• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Маркетолог диджитал-эры: инновационные подходы и комплексные стратегии

Маркетолог диджитал-эры: инновационные подходы и комплексные стратегии

© Высшая школа экономики

В эпоху цифровых технологий маркетологам необходимо адаптироваться к изменениям быстрее, чем когда-либо. На смену привычным и знакомым инструментам приходят data-driven-стратегии, персонализированный контент и алгоритмы. Сегодня маркетолог — это аналитик, умеющий работать с данными и быть на «ты» с цифровыми платформами. О том, какие специалисты востребованы на рынке, рассказала Екатерина Артюшина, академический руководитель новой онлайн-программы магистратуры «Цифровой маркетинг».

— Как изменилась сфера маркетинга за последние 5 лет?

— Рынок претерпевает значительные изменения, становясь более динамичным и активно интегрируя новые технологии и подходы. Огромное количество бизнесов перешло в онлайн, люди совершают покупки через мобильные приложения, а социальные сети превращаются из средства коммуникации между людьми в канал по продвижению компаний и их продуктов. Маркетинг становится прежде всего цифровым, предполагая взаимодействие с конечным потребителем на диджитал-носителях.

Екатерина Артюшина

На сегодняшний день основная часть маркетинговых бюджетов компаний приходится именно на рекламу в интернете, а значит, и на специалистов в этой сфере. Абсолютно логичным стало появление нового требования работодателей к маркетологам — быть диджитал-ориентированными. И таких квалифицированных специалистов не хватает. Эта тенденция наблюдается в отрасли особенно отчетливо в последние 3–4 года, и, по оценке экспертов, спрос на квалифицированных диджитал-маркетологов будет только расти.

— Какой он — современный маркетолог?

— Это архитектор взаимодействия бренда с потребителями, аналитик и сильный стратег, креатор, диджитал-эксперт, который адаптируется к быстро меняющимся условиям и внедряет инновационные подходы. Активное развитие цифровых технологий способствует тому, что на рынке появляется все больше новых инструментов и платформ, использование которых позволяет значительно расширить список методов для выполнения маркетинговых задач. Наша программа направлена как раз на подготовку профессионалов, способных эффективно применять все доступные инструменты для решения задач взаимодействия с потребителем в цифровом пространстве.

— Что должен уметь специалист?

— Выстраивать комплексные маркетинговые стратегии, учитывая поведение аудитории, конкурентную среду и актуальные тренды. Создавать контент, который не только привлекает внимание, но и повышает вовлеченность, формируя сильную связь между брендом и потребителем. При этом любое свое действие специалист по диджитал-маркетингу должен уметь аргументировать цифрами. Работа с данными и их анализ — ключевые компетенции, которые помогают получить ощутимый и, главное, измеримый результат.

Помимо этого, в список задач маркетолога может входить улучшение пользовательского опыта на сайтах или в приложениях через повышение удобства и простоты их использования для увеличения конверсии. Также одним из направлений деятельности является формирование и поддержание имиджа бренда в цифровом пространстве, мониторинг репутации и управление отзывами клиентов.

— Как маркетологу не потеряться в мире, где тренды меняются каждый день?

— В быстро меняющемся мире маркетинга специалистам необходимо сочетать фундаментальность подготовки по специальности, постоянное самообучение, гибкость и креативность.

Основой по-прежнему остается базовое обучение. Оно позволит погрузиться в профессию, понять философию маркетинга, междисциплинарные взаимосвязи, получить представление о современных трендах от лидеров мнений и экспертов в области маркетинга. Также крайне важно владеть инструментами анализа данных, чтобы принимать обоснованные решения, оценивать эффективность каждого вложенного в продвижение рубля, понимать, что действительно работает, и адаптировать стратегии в режиме онлайн. Данные для маркетолога — это не просто цифры, это ключ к пониманию потребительских предпочтений и настроений, которые меняются крайне быстро. Важную роль в маркетинге играет и нетворкинг. Обучение у экспертов, формирующих рынок, участие в отраслевых конференциях, митапах, общение с сокурсниками предоставляют возможность обмениваться опытом и находить вдохновение. Время, проведенное на таких мероприятиях, способствует созданию связей, что очень важно для дальнейшей карьеры.

