Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.

  • A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Многие хотят создавать продукты на базе ИИ и стать конкурентоспособнее»

«Многие хотят создавать продукты на базе ИИ и стать конкурентоспособнее»

В 2024 году на магистерскую онлайн-программу «Искусственный интеллект», реализуемую факультетом компьютерных наук ВШЭ, поступило рекордное количество первокурсников — более 300. Откуда такой высокий интерес к ИИ, как строится обучение и какими новыми компетенциями будут обладать выпускники программы, рассказала ее академический руководитель Елена Кантонистова.

Елена Кантонистова
Фото: Константин Комов для ФКН НИУ ВШЭ

— Почему в наши дни такое большое число людей стремится изучать искусственный интеллект?

— Программа действительно набрала много студентов: в сентябре на ней начали учиться 304 первокурсника, 150 второкурсников, а также еще около 20 студентов по договору с Центральным университетом Т-Банка.

Искусственный интеллект сейчас очень популярен благодаря появлению таких сервисов, как Midjourney, Kandinsky, ChatGPT, Gigachat, Whisper, и других очень известных широкому кругу людей ИИ-решений. Многие хотят научиться создавать свои продукты на базе искусственного интеллекта и тем самым стать конкурентоспособнее и дороже на современном IT-рынке труда. А кому-то интересно заниматься исследованиями в области ИИ — это тоже наша стезя. На нашей программе мы изучаем ИИ (в частности, машинное и глубинное обучение) на глубоком уровне: не только знакомимся с концепцией, но и изучаем подробности алгоритмов и архитектур. Студенты получают большое количество практики, что дает выпускникам программы конкурентное преимущество.

— Как у вас получается справляться с увеличением числа студентов?

— Количество студентов на программе увеличилось в этом году почти вдвое. Если в 2023/24 учебном году в сентябре на программе суммарно обучалось около 260 студентов, то в сентябре этого учебного года — более 450 студентов.

С ростом числа студентов растут и сложности в коммуникации, но они локальные. В целом мы ожидали большой набор и заранее подготовили все средства и платформы. Кроме того, процессы легче масштабируются в силу онлайн-формата, так что качество коммуникации не упало. Я даже думаю, что оно возросло, так как мы накапливаем и учитываем пожелания студентов предыдущих наборов. С каждым годом взаимодействие со студентами становится все более продуманным и комфортным для обучающихся.

— Как вы оцениваете взаимодействие студентов и преподавателей в условиях большого набора?

— Преподавателям, конечно, тяжелее взаимодействовать с таким числом студентов. В чате теперь вместо 30–50 или даже 100 студентов одновременно находится более 300, и многие хотят что-то спросить и быстро получить ответ. В такой ситуации не обойтись без команды ассистентов и кураторов, которые помогают преподавателю и отвечают на часть вопросов. На каждом нашем курсе есть большой штат ассистентов (до 10 ассистентов на каждой ключевой дисциплине), а на флагманских курсах есть еще ассистент лектора — это главный ассистент, который дополнительно руководит организационным процессом внутри своей дисциплины и, в частности, поддерживает коммуникацию.

— Как происходит обучение на программе, ведь у студентов разные уровни подготовки?

— В прошлый набор мы на некоторых дисциплинах уже тестировали формат разбиения на группы по уровню знаний. В этом году мы полноценно внедрили этот подход в обучение: на всех обязательных дисциплинах есть деление студентов на группы по уровню сложности. Перед стартом курсов мы предлагаем студентам входное тестирование и в зависимости от результата рекомендуем посещать ту или иную по сложности группу. Причем разбиение очень гибкое: внутри каждой дисциплины оно свое. То есть студент может выбрать для себя базовую группу, например, по математике, но при этом посещать продвинутую группу по машинному обучению.

— Какие новые возможности или курсы были добавлены в программу в 2024 году?

— В этом году мы добавили на 2-й год обучения новую специализацию, посвященную работе с большими языковыми моделями (LLM) в продакшене.

Это 6 сложных курсов, которые готовят продвинутых ML-разработчиков с очень нужными индустрии навыками. В этом году на эти курсы проводился дополнительный отбор среди студентов программы

Но ребята хорошо справляются. На следующие запуски мы, возможно, откажемся от отбора и откроем доступ для всех наших студентов.

— Как вы планируете развивать программу в будущем, учитывая текущие результаты?

— Сейчас программа содержит большое число самых разнообразных курсов и по анализу данных (машинное и глубинное обучение), и по разработке в машинном обучении. После изучения обязательного блока (2–3 курса в семестр) студенты могут выстроить гибкую индивидуальную траекторию своего обучения, собрав из курсов учебного плана набор наиболее интересных для себя дисциплин. Учебный план программы практически устоялся. Не думаю, что мы будем что-то кардинально менять в ближайшие годы, скорее будем работать над улучшением качества образовательного процесса. Оно и сейчас, на мой взгляд, хорошее, но нет предела совершенству.

— Какие планы по дальнейшему развитию и улучшению программы у вас есть на следующий год?

— Что хорошо работает, нужно не сломать — это главный план! А если говорить серьезно, то мы постоянно работаем над тем, чтобы улучшить процессы организации курсов и сделать коммуникацию со студентами и сотрудниками учебного офиса более быстрой и эффективной. И будем продолжать в этом направлении.

