• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

История цифровых картинок

 Видеозапись

2 апреля в рамках проекта «Университет, открытый городу: Лекции молодых ученых Вышки в Культурном центре ЗИЛ» доцент кафедры информационно-коммуникационных технологий МИЭМ ВШЭ Денис Королев рассказал об истории развития видеотехнологий и мультимедиа.

На самом деле это большое искусство — объяснить довольно сложные материи так, чтобы поняли все, не только студенты, занимающиеся компьютерными технологиями. А тема лекции касалась каждого из нас: и того, кто старательно монтирует за персональным компьютером самостоятельно отснятый фильм, и того, кто просто фотографирует на мобильный телефон, и того, кто крепит к шлему камеру и снимает, передавая в интернет, собственную гонку на мотоцикле по улицам родного города. Всех касается, ведь все мы так или иначе пользуемся технологиями, развившимися до изумления за два последних десятилетия. Речь шла о технологии получения и передачи изображения, движущихся или статичных картинок, а также звука, их сопровождающего. Все-таки звук тоже играет в телевизионном деле немаловажную роль.

Без особой математики, без рядов Фурье Денис Королев объяснил слушателям, как эти цифровые картинки получаются, почему мы видим их не совсем такими, какими снимаем, и что происходит с цветом при передаче сигнала в сети или по проводам. Рассказал о прошлом этого занимательного процесса, о том, почему технологии развивались именно таким путем.

Вся наша жизнь — движение в будущее. Но вот что интересно: когда смотрим телевизор, мы с вами всегда немного путешествуем в прошлое, на несколько секунд назад, так как видим изображение и слышим звук с небольшой задержкой. Так обеспечивается их более высокое качество.

Каждый день приносит нам новые открытия в этой сфере, новые изобретения и компьютерные программы. И то, что сегодня — дело обычное, для Дениса Королева, когда он занимался компьютерной графикой в далеком 1994 году, было делом будущего, перспективным направлением. Те, кого он сегодня учит, а может быть, и те, кто пришел на лекцию и задавал вопросы, завтра изобретут и откроют что-то новое или что-то развивающее технологии, существующие сегодня. Но это уже, скорее всего, произойдет с помощью математики. Ряды товарища Фурье им в помощь.

Для особо любопытных: великий французский математик Жан-Батист Фурье жил во времена Наполеона Бонапарта, так что вовсе не мог предвидеть эры телевидения и компьютеров. Но он всегда полагал, что в ученике талант важнее усердия.

Ольга Колесникова, специально для новостной службы портала ВШЭ

Вам также может быть интересно:

Сетевые видеотехнологии на основе ИИ: МИЭМ ВШЭ разрабатывает и внедряет передовые сервисы

Автотитры, автоматизированный ассистент оператора, детектор эмоций — сервисы, разработанные в Лаборатории сетевых видеотехнологий МИЭМ НИУ ВШЭ с использованием искусственного интеллекта. Сегодня они активно применяются в видеоиндустрии для съемки и трансляции событий различных форматов. Например, детектор эмоций используется при создании популярного проекта «Большое шоу». Руководитель лаборатории Денис Королев и его коллеги рассказывают, какие продукты на основе нейросетевых технологий уже имеются в арсенале команды.

Видеокамера может быть «умной»

«Автокамера» — эксклюзивная разработка в сфере видеотехнологий сотрудников Московского института электроники и математики (МИЭМ) НИУ ВШЭ Дениса Королева и Романа Осмоловского позволит упростить и автоматизировать сложные процессы видеосъемки, заменяя собой операторов и специалистов по обработке и публикации материалов.

«Почемучник» для начинающих преподавателей

В рамках конкурса инициативных образовательных проектов Управления академического развития НИУ ВШЭ 2010 года подготовлена мультимедийная книга «Курс молодого преподавателя, или Будни Бонифация в Вышке», предназначенная для начинающих педагогическую деятельность. Авторы проекта – Зоя Котельникова, Елена Бердышева, Алексей Балашов и Юлия Овчинникова – молодые вышкинские преподаватели, делятся опытом с коллегами.