Можно ли экономить на персонале?
В ситуации кризиса многие компании сталкиваются с трудностями и вынуждены идти на непопулярные меры по сокращению числа сотрудников и урезанию заработных плат. Как это делать правильно, чтобы не "убить" свою компанию, и какую мотивацию избрать для оставшихся сотрудников? На эти вопросы отвечала президент компании Workline Group Евгения Громова, которая 9 декабря приняла участие в семинаре "Маркетинг персонала" Высшей школы маркетинга и развития бизнеса ГУ-ВШЭ.
Само по себе понятие "маркетинг персонала" подразумевает, что сотрудники компании — это отдельная целевая группа, на которую необходимо ориентироваться и сегментирование которой нужно проводить, чтобы вычленить эффективных и менее эффективных сотрудников. Именно на выстраивание системы оценки и мотивации сотрудников, по мнению Евгении Громовой, должна быть направлена оптимизация работы бизнеса в условиях кризиса
— Как правильно сокращать персонал, чтобы оставшиеся служащие не впадали в депрессию из-за того, что их тоже могут сократить, и не переставали работать от страха?
— Главное, чтобы были поставлены правильные цели и была оценена эффективность. Людей можно и нужно увольнять, более того, они уйдут сами, когда увидят, что их "стоимость" падает из-за их собственной низкой эффективности. Поэтому здесь вопрос в том, как увольнять. Если все инструменты внутреннего маркетинга (оценка эффективности, лояльности) используются правильно, то это все произойдет не только безболезненно, но и эффективно для компании. Останутся лучшие сотрудники, а худшие уйдут сами. На это не нужно будет тратить ни сил, ни энергии, ни переживаний.
— А вот, например, типичная ситуация при нынешнем кризисе. Есть крупная компания, например ритейловая. Большинство сотрудников — продавцы. Из-за кризиса им урезали оклады и бонусы. Над всеми висит угроза увольнения. В итоге сотрудники воспринимают свою компанию как врага. Что делать руководству в такой ситуации, как вернуть лояльность?
— Ситуация сложная. Потерянное уважение всегда сложно возвращать. Его лучше, конечно, не терять. Руководителю всегда следует быть уверенным в себе. Это как на корабле. Даже если капитан не уверен в том, что он делает, все до последнего матроса не должны сомневаться, что он знает, что делать. Иначе команда взбунтуется, и он перестанет быть капитаном, его просто выбросят за борт.
— Должен ли он объяснять свои решения?
— Нет, он не должен объяснять. Он должен демонстрировать свою уверенность. И эти решения должны быть понятны сотрудникам. Сотрудники должны верить в то, что эти решения верны. Это чрезвычайно важно в ситуации кризиса.
— Вы говорили о типологии личностей сотрудников. По вашим наблюдениям, к какому типу относятся продавцы?
— На самом деле продавцы должны быть разными, потому что потребители разные. И на каждый тип потребителя есть свой продавец. Это нужно обязательно учитывать в работе. Нельзя делать продавцов одинаковыми, иначе вы тогда не охватите все потребительское поле. Тогда они не будут конкурировать друг с другом. На каждого продавца будет свой покупатель.
— Каков тогда рецепт мотивации для них в условиях кризиса?
— Рецепт один. Это цели и оценка по целям. То есть если цели поставлены и достигнуты — сотрудник получает бонус. Если нет — не получает. Нужно понимать, что соотношение фиксированной заработной платы и бонусной должно меняться в сторону увеличения бонусной части. Та часть, которую платят фиксированно, должна уменьшаться, тогда те люди, которые этой цели не достигают, уходят.
— На чем все-таки можно экономить компании в ситуации кризиса? Что можно урезать, а что трогать категорически нельзя? На персонале можно экономить?