В дополнение ко всему необходим креативный подход. В мире насыщенного контента только уникальные и инновационные идеи способны привлечь внимание аудитории. Маркетолог должен уметь выходить за рамки привычного, создавать запоминающиеся кампании, которые оставят след в сердцах потребителей. Новаторские идеи, подкрепленные глубокими знаниями о целевой аудитории, способны трансформироваться в настоящие шедевры, которые заставят клиентов говорить о них, делиться ими, возвращаться к любимому бренду снова и снова.

© Высшая школа экономики

— Какие навыки станут критически важными в ближайшие годы?

— Что касается необходимых компетенций, то это однозначно фундаментальные знания основ профессии, понимание логики взаимодействия маркетингового инструментария, а также междисциплинарных взаимосвязей с IT, анализом данных, проектным управлением.

Если говорить про практические навыки, то рынок будет уделять особое внимание аналитическим способностям специалистов. При этом фактором успеха маркетолога станет умение не просто собирать данные, а интерпретировать их. Также возрастает ценность навыков работы с искусственным интеллектом и автоматизации маркетинга, так как это становится неотъемлемой частью задач маркетолога. Кроме того, ключевыми навыками будущего станут способность к адаптации, креативность и инновационное мышление. В условиях стремительно меняющегося рынка, насыщенной конкурентной среды и постоянно эволюционирующих потребительских предпочтений маркетологи должны не просто реагировать на изменения, а предвосхищать их, смело внедряя новаторские идеи.

Специалисты, способные генерировать уникальный контент и придумывать креативные решения, вовлекающие аудиторию, будут все больше востребованы. С учетом развития видеомаркетинга и увеличения потребности в контенте, который не только продает, но и вдохновляет, актуальность таких профессионалов будет расти.

— Как проходит обучение?

— Программа обеспечивает студентов знаниями на стыке маркетинга и анализа данных, учит пользоваться инструментарием современного специалиста, в который входят, например, искусственный интеллект, сервисы для маркетинговых исследований, программатик-технологии. В процессе обучения делается упор на получение навыков для обеспечения полного цикла разработки маркетинговой стратегии в цифровой среде — от создания и анализа идеи до оценки результатов проекта.

Мы уверены: чтобы стать профессионалом, необходима постоянная практика и обучение у действующих на рынке специалистов. Поэтому в магистратуре предусмотрены проекты для студентов. Их ждут задачи по разработке контент-стратегии для бренда в области IT на основе анализа целевой аудитории и позиционирования компании, стратегии продвижения в интернете нового продукта из рекламной сферы. Также среди вариантов проектов есть задачи по разработке онлайн-продукта для НИУ ВШЭ и «карты пути клиента» (CJM) для диджитал-продукта крупной ретейловой компании.

Абсолютно каждый наш студент сможет найти для себя проектную задачу, соответствующую именно его интересам

Все занятия проходят онлайн в вечернее время, что позволяет комфортно встроить учебу в свой рабочий график и применять полученные знания сразу на практике. Если же студент еще не работает по специальности, благодаря нашей программе он погружается в профессиональную среду. К преподаванию привлечены эксперты, маркетологи-практики, которые формируют будущее отрасли. Это помогает студентам почувствовать особенности корпоративной культуры и выбрать направление и компанию для построения собственной карьеры.

— Как поступить на программу?

— Для поступления необходимо иметь высшее образование любого уровня (бакалавриат, специалитет, магистратура), а также собрать портфолио — именно по его результатам осуществляется набор на конкурсной основе. Оно должно включать в себя диплом о высшем образовании, личные, академические и научные достижения, подкрепленные документально. Также важно приложить резюме, мотивационное письмо и рекомендации, например, от преподавателей или работодателей.

Отмечу: чтобы стать студентом программы, не нужно иметь за плечами бэкграунд обучения в бакалавриате на профильной специальности. Она подойдет как тем, кто хочет усовершенствовать свои компетенции в области маркетинга, так и людям, желающим сменить профессию. Абитуриентам, которые только начинают процесс знакомства с этим направлением, мы рекомендуем пройти бесплатный онлайн-курс по маркетингу, разработанный преподавателями Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ.