«Песнь о Нибелунгах» прочитали так, как восемь веков назад
В Российско-немецком доме в Москве в рамках фестиваля литературы и драмы «В начале было слово…» прошел премьерный показ постановки «История о Нибелунгах». Он был организован Международным союзом немецкой культуры, проектом «Эхо небес. Голоса русских актеров» и Клубом любителей немецкого языка ВШЭ gut geD-A-CHt.
Гости вечера услышали несколько авентюр (глав) из германской средневековой поэмы «Песнь о Нибелунгах» — одного из самых важных для становления европейской цивилизации литературных произведений, создавшегося в течение семи веков. В тексте переплетены мифологические сюжеты и реальные события, происходившие в Европе с V по XIII века, его историческим ядром являются варварские нашествия, гибель Бургундского царства, разрушенного в 437 году гуннами и смерть гуннского короля Аттилы в 453 году. Художественный руководитель проекта, доцент кафедры управления человеческими ресурсами ВШЭ Валерия Устинова определила жанр прошедшего мероприятия как «вдумчивое чтение».
Актеры Виктор Вержбицкий, Лика Нифонтова и Анастасия Васильева прочитали 3 из 39 авентюр эпоса, повествующих о женитьбе нидерландского принца, драконоборца Зигфрида на бургундской принцессе Кримхильде, его смерти из-за конфликта последней с Брунгильдой, женой Гунтера — брата Кримхильды. По словам гостя вечера, историка, ординарного профессора ВШЭ Олега Воскобойникова, чтобы прочувствовать этот текст, по-настоящему вжиться в него, как нельзя лучше подходит выбранный формат — отрывками, почти нараспев, с ненавязчивым музыкальным сопровождением. Именно так «Песнь о Нибелунгах» слушали на Рейне и Дунае восемь веков назад.
Воссоздать атмосферу Средневековья помогали студентки Академии хорового искусства имени В.С. Попова Ксения Белолипецкая и Валерия Чибисова и студентка Московского государственного института музыки имени А.Г. Шнитке Юлию Орлову, а также реконструкторы Денис Дирдовский и Сергей Юдаев, которые разыграли сцену рыцарского боя на мечах.
«В этом проекте есть две большие составляющие: творческая и организационная, — заметила Валерия Устинова. — В его подготовке участвовали волонтеры — выпускники Высшей школы менеджмента, магистранты, аспиранты, преподаватели ВШЭ. Для них здесь была возможность пройти все стадии проектного цикла — от замысла до реализации».
После самих чтений организаторы предложили всем собравшимся поразмышлять о культурных архетипах, заложенных в «Песни о Нибелунгах» и об этическом конфликте, лежащем в основе гибели бургундского королевства — совместим ли обман с понятием рыцарской чести? В дискуссии приняли участие историки, филологи, социологи, философы и люди неакадемических профессий, интересующиеся немецкой культурой. По мнению координатора проекта, руководителя клуба любителей немецкого языка ВШЭ gut geD-A-CHt Юлии Пасько, междисциплинарность такого обсуждения позволила увидеть текст с разных точек зрения.
Медиевист Олег Воскобойников обратил внимание на то, что представленный текст в течение столетий передавался в устной традиции и был записан только на рубеже XII-XIII веков. Интерес к нему возрос в эпоху формирования единого немецкого государства. После Гете, при Вагнере и вплоть до Третьего Рейха, «Нибелунги» были и источником вдохновения, и камнем преткновения.
О сложной контекстуальной и временной структуре этого произведения говорила и филолог, старший преподаватель кафедры эстетики, истории и теории культуры ВГИК Екатерина Москвина. Семь веков создания текста привели к тому, что в нем одновременно находят отражения и события XIII века, и Этцель (его прототип Аттила — предводитель гуннов, разрушивших в 437 году Бургундской королевство), и непомерная сила Зигфрида и Брунгильды, что возможно только в архаическом эпосе, на этапе формования мифологии.
Социолог, профессор ВШЭ Ольга Савельева напомнила собравшимся о, пожалуй, самой известной интерпретации этого текста — тетралогии Рихарда Вагнера «Кольцо нибелунга».
После выступления экспертов мог высказаться каждый желающий. Многие из гостей отмечали, что такие встречи близки по духу «семейным чтениям» — традиции, которая сейчас практически утеряна, но которую было бы полезно возродить.
