Теория и практика — лицом к лицу
На Зимней школе по психологии для абитуриентов магистратуры ГУ-ВШЭ ее участники, знакомясь с особенностями магистерских программ, «двигались» от привычного образовательного взаимодействия, предполагающего дистанцию между преподавателем и студентом, к более личному контакту во время практической работы.
Первой студентам была представлена магистерская программа факультета психологии ГУ-ВШЭ «Исследование, консультирование и психотерапия личности», основой которой стало развитие так называемого человекоцентрированного подхода (person-centered approach) Карла Роджерса в рамках отечественной психологической науки. Руководитель программы профессор кафедры психологии личности Александр Орлов рассказал потенциальным магистрантам о специфике этого подхода, структуре и особенностях обучения, а также о возможности сотрудничества с австрийскими коллегами из Общества клиентцентрированной разговорной терапии и исследований (OGWG). Александр Орлов отметил значимость в подготовке будущих психологов-консультантов опыта личной терапии, для получения которого на факультете планируется привлечь сертифицированных клиентцентрированных психотерапевтов Москвы.
После презентации магистерской программы участники Школы собрались на круглый стол, посвященный проблемам современной психотерапии и консультативной психологии. Заявленные темы затем нашли развитие в мастер-классах, для участия в которых абитуриенты разделились на две группы. Первая группа работала на мастер-классе Александра Орлова и заместителя заведующего кафедрой психологии личности по научной работе Вадима Петровского, вторая тем временем принимала участие в мастер-классе «Навыки безоценочного наблюдения» преподавателя Елены Кирилловой. После теоретического введения и демонстрационной сессии студентам было предложено попробовать себя в разных ролях: психолога-консультанта, клиента и наблюдателя.
Вдохновленные новым опытом абитуриенты отправились на просмотр кинофильма Бернардо Бертолуччи «Под покровом небес». Сделав перерыв на ужин и познакомившись с творчеством вышкинского хора «Force Мажор», студенты вернулись к обсуждению фильма в рамках работы кинотерапевтической группы.
Третий день Зимней школы по психологии ГУ-ВШЭ начался с презентации российско-австрийской магистерской программы «Персонология и экзистенциальная психотерапия». Ведущие профессора кафедры психологии личности ГУ-ВШЭ — Елена Старовойтенко (заведующая кафедрой, руководитель магистерской программы) и Вадим Петровский — рассказали абитуриентам об инновационном характере этой программы. Главное, что, по мнению выступавших, выделяет эту программу среди других программ подготовки магистров психологии, это положенная в ее основу интеграция отечественной персонологической школы, представленной в программе оригинальными разработками профессоров кафедры, и австрийской школы экзистенциального анализа и логотерапии Альфрида Лэнгле, который также является руководителем этой магистерской программы. Особое внимание в программе уделяется синтезу теоретической, исследовательской и психотерапевтической составляющих подготовки будущих магистров, в чем реализовывается один из основных методологических принципов персонологии - по выражению Вадима Петровского, «персонология — это теория и практика лицом к лицу».
Старший преподаватель кафедры экзистенциальный психотерапевт Елена Уколова рассказала участникам Школы о том, какие особенности придают программе европейские стандарты обучения экзистенциальных аналитиков. Помимо освоения теоретических основ и практических навыков экзистенциального анализа, магистранты, что называется, в обязательном порядке проходят курс индивидуального самопознания и супервизий — профессиональной поддержки индивидуальной психотерапевтической практики. Выпускники магистерской программы получат российский диплом магистра психологии ГУ-ВШЭ и австрийский сертификат GLE-International, подтверждающий соответствие полученного психотерапевтического образования европейским стандартам и дающий основания для вступления выпускника в Европейскую ассоциацию психотерапии (EAP) и Международную федерацию психотерапии (IFP).
