Летняя школа ГУ-ВШЭ – площадка для формирования исследовательского сообщества в области Labour Economics
С 5 по 11 июля 2008 года пройдет II Российская Летняя школа по экономике труда (RSSLE), организованная кафедрой экономики труда и народонаселения факультета экономики и Лабораторией исследований рынка труда ГУ-ВШЭ. 2008 г. О предстоящей школе, ее отличиях от прошлогодней рассказывает проректор ГУ-ВШЭ, зав. кафедрой экономики труда и народонаселения Сергей Рощин.
— Сергей Юрьевич, в этом году Летняя школа проводится во второй раз, уже можно говорить о традициях и преемственности. Чем нынешняя школа будет отличаться от прошлогодней?
— Да, действительно, после того, как мы провели Летнюю школу в прошлом году, мы сразу же начали планировать проведение следующей. И в этом году она уже называется Российская летняя школа по экономике труда. Можно сказать, что мы начали выстраивать традиции проведения Летней школы, при этом мы во многом опираемся на опыт наших зарубежных коллег, прежде всего — европейских, где подобная нашей школа существует уже достаточно давно, более 10 лет.
Конечно, мы не можем калькировать опыт Европы — ведь в России только формируется сообщество экспертов, занимающихся экономикой труда. Но, тем не менее, мы надеемся, что со временем Российская Летняя школа, опираясь, в том числе на европейский, мировой опыт, также станет той академической площадкой, которая будет способствовать развитию исследовательских знаний, навыков, будет стимулировать различные проекты и взаимодействия в профессиональном сообществе специалистов по экономике труда.
Теперь, что касается отличий. В прошлом году акцент Летней школы был сделан на взаимодействии преподавания экономики труда и исследований в этой области. Это важно, потому что преподавание экономики труда как Labour Economics в России еще не распространено. У нас экономика труда преподается в большей степени как рассмотрение проблем организации труда, нормирования труда, и с этой точки зрения важно, чтобы те исследовательские достижения, которые сделаны уже на основе различных проектов по экономическому анализу процессов, протекающих на российском рынке труда, были не только достоянием ограниченного круга академических исследователей, но переходили бы в преподавание, в университетские курсы, активно использовались. Ведь экономика труда — это очень прикладная наука.
В прошлом году в школе участвовали преподаватели. При этом акцент делался на вузовских преподавателей из российских регионов. В Москве экспертное сообщество взаимодействует более тесно и постоянно, имея возможность принимать участие в регулярно проводимых Высшей школой экономики и некоторыми другими вузами семинарах. У коллег же из других регионов эти возможности более ограничены.
В этом году мы сменили акцент. Летняя школа в большей степени будет посвящена обсуждению проблем исследований. Эта школа - для исследователей. Конечно, исследователями являются и преподаватели, которые читают соответствующие курсы. Хороший университетский преподаватель не может не вести исследований — для того, чтобы вести соответствующие курсы, особенно на продвинутом уровне, на уровне магистерских программ. Но в этом году в Летней школе смогут принять участие и научные сотрудники различных исследовательских центров, не занимающиеся преподаванием. В отличие от прошлого года, к участию в школе приглашаются и аспиранты — как университетов, институтов, так и научно-исследовательских центров. И акцент делается на обсуждении исследовательских методологий и методик для анализа процессов, происходящих на российском рынке труда, для исследования трудовых отношений. Конечно, предполагается и обсуждение вопросов, связанных с преподаванием, но в меньшей, чем в прошлом году, степени.
Исходя из этого, в этом году работа школы будет строиться таким образом, что будут и лекции экспертов по различным направлениям исследований, но много времени будет уделено обсуждению исследовательских проектов участников школы. В отличие от прошлого года, в этом году основным критерием для отбора участников на Летнюю школу станет наличие исследовательского проекта или научной публикации кандидата на участие в работе Летней школы по соответствующей тематике.
— К участию в Летней школе допускаются только российские исследователи?
— Нет. В прошлом году, например, в школе участвовали наши коллеги из Белоруссии. Мы надеемся, что они примут участие и в этом году. Мы открыты для сотрудничества. Более того, наша школа как академическая площадка может стать полезной для формирующегося экспертного сообщества в области Labour Economics на всей территории постсоветского пространства. Мы считаем, что это очень важно, и приглашаем принять участие в работе школы коллег из Украины, Казахстана, Грузии, Армении и других стран — для того, чтобы пространство исследований в области экономики труда формировалось не только в пределах Москвы.