«Искусственный интеллект» — практико-ориентированная магистерская программа подготовки специалистов по работе с ИИ, реализуемая 100% онлайн. Студенты осваивают полный цикл внедрения ИИ в продукт: учатся собирать и обрабатывать данные, строить модели глубинного машинного обучения и внедрять алгоритмы в промышленную эксплуатацию. Кроме того, учащиеся знакомятся с популярными архитектурами — моделями для обработки текстов, изображений и видео.

Чат абитуриентов в ТГ

Вам также может быть интересно:

В Вышке создали собственную MLOps-платформу

Ученые НИУ ВШЭ создали MLOps-платформу SmartMLOps. Она предназначена для исследователей в области искусственного интеллекта, которые хотели бы превратить свое изобретение в полноценный сервис. В будущем на платформе могут быть развернуты ИИ-помощники для упрощения образовательного процесса, оказания медицинской помощи, консультирования и решения многих других задач. Создатели ИИ-технологий смогут получить готовый к работе сервис в течение считанных часов. На суперкомпьютере Вышки этот сервис может быть запущен в несколько кликов.

«От нашей общей работы зависит будущее»: что несет человечеству развитие ИИ

Какие перспективы и вызовы для человечества несет развитие технологий искусственного интеллекта? Как его используют ученые? Каким будет мир, где доминирует ИИ? Эти и другие темы обсудили эксперты на форсайт-сессии «Будущее исследований в сфере искусственного интеллекта», которая прошла в НИУ ВШЭ.

ИИ позволит точно моделировать производительность систем хранения данных

Исследователи факультета компьютерных наук НИУ ВШЭ разработали новый подход к моделированию систем хранения данных на основе генеративных моделей машинного обучения. Он позволяет с высокой точностью предсказывать ключевые характеристики работы таких систем при различных условиях. Результаты опубликованы в журнале IEEE Access.

ИИ в образовании: как преодолеть соблазн готовых решений

Искусственный интеллект уже стал обыденностью для молодежи: как показал опрос, около 87% студентов ведущих вузов используют ИИ в процессе обучения. Большая часть из них отметила, что он помогает им экономить время, при этом они проверяют сделанную ИИ работу. Результаты исследования были представлены на конференции по анализу данных и технологиям ИИ Data Fusion. В ее работе приняли участие научный руководитель НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов и другие эксперты Вышки.

Большинство студентов не верят, что ИИ сможет заменить их на работе

Большинство студентов считают, что ИИ не сможет заменить их на работе в ближайшие десять лет. Низким такой риск называют 27,2% респондентов, 41,5% — крайне маловероятным. Эти оценки были получены НИУ ВШЭ в ходе опроса 4200 студентов в 2025 году. Они приводятся в докладе «Эпоха больших языковых моделей: почему они все еще не профессионалы», подготовленном научным руководителем НИУ ВШЭ Ярославом Кузьминовым и старшим преподавателем кафедры высшей математики НИУ ВШЭ Екатериной Кручинской. Доклад был представлен на XXV Ясинской (Апрельской) международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества, которая проходит с 15 по 18 апреля в НИУ ВШЭ.

Точный ИИ-оракул: какие тренды интересуют бизнес

Современные технологии ежедневно меняют мир, автоматизируя бизнес-процессы в различных отраслях. Специалисты НИУ ВШЭ представили масштабный опыт команды iFORA по реализации ИИ-проектов в интересах крупных компаний и органов власти.

Перспективы ИИ: математика машинного обучения в фокусе

Институт искусственного интеллекта и цифровых наук ФКН НИУ ВШЭ провел выездной воркшоп «Математика машинного обучения». Здесь собрались ведущие ученые и специалисты НИУ ВШЭ в области машинного обучения, математики и статистики. В центре внимания исследователей оказались математические аспекты, лежащие в основе современных и наиболее перспективных направлений машинного обучения. Программа воркшопа включала мини-курсы, практические работы, доклады и круглый стол, посвященный перспективам развития ИИ в России.

Внедрение искусственного интеллекта в организации: какие эффекты отмечают сотрудники

45% организаций, которые занимались внедрением ИИ в работу, заявили о повышении производительности труда в результате его использования. Об этом говорится в исследовании «Внедрение ИИ в работу организаций: чем обусловлена вариация эффектов на труд?». Исследование проведено директором Центра статистики труда и заработной платы ИСИЭЗ НИУ ВШЭ Анной Демьяновой и стажером-исследователем центра Дарьей Талакаускас. Оно было презентовано на XXV Ясинской (Апрельской) международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества (XXV ЯМНК), проходящей в НИУ ВШЭ с 15 по 18 апреля.

«Идею всегда задает человек»: что дает ИИ образованию и медиа

ИИ-технологии меняют принципы работы образования и медиаиндустрии. Большинство студентов уже в той или иной мере используют ИИ, а нейросети уже массово производят все виды контента. Возможности и вызовы эксперты обсудили на конференции «Образование и медиа в эпоху цифровых перемен», организованной Дирекцией по маркетинговым коммуникациям НИУ ВШЭ и «Яндекс Образованием».

В Вышке стартовали открытые семинары «ИИ в индустрии»

Институт искусственного интеллекта и цифровых наук факультета компьютерных наук НИУ ВШЭ запустил цикл открытых семинаров. Встречи посвящены актуальным вопросам внедрения искусственного интеллекта в различные отрасли экономики. Семинары проводятся еженедельно в 18:00 в кампусе на Покровском бульваре. Для участников также предусмотрена онлайн-трансляция.