«По тропинкам памяти»: как книга связала поколения
Онлайн-презентация книги «По тропинкам памяти. Москва в лицах простых людей», общего детища Высшей школы экономики и проекта мэра «Московское долголетие», состоялась на днях. Тропинки памяти превратились в мосты между прошлым и настоящим, между поколениями бабушек, дедушек и внуков. Авторы рассказов — слушатели курса «Мемуаристика» проекта «Московское долголетие в Вышке», а проиллюстрировали книгу студенты факультета коммуникаций, медиа и дизайна ВШЭ.
В онлайн литературной гостиной собрались преподаватель и авторы рассказов (слушатели курса «Мемуаристика. Впиши себя в историю Москвы»), иллюстраторы книги (студенты — художники и дизайнеры), а также представители Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы.
Валерия Касамара, проректор НИУ ВШЭ
Эта книга – не просто сборник рассказов слушателей курса «Мемуаристика», а связующее звено между различными поколениями, инструмент, создающий новых друзей. Над проектом совместно трудились наши “серебряные” студенты и учащиеся Вышки. Они тесно общались друг с другом, отрабатывая навыки графического дизайна, макетирования и письма. Каждый из них получил книгу в подарок, а с электронной версией можно будет ознакомиться здесь без каких-либо ограничений.
Одним из ключевых моментов встречи стала не только презентация самой книги, но и обозначение планов на ближайшее будущее. Курс «Мемуаристика» проекта «Московское долголетие в Вышке» учит писать рассказы-воспоминания. Но ведь нужно еще уметь правильно читать. С этой задачей слушателям поможет справиться «Литературная гостиная в Вышке», которую мы планируем открыть в рамках «Московского долголетия в Вышке» уже в следующем году.
На презентации книги в исполнении авторов прозвучали грустные, смешные и курьезные истории о коротких и судьбоносных встречах, истории про Москву, которая сохраняет вековые тайны и при этом молодеет.
Слушатель «Мемуаристики» и автор рассказов Георгий Болтенков признается, что пойти на вышкинский курс ему предложила внучка Настя (Анастасия Петракова — научный сотрудник Института образования ВШЭ — прим.ред.), которая знала его увлечение мемуарами. «В свои школьные годы она иногда меня просила помочь с сочинениями. Ей нравилось вместе со мной что-то сочинять, часто она просила меня собрать воспоминания о моей жизни. Скажу сразу честно — я пришел на курс не для того, чтобы писать, а просто послушать, пообщаться», — говорит Георгий Болтенков.
Я благодарен внучке, что она привела меня на эти занятия. Но особое спасибо хочется выразить преподавателю, Мокровой Алене Геннадьевне! Благодаря ее тактичности, умению объяснить и внушить, что надо пробовать, я написал несколько воспоминаний и сам этим доволен. А особенно моя любимая внучка!
Другой слушатель курса «Мемуаристика» Виктор Сорокин отмечает, что общество не может нормально развиваться без преемственности поколений, а преемственность — это память, и, в первую очередь, семейная. «Рассказы в этой книге — не только интересные истории из жизни, о встречах с известными людьми, — говорит он. — Здесь в первую очередь речь идет о бабушках, дедушках, о страшных годах войны, пережитых родителями. Пишет то поколение, которое связывает XIX век с XXI веком. Поначалу рассказы были просто автобиографические, но когда авторы получили необходимые знания основ писательского ремесла (понятия матрицы истории, проработки сюжета, внутренней драматургии, стиля изложения), они превратили рассказы в красочные картины того времени, наполненные эмоциями».
Не менее интересным, захватывающим и полезным этот опыт стал и для студентов Вышки. Перед ними стояла довольно непростая задача — разработать серию иллюстраций, но каждый рисует в собственной стилистике, и это фактически пресекает возможность поддержания серийности. Чтобы это стало возможным, ребятам пришлось разработать общую методику. «Мы периодически советовались друг с другом, потихоньку складывая продукт в одно целое. Визуально мы старались создать нечто похожее на иллюстрации периода СССР, вот почему оформление книги представлено в более винтажном стиле, — рассказывает второкурсница Эвелина Волкова. — По окончании работы каждый из нас по-своему обогатился: повысил навыки работы с Adobe photoshop и Adobe illustrator, научился командной работе и тайм-менеджменту или просто получил занимательный опыт и проникся историями книги».
Алена Мокрова, преподаватель курса «Мемуаристика». Впиши себя в историю Москвы»
Мы готовили этот сборник, когда власть на планете захватил вирус. Мои ученики, несмотря на принадлежность к «стопкоронавирусному» возрасту, не сдались. Мы продолжали общаться, заниматься онлайн, писать рассказы. «Карантинные» рассказы получились светлыми и жизнерадостными, несмотря ни на что.
Оглядываясь назад, удивляюсь отваге Валерии Касамара и Евгении Осиповой, которые решили организовать в Высшей школе экономике — архисерьезном вузе — занятия по городской программе «Московское долголетие». Образ Вышки — высокая наука, создание стратегий развития экономик и социума городов и государств. Казалось бы, причем здесь мемуаристика? Однако память простых конкретных людей, их судьбы, мысли, отношения между собой и с государством, этот микромир — оказались также важны, как и макроэкономические прогнозы и исследования.
Осипова Евгения Васильевна