— Кого вы планируете пригласить в качестве экспертов Летней школы?
— Надо сказать, что Высшая школа экономики имеет определенные достижения в области исследований по Labour Economics, и довольно существенная часть экспертов, ведущих исследования по данной тематике сосредоточена именно в ГУ-ВШЭ. Существуют еще несколько таких научных центров, в первую очередь, это относится к Российской экономической школе. В этом году в качестве экспертов у нас примут участие Владимир Гимпельсон, руководитель Центра трудовых исследований Высшей школы экономики, профессор кафедры труда и народонаселения, Анна Лукьянова, сотрудник ЦеТИ и преподаватель кафедры экономики труда и народонаселения, Лариса Смирных, профессор этой же кафедры, планируется, что лектором и экспертом буду также и я, как это было в прошлом году. Возможно также, в работе школы примут участие как эксперты и наши зарубежные коллеги. Сейчас такая возможность уточняется.
— Какова основная тема для обсуждений на предстоящей Летней школе?
— В этом году наша школа будет посвящена проблемам мобильности на рынке труда. Мобильность понимается очень широко. Конечно, процессы, происходящие на рынке труда взаимосвязаны, и нельзя абсолютно отделить процессы мобильности от процессов, например, зарплатообразования, или от проблем спроса на труд или предложения труда. Но, в первую очередь, мы все же будем обсуждать проблемы мобильности — территориальной мобильности, внутрифирменной мобильности с точки зрения карьеры, продвижения персонала внутри фирмы, мобильности по доходам и заработной плате, т.е. в целом о мобильности на рынке труда. И лекции экспертов будут так или иначе связаны с обсуждением этой проблематики, хотя, конечно, будут обсуждаться и проблемы смежные, более широкие.
— Насколько в современной России востребованы исследования в области Labour Economics?
— Эти исследования очень востребованы, хотя, может быть, на первый взгляд, это и не очевидно. Обсуждение проблематики социально-экономического развития России на ближайшее время ставит вопросы, ответы на которые необходимо искать, в том числе и опираясь на исследования в области экономики труда. Многие ситуации на рынке труда, как это широко отмечается и среди специалистов, и в популярных изданиях, являются серьезными ограничителями для социально-экономического развития страны в среднесрочной перспективе. Это и демографические проблемы, вызывающие ограничения в предложении труда, и проблемы, связанные с производительностью труда, проблемы реакции населения на политику формирования заработной платы, которая реализуется и в бюджетном секторе, и в корпоративной среде. Это вопросы, требующие не только качественных, но нередко и количественных ответов для обоснования социально-экономической стратегии и формирования политики на среднесрочную перспективу. Для этого как раз и нужны подобные исследования.
Проблема мобильности чрезвычайно актуальна — это и проблемы территориальной мобильности с точки зрения существенной региональной дифференциации рынков труда, и межфирменной мобильности — в условиях роста заработной платы в российской экономике за последние годы мы наблюдаем существенный переток работников от фирмы к фирме, проблемы "гонки зарплат" и т.д. Как видите, существует много актуальных тем, где нужны исследования в области Labour Economics. Безусловно, это должны понимать и потенциальные заказчики проведения исследований, и мы надеемся, что Летняя школа, как и вся деятельность Высшей школы экономики по развитию исследовательского академического пространства будет на это работать.
— Ясно, что процесс формирования сообщества исследователей достаточно длителен. Но можно ли уже говорить о первых результатах деятельности Летней школы по экономике труда?
— Самый главный результат состоит в том, что мы узнаем друг друга, что появляется площадка, где можно обмениваться опытом, результатами, продвигать наиболее передовые исследовательские методы, методики в области исследований Labour Economics. О более реальной отдаче можно будет судить не ранее чем через 2—3 года.
Но характерно, что в этом году уже поступили заявки на участие в Летней школе от прошлогодних участников. Напомню, что прием заявок продлится до 31 мая.
Записал Алексей Завадских, Новостная служба портала ГУ-ВШЭ
Вам также может быть интересно:
В ВШЭ выяснили причины разрыва в зарплатах между выпускниками и выпускницами вузов России
Исследование Высшей школы экономики показывает: несмотря на одинаковое образование и начальные условия, разница в стартовых зарплатах между мужчинами и женщинами достигает 22%. Это связано одновременно с тем, что выпускницы учатся на менее доходных специальностях, и с тем, что идут работать в сектора с меньшими заработками, поскольку ищут более стабильные и безопасные условия труда.
