• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Песнь о Нибелунгах» прочитали так, как восемь веков назад

В Российско-немецком доме в Москве в рамках фестиваля литературы и драмы «В начале было слово…» прошел премьерный показ постановки «История о Нибелунгах». Он был организован Международным союзом немецкой культуры, проектом «Эхо небес. Голоса русских актеров» и Клубом любителей немецкого языка ВШЭ gut geD-A-CHt.

Гости вечера услышали несколько авентюр (глав) из германской средневековой поэмы «Песнь о Нибелунгах» — одного из самых важных для становления европейской цивилизации литературных произведений, создавшегося в течение семи веков. В тексте переплетены мифологические сюжеты и реальные события, происходившие в Европе с V по XIII века, его историческим ядром являются варварские нашествия, гибель Бургундского царства, разрушенного в 437 году гуннами и смерть гуннского короля Аттилы в 453 году. Художественный руководитель проекта, доцент кафедры управления человеческими ресурсами ВШЭ Валерия Устинова определила жанр прошедшего мероприятия как «вдумчивое чтение».

Актеры Виктор Вержбицкий, Лика Нифонтова и Анастасия Васильева прочитали 3 из 39 авентюр эпоса, повествующих о женитьбе нидерландского принца, драконоборца Зигфрида на бургундской принцессе Кримхильде, его смерти из-за конфликта последней с Брунгильдой, женой Гунтера — брата Кримхильды. По словам гостя вечера, историка, ординарного профессора ВШЭ Олега Воскобойникова, чтобы прочувствовать этот текст, по-настоящему вжиться в него, как нельзя лучше подходит выбранный формат — отрывками, почти нараспев, с ненавязчивым музыкальным сопровождением. Именно так «Песнь о Нибелунгах» слушали на Рейне и Дунае восемь веков назад.

Воссоздать атмосферу Средневековья помогали студентки Академии хорового искусства имени В.С. Попова Ксения Белолипецкая и Валерия Чибисова и студентка Московского государственного института музыки имени А.Г. Шнитке Юлию Орлову, а также реконструкторы Денис Дирдовский и Сергей Юдаев, которые разыграли сцену рыцарского боя на мечах.

«В этом проекте есть две большие составляющие: творческая и организационная, — заметила Валерия Устинова. — В его подготовке участвовали волонтеры —  выпускники Высшей школы менеджмента, магистранты, аспиранты, преподаватели ВШЭ. Для них здесь была возможность пройти все стадии проектного цикла — от замысла до реализации».

После самих чтений организаторы предложили всем собравшимся поразмышлять о культурных архетипах, заложенных в «Песни о Нибелунгах» и об этическом конфликте, лежащем в основе гибели бургундского королевства — совместим ли обман с понятием рыцарской чести? В дискуссии приняли участие историки, филологи, социологи, философы и люди неакадемических профессий, интересующиеся немецкой культурой. По мнению координатора проекта, руководителя клуба любителей немецкого языка ВШЭ gut geD-A-CHt Юлии Пасько, междисциплинарность такого обсуждения позволила увидеть текст с разных точек зрения.

Медиевист Олег Воскобойников обратил внимание на то, что представленный текст в течение столетий передавался в устной традиции и был записан только на рубеже XII-XIII веков. Интерес к нему возрос в эпоху формирования единого немецкого государства. После Гете, при Вагнере и вплоть до Третьего Рейха, «Нибелунги» были и источником вдохновения, и камнем преткновения.

О сложной контекстуальной и временной структуре этого произведения говорила и филолог, старший преподаватель кафедры эстетики, истории и теории культуры ВГИК Екатерина Москвина. Семь веков создания текста привели к тому, что в нем одновременно находят отражения и события XIII века, и Этцель (его прототип Аттила — предводитель гуннов, разрушивших в 437 году Бургундской королевство), и непомерная сила Зигфрида и Брунгильды, что возможно только в архаическом эпосе, на этапе формования мифологии.

Социолог, профессор ВШЭ Ольга Савельева напомнила собравшимся о, пожалуй, самой известной интерпретации этого текста — тетралогии Рихарда Вагнера «Кольцо нибелунга».

После выступления экспертов мог высказаться каждый желающий. Многие из гостей отмечали, что такие встречи близки по духу «семейным чтениям» — традиции, которая сейчас практически утеряна, но которую было бы полезно возродить.