После небольшого перерыва в продолжение третьего дня Зимней психологической школы прошел мастер-класс «Единственность и множественность личности». Вадим Петровский сделал введение на тему рефлексии, далее на материале фильма Федерико Феллини «Город женщин» о проблеме множественности личности рассказала ученица Елены Старовойтенко молодая преподавательница Анастасия Исаева. По ее мнению, в фильме Феллини «отчетливо проступает юнгианская идея о встрече мужчины с фемининными аспектами его души». Участники мастер-класса, увлеченно анализируя архетипические женские образы, представленные в «Городе женщин», и распознавая в событиях фильма внутренние события становления и развития психического, постигали на практике теоретические основы глубинной персонологии Карла Густава Юнга. Что удивительно, участники школы, не имеющие базового психологического образования, работали наравне со студентами и выпускниками психологических факультетов. Кстати, для магистрантов-непсихологов в рамках программы «Персонология и экзистенциальная психотерапия» на факультете психологии ГУ-ВШЭ разработаны специальные адаптационные курсы.
После обеда рассмотрение проблемы множественности личности продолжил Вадим Петровский, представив участникам Школы опыт транзактной персонологии. Каждый абитуриент смог прожить опыт осознания присутствия в своем внутреннем мире трех основных психических инстанций (эмоционального, жизнерадостного, увлекающегося, творческого, чувствительного Ребенка; рассудительного, справедливого, самостоятельного, уверенного, ответственного Взрослого; контролирующего, опекающего, заботящегося Родителя), а после — проверить эмпирически соотношение в себе этих состояний с помощью теста-опросника. Неожиданным поворотом для потенциальных магистрантов стало задание повторить заполнение теста, но с воображаемым присутствием значимого другого человека. Еще более неожиданными оказались результаты второго задания, которые позволили участникам этого «эксперимента» в гораздо большей степени почувствовать этих значимых других людей и осознать, почему они для них так значимы.
Последним рабочим событием Зимней школы по психологии стал мастер-класс обучающего экзистенциального психотерапевта Елены Уколовой «Внутреннее согласие: жить с самоотдачей». Обращаясь к своему жизненному опыту, участники мастер-класса рассматривали феномен внутренней свободы и ответственности в ситуациях нахождения внутреннего согласия при принятии решений и наполнении собственной жизни смыслом, подходя, таким образом, к методологическим основам экзистенциального анализа — чтобы сказать «Да» своей жизни. Работая «в большом кругу», а затем и в малых группах, делясь своим опытом с другими, потенциальные магистранты смогли почувствовать и прожить, каким образом происходит обучение теории и практике экзистенциального анализа на основе самопознания. Мастер-класс завершился видео-лекцией профессора Альфрида Лэнгле, в которой рассматривались вопросы применения принципа внутреннего согласия в практике психологического консультировании и психотерапия на примере помощи человеку в отказе от курения. Впрочем, этот метод применим и для преодоления проблем с пищевыми нарушениями, алкогольной, игровой и интернет-зависимостями.
В заключение дня магистерской программы «Персонология и экзистенциальная психотерапия» по инициативе заместителя декана факультета психологии Владимира Штроо слушатели Зимней школы посмотрели фильм «Птицы. Часть вторая», который, по признанию участников, позволил им «раствориться в эстетике свободы и прожить взаимодействие духовного и чувственного опыта в динамике индивидуального бытия».
Анастасия Исаева, аспирант ГУ-ВШЭ
Зимняя школа ГУ-ВШЭ по управленческим наукам для поступающих в магистратуру ГУ-ВШЭ
Зимняя школа для абитуриентов магистратуры ГУ-ВШЭ гуманитарных направлений
Зимние школы для абитуриентов магистратуры ГУ-ВШЭ по экономике и международным отношениям
Зимняя школа по менеджменту для абитуриентов магистратуры ГУ-ВШЭ
Зимняя школа по социологии для поступающих в магистратуру ГУ-ВШЭ
Зимняя школа по бизнес-информатике для абитуриентов магистратуры ГУ-ВШЭ
Вам также может быть интересно:
Психологи из НИУ ВШЭ узнали, как любовь к животным влияет на отношения с людьми
Ученые из НИУ ВШЭ выявили связь между привязанностью к домашним питомцам и отношением к природе и другим людям. Выяснилось, что чем сильнее радость от общения с питомцем, тем больше желания помогать людям, однако любовь к животным не всегда связана с заботой о природе. Результаты исследования опубликованы в журнале Social Psychology and Society.
