. Об этом свидетельствуют данные исследования НИУ ВШЭ, представленные на круглом столе, посвященном технологическому суверенитету. Эксперты также обсудили, как перейти от импортозамещения в промышленности к прорыву на глобальных рынках. Мероприятие прошло в рамках Дискуссионного экспертного форума НИУ ВШЭ.

Вышка Онлайн представила документальный фильм о влиянии ИИ на нашу жизнь

27 ноября на всех онлайн-площадках Вышки Онлайн состоялась премьера документального фильма «После промпта» от онлайн-кампуса НИУ ВШЭ. Его авторы исследуют, как искусственный интеллект меняет работу, карьерные траектории и профессиональное развитие специалистов. Это первый видеопроект, полностью реализованный командой онлайн-кампуса НИУ ВШЭ совместно с приглашенным режиссером Ольгой Науменко.

«Показать науку через игру»: в Вышке состоялся фестиваль «Республика ученых»

В середине ноября в атриуме корпуса университета на Покровском бульваре при поддержке Центра академического развития студентов прошел Фестиваль науки НИУ ВШЭ «Республика ученых». Событие помогло студентам познакомиться с различными объединениями исследователей Вышки. В этом году в празднике приняли участие Центр научной интеграции и Центр академического письма, а также студенческие организации, которые представили свою деятельность через интерактивные форматы.

В Национальном форуме ДПО приняли участие свыше 3 тысяч человек

В Высшей школе экономики 20–21 ноября состоялся Национальный форум ДПО. В его работе приняли участие представители вузов, государства, бизнеса, ведущие эксперты в сфере образования и HR. Мероприятия, проходившие в комплексе НИУ ВШЭ в Москве на Покровском бульваре, посетили более 800 человек, а общее число офлайн- и онлайн–участников превысило 3 тысячи.

Ученые обнаружили один из самых долгих случаев ковида

Международная группа исследователей при участии ученых из НИУ ВШЭ изучила необычный образец вируса SARS-CoV-2 у ВИЧ-положительной пациентки. Генетический анализ позволил выявить множественные мутации и установить, что вирус эволюционировал в организме на протяжении 2 лет. Это подтверждает теорию о том, что вирус способен годами оставаться в организме отдельных людей, постепенно накапливать мутации и затем выплескиваться в популяцию. Результаты опубликованы в журнале Frontiers in Cellular and Infection Microbiology.

Восьмой международный онлайн-семинар U4U объединил экспертов из 14 стран

Онлайн-кампус НИУ ВШЭ провел двухдневный международный семинар U4U (Universities for Universities), который традиционно служит площадкой для обмена опытом между университетами в области онлайн-обучения. В этом году событие вышло на глобальный уровень и расширило географию. К обсуждению ключевых вызовов и стратегий развития онлайн-образования присоединились международные эксперты и представители университетов со всего мира. Встреча состоялась в онлайн-формате в середине ноября.

Технологический прорыв: исследования Института ИИ и цифровых наук отмечены на AI Journey 2025

Ученые Института искусственного интеллекта и цифровых наук факультета компьютерных наук ВШЭ в рамках Международной конференции AI Journey 2025 представили передовые ИИ-исследования с высоким уровнем научной новизны и практической применимости. Научное решение заведующего Научно-учебной лабораторией матричных и тензорных методов в машинном обучении Максима Рахубы получило премию «Лидеры ИИ — 2025». Заведующий Центром глубинного обучения и байесовских методов Айбек Аланов — среди финалистов премии.