— Вопрос в том, что такое "экономия на персонале". Вот экономия на праздниках — это что: экономия на праздниках или на персонале? Это все равно касается людей. И здесь вопрос не в том, можно или нельзя экономить. Вопрос в другом: если компании необходимо экономить, то нужно это делать. Однако нельзя кидаться в экономию панически, "резать" все на корню. Экономия никогда не приносит дополнительных денег, а лишь позволяет сохранить достигнутое. Она не предполагает захвата новых вершин, а только замирание на каком-то уровне. Поэтому здесь вопрос — зачем это нужно в рамках стратегии развития компании и в каких размерах это нужно. А дальше руководство компании должно объяснять персоналу, какие есть новые возможности для роста в будущем. Надо также рассказать персоналу, как и за счет чего эти возможности будут достигнуты. Нельзя забывать, что кризис — это не навсегда, и, чтобы его пережить, необходимо ставить компании долгосрочные цели развития. В противном случае будущего у компании нет.
Анастасия Астахова, Новостная служба портала ГУ-ВШЭ
Фото автора
Вам также может быть интересно:
Демографический спад поддержит рынок труда
Российский рынок труда отличается от рынка труда других стран. На экономические спады и кризисы он не отвечает ростом безработицы и быстро восстанавливается. Причина в том, что работодатели проявляют большую гибкость: не увольняют сотрудников, а сокращают им зарплаты и рабочее время. Выступление замдиректора Центра трудовых исследований НИУ ВШЭ Ростислава Капелюшникова.
Альтернативой безработице стала неформальная занятость
Динамика и структура неформальной занятости, особенности ее измерения, заработки неформальных работников, а также связь с институциональной средой — эти и другие темы обсуждаются в монографии «В тени регулирования: неформальность на российском рынке труда» под редакцией директора Центра трудовых исследований ВШЭ Владимира Гимпельсона и его заместителя Ростислава Капелюшникова.
Реформа урезала права немецких безработных
Реформа трудовых отношений — одна из наиболее обсуждаемых тем в российском обществе. Масштабную реформу рынка труда в 2000-е годы провела Германия. Немецкий опыт стоит внимания. Исследование ведущего научного сотрудника Центра трудовых исследований НИУ ВШЭ Нины Вишневской.
Ценность формальной занятости сведена к нулю
Россияне готовы работать без трудовой книжки и получать зарплаты в конвертах. Формальный сектор в их восприятии не связывается ни с возможностью улучшить свое благосостояние, ни с системой социальной защиты. Исследование Анны Зудиной.
Трудовое законодательство тормозит и увольнения, и найм
Малый и средний бизнес в России проще адаптируется к жесткому трудовому законодательству, чем крупный из-за возможности несоблюдения его норм. Предприятия, гарантирующие соблюдение закона, компенсируют свои издержки за счет более низких зарплат сотрудников. Исследование Ольги Мироненко
Геи и красавицы с точки зрения работодателей
Мужчины с нетрадиционной ориентацией имеют меньше шансов получить работу, а привлекательность женщины не всегда повышает вероятность трудоустройства. Обзор исследования сайтов по трудоустройству.
Коррупция повышает заинтересованность в местных кадрах
Чем выше уровень коррупции в стране, тем больше местных кадров в подразделениях корпораций и выше бонусы менеджмента. Дж. и С. Мезайас (США) представили свое исследование на факультете менеджмента ВШЭ.
Неучастие работников в управлении: «это жизнь…»
14 сентября состоялась международная конференция «Участие работников в управлении производством. Роль профсоюзов и производственных советов в регулировании трудовых отношений», организованная Высшей школой экономики и Центром социально-трудовых прав.
Молчание труда
После начала шоковой терапии в 1992-м в течение десятилетия российский рынок труда испытывал серьезное падение реальных зарплат, рост безработицы и количества «работающих бедных», и, в целом, катастрофическое снижение жизненного уровня. При этом забастовочная активность была ниже, чем в Западной Европе. Этот парадокс анализирует Линда Кук .