Психологи научились измерять мечты россиян
Исследователи из НИУ ВШЭ изучили функции мечты в русском культурном пространстве и пришли к выводу, что конструктивное мечтание помогает людям осознать свой жизненный путь, способствует развитию личности и обретению смысла жизни, повышает психологическое благополучие, а также развивает сбалансированное ощущение времени. Результаты работы опубликованы в журнале «Культурно-историческая психология».
«Зимняя школа стала для меня перезагрузкой, глотком свежего воздуха и точкой роста»
В Тюмени состоялась зимняя школа по проектированию решений в образовании («ПРО-школа»), организованная совместной магистерской программой Тюменского госуниверситета и НИУ ВШЭ «Управление образованием». В ней приняли участие более 100 человек, в числе которых не только студенты этой программы, но и работники системы образования Тюменской области и других регионов. Впервые в рамках зимней школы был реализован трек, посвященный управлению в высшем образовании.
На ФКН в третий раз прошла зимняя школа по программной инженерии
Факультет компьютерных наук НИУ ВШЭ в третий раз провелзимнюю школу по программной инженерии, на которую в этом году зарегистрировалось более тысячи человек. Преподавателями школы стали представители ФКН и его компаний-партнеров — «Яндекса», Сбера, «Тинькофф», МТС.
«Зимняя школа по аналитике и Data Science предоставила возможность найти единомышленников»
В начале февраля в Центре культур Вышки прошла Зимняя школа по аналитике и Data Science, организованная Центром непрерывного образования факультета компьютерных наук ВШЭ. В ней приняли участие более 400 слушателей. Доклады представили спикеры из «Яндекса», Сбера, МТС, «Дзена», «Авито», Альфа-Банка, Samokat.tech, Wildberries, Райффайзен Банка, а также сотрудники ФКН.
«Каждому, кто не верит в важность темы устойчивого развития, стоит побывать в Индии»
В январе в Университете UPES (Индия) прошла международная студенческая зимняя школа Business and Governance in India, в которой приняли участие представители НИУ ВШЭ из Москвы, Санкт-Петербурга и Нижнего Новгорода. В их числе были студентки магистерской программы Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ «Управление устойчивым развитием компании». Своими впечатлениями они поделились с новостной службой «Вышка.Главное».
ФКН ВШЭ проведет зимнюю школу по программной инженерии — 2024
26–29 февраля 2024 года факультет компьютерных наук ВШЭ в третий раз проведет зимнюю школу по программной инженерии. Она будет посвящена современным инструментам и методам разработки программного обеспечения. С 26 по 28 февраля школа будет проходить в онлайн-формате, 29 февраля — в московском кампусе Вышки на Покровском бульваре. Зарегистрироваться для участия можно до 22 февраля.
Трудоголизм помог молодым нарциссам основать успешные стартапы
Международная команда ученых при участии директора Центра стратегического предпринимательства НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге, профессора Галины Широковой и ее студентов изучила особенности влияния нарциссизма на успех молодых предпринимателей. Выяснилось, что трудоголизм усиливает связь между нарциссизмом основателя компании и показателями ее деятельности. Результаты исследования опубликованы в журнале Small Business Economics.
В НИУ ВШЭ состоялся первый выпуск слушателей программы ДПО по экстремальной психологии
В конце декабря Вышка приняла у себя коллег из Морского государственного университета имени адмирала Г.И. Невельского (г. Владивосток). Они прошли повышение квалификации и освоили программу «Экстремальная психология и основы психологии здоровья», которая была создана в НИУ ВШЭ специально для слушателей с Дальнего Востока и реализовывалась впервые.
Психологическая служба: «психологи — это не страшно и не стыдно»
Студенты ежедневно сталкиваются с высокими нагрузками, при поступлении в университет оказываются в новой среде и условиях, к которым необходимо приспосабливаться. Во времена пандемии, когда изменения в привычном образе жизни коснулись каждого, было принято решение создать университетские психологические службы. Сегодня такие центры работают почти в каждом университете, но студенты до сих пор зачастую стесняются обращаться в них за помощью. Между тем это могло бы решить многие проблемы и сделать их жизнь комфортнее.