Фотографии Саши Гор
Воскобойников Олег Сергеевич
Доцент Кафедры социальной истории
Пасько Юлия Валерьевна
Доцент Кафедры немецкого языка
Савельева Ольга Олеговна
Профессор Департамента интегрированных коммуникаций
Устинова Валерия Альбертовна
Доцент Кафедры управления человеческими ресурсами
Вам также может быть интересно:
Средневековье в кинематографе. Киномедиевализм как рефлексия о современности
Европа, пережившая в ХХ веке тяжелейшие травмы — две мировые войны, — во второй половине столетия остро заинтересовалась собственной историей, в частности — Средневековьем. Это относится как к науке, так и к культуре в целом. Серьезные киноленты таких мастеров, как Пазолини, Бергман, Росселлини, Бунюэль, Тарковский, Герман, формально посвященные средневековым сюжетам или героям, поднимали вечные вопросы и были попыткой с помощью прошлого понять настоящее. Об этом в новой колонке рассказывает доктор исторических наук, ординарный профессор НИУ ВШЭ Олег Воскобойников.
Как отправить сына учиться за границу в XVI веке
На примере истории швейцарских гуманистов Томаса и Феликса Платтеров попытаемся разобраться, с какими трудностями встречались родители XVI века, решившие отправить своего ребенка учиться в престижный зарубежный университет.
Медиевализмы в «Игре престолов»
Сериалы — один из наиболее известных и востребованных феноменов массовой культуры, использующий медиевальные мотивы. Наиболее известный сериал такого рода — «Игра Престолов», экранизация серии романов «Песнь Льда и Пламени» американского писателя Джорджа Мартина. Это фэнтези с рядом маркеров, аллюзий на историю средних веков. IQ.HSE рассказывает о том, какое реальное и вымышленное Средневековье можно найти в «Игре престолов».
Беовульф, или Туда и обратно
Джон Рональд Руэл Толкин — один из главных творцов образа Средних веков в популярной культуре второй половины ХХ — начала XXI столетий. Классик жанра «высокого фэнтези» был по совместительству филологом, профессором Оксфордского университета и тонким знатоком средневековой литературы. О том, как соотносились между собой две эти ипостаси, и что связывало «фантастическое» Средневековье, созданное воображением писателя, и Средневековье историческое, бывшее областью его исследований, рассказывает историк-медиевист Анастасия Ануфриева.
Assassin’s Creed и недостижимое Средневековье
Серию видеоигр Assassin’s Creed можно назвать одним из самых ярких воплощений исторических — или квази-исторических — образов в популярной культуре минувшего десятилетия. Первая часть этой серии, вышедшая в 2007 году, была посвящена эпохе Средневековья. О том, как создатели игры искали пути, позволяющие современному человеку приблизиться к образам прошлого, рассказывает медиевистка Анастасия Ануфриева.
Канонизация
Святые и святость — тема, которая привлекает больше всего внимания к Средневековью. Тут множество вопросов. Кто мог быть канонизирован и за что? Почему мужчины чаще попадали в святые, чем женщины? Какую роль во всем этом играл институт папства и что за вклад вносили в канонизацию простые прихожане? Что включал процесс канонизации? Ответы на все эти вопросы IQ.HSE дала Светлана Яцык, младший научный сотрудник Научно-учебной лаборатории медиевистических исследований НИУ ВШЭ.
Куртуазная революционерка
Литературная Жанна д’Арк, Сафо Средневековья, первая писательница нашей эры. Произведения Марии Французской — это сплав кельтских преданий и латиноязычной словесности, они совершили настоящую революцию в культуре. Новая статья на IQ.HSE о том, почему это действительно был прорыв и как он произошел.
В Вышке открывается новая магистерская программа «Медиевистика»
О том, почему историю латинского Запада и греко-византийского Востока надо изучать в рамках одной магистратуры, почему она будет интересна не только историкам, рассказывает научный руководитель программы Олег Воскобойников.
Почему нам снова интересно Средневековье
В парижском издательстве Vendémiaire вышла книга профессора Школы исторических наук, ординарного профессора НИУ ВШЭ Олега Воскобойникова «Во веки веков. Христианская цивилизация средневекового Запада». Накануне презентации в Париже исследователь рассказал IQ.HSE о том, почему Средневековье стало мейнстримом и может ли вера быть разумной.
«Мы живем в начале длинной эпохи возвращения гуманитарного знания»
Недавно в Библиотеке искусств им. Боголюбова в Москве прошла научно-популярная конференция, посвященная вселенной «Игры престолов», в которой приняли участие в том числе исследователи из Вышки. Чем мир Джорджа Мартина так увлекает современного человека, почему реактуализировалось Средневековье, новостной службе рассказал один из докладчиков конференции, доцент доцент Школы философии ВШЭ Александр Марей.