• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Движение WorldSkills в России повысит интерес молодых людей к рабочим профессиям

3 февраля на традиционном семинаре Института образования ВШЭ обсуждался вопрос об участии России в движении WorldSkills International, которое проводит конкурсы профессионального мастерства для популяризации рабочих профессий в 72 странах мира.

К движению WorldSkillsРоссия присоединилась в 2011 году, что было встречено и властью, и образовательным сообществом с редким оптимизмом — конкурсы поддерживает Агентство стратегических инициатив. Доклад на семинаре сделал сотрудник агентства Роберт Уразов — заместитель директора направления «Молодые профессионалы», одновременно возглавляющий движение WorldSkills в России.

Дорогу молодым

В движении WorldSkills участвуют 72 страны, Россия присоединилась последней. Представители каждой страны участвуют не только в конкурсах профессионального мастерства WorldSkills, но и в формировании стандартов по рабочим профессиям, в прогнозировании компетенций, которые в этих профессиях будут необходимы. Движение поддерживают и органы управления образованием, и крупнейшие компании, обеспечивая отбор лучших производственных практик, а также согласование интересов образования и бизнеса.

За три года в WorldSkills стали участвовать больше половины российских регионов, в 2015 году планируется провести 46 региональных чемпионатов, 2 национальных чемпионата, в которых будут участвовать около 5 тыс. человек. Чемпионаты проводятся по шести группам профессий — от строительства до косметологии, главное ограничение — возраст: не старше 22 лет, по особо сложным профессиям — например, мехатронике — 23 года. В основном соревнования индивидуальные.

В библиотеке такого-то города системным администратором был муж директора библиотеки, они развелись, и муж из вредности удалил три четверти сайта. Задача участника чемпионата — восстановить этот сайт

Участники чемпионатов WorldSkills выполняют практические задания, рассчитанные на три дня, то есть более 20 часов с перерывами, — как сказал Роберт Уразов, «выполняют реальные производственные действия, характерные для реальной жизни»: косметолог облагораживает лицо специально приглашенного человека, а столяр мастерит нечто из дерева. Вот пример задания для компьютерщиков: в библиотеке такого-то города системным администратором был муж директора библиотеки, они развелись, и муж из вредности удалил три четверти сайта. Задача участника чемпионата — восстановить этот сайт.

Каждое задание для чемпионатов разрабатывается и оценивается по особой стандартизированной технологии — в этом уникальность WorldSkills и его отличие от всевозможных самостийных конкурсов по выявлению лучших в профессии. Оговариваются мельчайшие детали вплоть до того, какие сверла какой фирмы можно использовать, должна соблюдаться техника безопасности, эксперты детально отслеживают процесс выполнения задания. Процедура отбора экспертов и организация их работы — особая гордость WorldSkills, тем более что эксперты (среди них не только квалифицированные мастера, преподаватели, но и бизнесмены вплоть до владельцев автосалонов) работают за идею, им оплачивают только дорогу до места проведения чемпионатов.

Российская специфика

На мировых чемпионатах WorldSkills российским командам пока не удалось занять топовых мест, но не все сразу. Пока идет процесс адаптации — сложности возникают даже при переводе заданий. Например, в стандарте для рабочих, которые красят автомобили, речь шла о некоем яблоке на кузове. Оказалось, что так называется тип дефекта, который может возникнуть при окрашивании. Был сделан вывод, что переводить стандарты нельзя механически, — это нужно делать с помощью экспертного сообщества.

Основные принципы WorldSkills в России свято соблюдаются — всевозможные тонкости, связанные с разработкой заданий, оценкой их выполнения, учитываются с нехарактерной для нашей страны скрупулезностью, выполнение заданий оценивается по 500-балльной шкале. Если эксперты значительно расходятся в оценках, результат аннулируется, и процедура оценивания начинается заново.

Интерес к WorldSkills со стороны бизнеса оказался настолько высок, что по его стандартам проводятся даже «непубличные чемпионаты», когда, например, эксперты оценивают достижения работников конкретного предприятия. Были случаи, когда на оборонных предприятиях результаты квалифицированных рабочих оказывались ниже, чем у студентов, участвовавших в открытом чемпионате.

Конкурсы WorldSkills наглядно демонстрируют, что разрыв между синими и белыми воротничками стремительно сокращается. Даже от станочников теперь требуется не столько умение выточить детали (это дело техники), но и программирование, изготовление чертежа, умение работать в команде. А в некоторых профессиях те действия, которые выполнялись группой из нескольких человек, благодаря автоматизации и компьютеризации теперь может выполнить один рабочий. В этом смысле российская система профессионального образования отстает — в некоторых областях все еще готовит по узким специальностям (например, раздельно по кондиционированию и отоплению), хотя в мировой практике ими легко овладевает один человек.

Спорт высоких достижений

По словам Роберта Уразова, WorldSkills в России становится для студентов техникумов спортом высоких достижений. Выстроена система соревнований и отбора лучших на уровне колледжей, в регионах, на национальном уровне, и к 2018 году, считают организаторы движения, популярность бренда WorldSkills в России должна быть такой же, как у футбольных чемпионатов.

Впрочем, по оценке профессора ВШЭ, вице-президента Российского союза промышленников и предпринимателей Федора Прокопова, движение WorldSkills не должно подменять существующие инструменты оценки и присвоения профессиональных квалификаций: Формулу-1 не нужно путать с подготовкой водителей грузовиков. При этом он считает, что WorldSkills вполне может стать рычагом, который поможет России возродить профессиональное образование и повысить интерес молодых людей к рабочим профессиям.

Вам также может быть интересно:

25 профессий будущего, к которым готовит НИУ ВШЭ

Кардинальные изменения на рынке труда заметны уже сейчас, в ближайшие годы они станут ещё более значимыми. Поэтому особенно актуальным становится вопрос — какие профессии будут востребованы через 5–10 лет, на кого стоит учиться? Ответ на него дают эксперты Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ в спецпроекте, посвященном профессиям будущего.

28%

россиян обрадовались бы желанию дочери стать программистом. Аналогичной карьере для сына были бы рады 40% наших соотечественников.

55%

россиян в возрасте 25-64 лет, имеющих профессиональное образование, считают, что их текущая деятельность частично или полностью совпадает с полученной специальностью.

Каждый новый проект требует новых знаний и новой методологии

Менеджеру по проектам приходится все время общаться с самыми разными людьми, уметь убеждать их. Чем еще интересна эта профессия, рассказывает Ольга Ларионова, менеджер по проектам компании Anheuser-Busch InBev.

Романов П.В., Ярская-Смирнова Е.Р. Антропология профессий: границы занятости в эпоху нестабильности. М.: ООО «Вариант», ЦСПГИ, 2012

Книга продолжает цикл изданий по социологии и антропологии профессий. Помимо переводов классических текстов, а также специально подготовленных для этого издания материалов, в сборник вошли статьи, написанные по докладам международного симпозиума «Профессии и профессиональные организации в современном обществе: новые подходы к исследованиям» (Высшая школа экономики, Москва 5-8 апреля 2010 года).

Ранжируя профессии

13 октября состоялся совместный семинар Лаборатории исследований рынка труда ГУ-ВШЭ и Лаборатории институционального анализа ГУ-ВШЭ на котором аспирант факультета социологии Оксфордского университета Алексей Бессуднов представил сконструированную им шкалу профессиональных статусов в постсоветской России.

Цена успеха

31 марта на семинаре Центра трудовых исследований ГУ-ВШЭ с докладом "Смена профессии и долгосрочные последствия для здоровья" выступила Ольга Лазарева.