Как борьба с пандемией повлияла на интерес к пособию по безработице и на уважение прав работников
Почему службы занятости до введения карантинных мер не пользовались популярностью, что в дальнейшем привлекло в них даже работающих, с какими нарушениями трудовых прав можно столкнуться — исследования по этим темам были представлены на одной из сессий XXIII Ясинской международной научной конференции НИУ ВШЭ.
NEET-молодежь: что происходит, когда не хватает добросовестности, эмоциональной стабильности и упорства
Высшее образование становится более востребованным, когда развиваются технологии, замещающие рутинный труд, и ИТ-сектор сегодня уже формирует повышенный спрос на специалистов. При этом часть выпускников вузов не учится и не работает, а в целом в группе «свободной» молодежи около трети живет в бедности, как и их родители. Об этом шла речь на сессии XXIII Ясинской международной научной конференции НИУ ВШЭ, посвященной человеческому капиталу и заработной плате.
Владимир Гимпельсон рассказал о четырех must have для молодого специалиста
Рынок труда никогда не будет прежним, рассуждали эксперты и игроки рынка в разгар пандемии. Однако изменения оказались менее существенными, чем ожидалось. В чем уникальность сегодняшнего кризиса, почему уровень безработицы быстро вернулся к докарантинным значениям, стоит ли бояться роботизации, за что «штрафуют» старшие поколения и к чему готовиться молодым? На эти и другие вопросы YouTube-канала Вышки ответил Владимир Гимпельсон, профессор факультета экономических наук, директор Центра трудовых исследований ВШЭ.
Рынок труда и пандемия: как сработали меры поддержки
Подстройка рынка труда к кризису во многом оказалась эффективной, система смогла переварить новые вызовы. Однако круг получателей пособий мог быть шире, а главный недостаток мер поддержки занятости — отсутствие обязательств компаний перед работниками. Центр трудовых исследований (ЦеТИ) и Лаборатория исследований рынка труда ВШЭ провели совместный онлайн-семинар «Меры пассивной и активной политики на российском рынке труда».
Профессии в тренде: как Вышка отвечает на вызовы будущего
Рынок труда постоянно меняется. На кого учиться, чтобы выйти из вуза со знаниями и навыками, востребованными не только в современных реалиях, но и как минимум через четыре-шесть лет? Как определить, насколько та или иная профессия будет востребована в будущем? Что может послужить базой для создания списка профессий, которые продолжат быть востребованными и в России и в мире? В нашем спецпроекте эксперты ИСИЭЗ ВШЭ отвечают на эти вопросы через анализ глобальных трендов.
Правила успешного фриланса. Как побеждать в конкурсах на бирже удаленной работы
Шансы фрилансера получить конкурсный контракт могут снижаться до 0,1% и взлетать до 40%. Социологи ВШЭ изучили от чего это зависит. IQ.HSE переложил выводы ученых в инструкцию: как существовать на бирже, чтобы оказываться в выигрыше.
Тест: работа мечты существует? Какие трудовые условия соблазняют миллениалов
HR-специалисты охотятся за молодыми творческими работниками. А те меняют фирмы как денди — перчатки. Почему так происходит? Ольга Котомина из ВШЭ по итогам опроса креативщиков в возрасте 19–35 лет выделила пять характеристик идеального рабочего места. На их основе редакция IQ.HSE составила быстрый тест.
Ярослав Кузьминов — о развитии высшего образования в условиях цифровизации
В течение ближайших 10 — 15 лет рынок труда полностью изменится под воздействием цифровой революции. Чему и как нужно учиться в условиях быстрого обновления профессий и технологий на рынке квалификаций? Как выжить вузам в условиях распада традиционных методик преподавания? Когда ждать появления массовой индивидуализации образовательных траекторий? Ответы на эти и другие вопросы — в лекции ректора НИУ ВШЭ.
Личность на работе. Как трудовые успехи связаны с психологическими качествами
Манера думать, чувствовать и вести себя в определенных обстоятельствах влияет на возможность занятости и величину зарплаты. Эффект от характеристик личности на рынке труда впервые в России измерила Ксения Рожкова.