Фотографии Саши Гор

Вам также может быть интересно:

Средневековье в кинематографе. Киномедиевализм как рефлексия о современности

Европа, пережившая в ХХ веке тяжелейшие травмы — две мировые войны, — во второй половине столетия остро заинтересовалась собственной историей, в частности — Средневековьем. Это относится как к науке, так и к культуре в целом. Серьезные киноленты таких мастеров, как Пазолини, Бергман, Росселлини, Бунюэль, Тарковский, Герман, формально посвященные средневековым сюжетам или героям, поднимали вечные вопросы и были попыткой с помощью прошлого понять настоящее. Об этом в новой колонке рассказывает доктор исторических наук, ординарный профессор НИУ ВШЭ Олег Воскобойников.

Как отправить сына учиться за границу в XVI веке

На примере истории швейцарских гуманистов Томаса и Феликса Платтеров попытаемся разобраться, с какими трудностями встречались родители XVI века, решившие отправить своего ребенка учиться в престижный зарубежный университет.

Медиевализмы в «Игре престолов»

Сериалы — один из наиболее известных и востребованных феноменов массовой культуры, использующий медиевальные мотивы. Наиболее известный сериал такого рода — «Игра Престолов», экранизация серии романов «Песнь Льда и Пламени» американского писателя Джорджа Мартина. Это фэнтези с рядом маркеров, аллюзий на историю средних веков. IQ.HSE рассказывает о том, какое реальное и вымышленное Средневековье можно найти в «Игре престолов».

Беовульф, или Туда и обратно

Джон Рональд Руэл Толкин — один из главных творцов образа Средних веков в популярной культуре второй половины ХХ — начала XXI столетий. Классик жанра «высокого фэнтези» был по совместительству филологом, профессором Оксфордского университета и тонким знатоком средневековой литературы. О том, как соотносились между собой две эти ипостаси, и что связывало «фантастическое» Средневековье, созданное воображением писателя, и Средневековье историческое, бывшее областью его исследований, рассказывает историк-медиевист Анастасия Ануфриева.

Assassin’s Creed и недостижимое Средневековье

Серию видеоигр Assassin’s Creed можно назвать одним из самых ярких воплощений исторических — или квази-исторических — образов в популярной культуре минувшего десятилетия. Первая часть этой серии, вышедшая в 2007 году, была посвящена эпохе Средневековья. О том, как создатели игры искали пути, позволяющие современному человеку приблизиться к образам прошлого, рассказывает медиевистка Анастасия Ануфриева.

Канонизация

Святые и святость — тема, которая привлекает больше всего внимания к Средневековью. Тут множество вопросов. Кто мог быть канонизирован и за что? Почему мужчины чаще попадали в святые, чем женщины? Какую роль во всем этом играл институт папства и что за вклад вносили в канонизацию простые прихожане? Что включал процесс канонизации? Ответы на все эти вопросы IQ.HSE дала Светлана Яцык, младший научный сотрудник Научно-учебной лаборатории медиевистических исследований НИУ ВШЭ.

Куртуазная революционерка

Литературная Жанна д’Арк, Сафо Средневековья, первая писательница нашей эры. Произведения Марии Французской — это сплав кельтских преданий и латиноязычной словесности, они совершили настоящую революцию в культуре. Новая статья на IQ.HSE о том, почему это действительно был прорыв и как он произошел.

В Вышке открывается новая магистерская программа «Медиевистика»

О том, почему историю латинского Запада и греко-византийского Востока надо изучать в рамках одной магистратуры, почему она будет интересна не только историкам, рассказывает научный руководитель программы Олег Воскобойников.

Почему нам снова интересно Средневековье

В парижском издательстве Vendémiaire вышла книга профессора Школы исторических наук, ординарного профессора НИУ ВШЭ Олега Воскобойникова «Во веки веков. Христианская цивилизация средневекового Запада». Накануне презентации в Париже исследователь рассказал IQ.HSE о том, почему Средневековье стало мейнстримом и может ли вера быть разумной.

«Мы живем в начале длинной эпохи возвращения гуманитарного знания»

Недавно в Библиотеке искусств им. Боголюбова в Москве прошла научно-популярная конференция, посвященная вселенной «Игры престолов», в которой приняли участие в том числе исследователи из Вышки. Чем мир Джорджа Мартина так увлекает современного человека, почему реактуализировалось Средневековье, новостной службе рассказал один из докладчиков конференции, доцент доцент Школы философии ВШЭ Александр Марей.