• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«От учебы в Вышке я получил даже больше, чем ожидал»

Михаил Васин

Почему не надо заходить в онлайн-банк через публичный WiFi, как пиарщику правильно общаться с журналистами и почему дополнительное образование сейчас полезно даже состоявшимся специалистам, рассказывает Михаил Васин, руководитель корпоративных коммуникаций в России и странах развивающихся рынков «Лаборатории Касперского» и выпускник Высшей школы маркетинга и развития бизнеса ВШЭ.

Лучше учиться на чужих ошибках

По образованию я маркетолог, в начале 2000-х годов у меня появилась возможность попробовать себя в пиаре, и я с большим интересом взялся за это: работал в пиар-агентстве, в основном с зарубежными брендами. Когда поступило предложение от «Лаборатории Касперского» — загорелся, потому что оно совпало с моим внутренним настроем работать в российской компании, ставшей популярной за рубежом. Информационная безопасность казалась востребованным и весьма перспективным направлением. Спустя годы могу сказать, что я оказался прав.

После нескольких лет в лаборатории мне захотелось поработать над международными проектами, однако не хватало «картинки». Интересно было изучить мировые кейсы, чтобы не допускать схожих ошибок при работе с новыми территориями. Как говорится, лучше учиться на чужом опыте.

Я начал читать зарубежную профессиональную литературу и присматриваться к дополнительному образованию. Изучив рынок, остановился на программе «Управление маркетинговыми активами компании» Высшей школы маркетинга и развития бизнеса ВШЭ. Мне она показалась наиболее интересной по соотношению теории и практики, количеству и известности внешних экспертов, которые там преподавали.

К прессе нужен персонализированный подход, формальное отношение, как и массовая рассылка пресс-релизов, не работают

Как сейчас понимаю, я получил даже больше, чем ожидал. Занятия, даже теоретические, в большинстве случаев подразумевали решение конкретной задачи. С нами работали ведущие специалисты в своих отраслях, начиная от директоров по маркетингу крупных компаний, таких как КАМАЗ, заканчивая руководителями востребованных маркетинговых, рекламных и пиар-агентств. Это был увлекательный год, когда мы практически ежедневно что-то решали, спорили и придумывали.

До сих пор общаюсь с сокурсниками, многие работают в крупных компаниях, кто-то сразу после обучения поменял работу, кто-то получил более высокую должность на прежнем месте. Я решил остаться в пиаре, где вырос до руководителя департамента, реализуя идеи, которые вероятно, и не пришли бы мне в голову, если бы не было такого дополнительного образования.

Международные проекты

«Лаборатория Касперского» работает в сфере информационной безопасности с 1997 года. У компании 400 млн частных и 270 тыс. корпоративных клиентов. Лаборатория имеет 37 региональных офисов в 32 странах на 5 континентах.

В тот момент «Лаборатория Касперского» стремительно росла, и каждая новая территория требовала не только специфического бизнес-подхода, но и построения коммуникаций с нуля. Например, тогда стало ясно, что единый пресс-тур в Москву для журналистов со всего света потерял свою актуальность. Так появилась идея серии локальных мероприятий под названием Cyber Security Weekend, где наши эксперты со всего мира — от Японии до Аргентины — рассказывают о насущных информационных угрозах в близком для журналиста регионе и мире в целом.

Это не просто пресс-конференция, это двухдневная рабочая программа, после которой журналисты освещают, помимо основных новостных поводов, еще 3-4 темы, связанные с информационной безопасностью. Посредством таких мероприятий моей команде удается установить крепкие долгосрочные взаимоотношения со СМИ. И как результат работы с прессой в регионе, например, в Латинской Америке, — именно нашего эксперта приглашают в самое рейтинговое воскресное ток-шоу на CNN Español.

К прессе нужен персонализированный подход, формальное отношение, как и массовая рассылка пресс-релизов, не работают.

Проекты в России

Из российских проектов особенно хочу отметить IT-экспедиции «Касперский открывает города», где нам удалось объединить журналистов и блогеров, экспертов лаборатории и представителей ИТ-индустрии. Идею экспедиции предложил сам Евгений Касперский, когда стало очевидно, что интерес к темам информационной безопасности снижается и пользователи стали более беспечно относиться к вопросам безопасности в Интернете. Нужен был новый подход к аудитории.

Мы собрали 250 участников и поехали в Урюпинск (многие, оказалось, не знали, что Урюпинск — это не город из анекдотов, а реально существующее место на карте Волгоградской области). Формат проекта объединил серьёзную IT-конференцию (деловую часть экспедиции посещали профильный федеральный министр и руководители регионов) и праздник для жителей города — две трети населения пришли на бразильский карнавал и выступление популярных групп. На следующий год мы уже провели конкурс среди российских малых городов, желающих принять у себя IT-экспедицию, выиграл — Козьмодемьянск.

Киберпреступность становится бизнесом

«Лаборатория Касперского» ежедневно определяет более 300 тысяч новых вредоносных программ. При таком объеме зловредов каждый из нас хотя бы раз становился жертвой спама с зараженным вложением или программы блокиратора, или того хуже — шифровальщика данных. Поэтому мы скорее предупреждаем и образовываем пользователей. Без понимания, как себя вести в интернете — сегодня никуда, всегда надо включать голову.

Антивирус сегодня — это не только программа, это целый набор технологий и инструментов. Если мы говорим о защите бизнеса, то теперь нельзя просто установить защитное решение и успокоиться, нужно постоянно наблюдать, что происходит в корпоративной сети, нет ли аномалий, обучать сотрудников правилам интернет-безопасности. Каким бы хорошим не был защитный программный продукт, для защиты от целого ряд атак, в том числе целевых, этого уже недостаточно. Поэтому на покупку экспертизы в области информационной защиты у передовых компаний уходит до 60% бюджета, выделенного на информационную безопасность.

Оплатили билеты через публичный WiFi, придумали один пароль для всех почтовых адресов и Фейсбука, а потом удивляемся, что все друзья получили предложение по Скайпу: «Я в тяжелой ситуации, перечислите мне 20 тыс. рублей, срочно надо»

Интернет был создан без оглядки на защиту информации, это была армейская сеть, создатели которой рассчитывали, что человек не подойдет к компьютеру без предъявления пропуска. Но времена изменились, доступность Интернета и подключенность к нему всевозможных сервисов способствовали трансформации киберхулиганов в бизнесменов, зарабатывающих на краже данных и денег. Теперь это организованная преступность, у которой есть свой бизнес-план, свои менеджеры по кадрам и технологиям, бухгалтерия и прочие обычные для любой организации отделы. Это индустрия, организованная не хуже наркокартелей или торговцев оружием.

Пейзаж киберпреступности стремительно меняется, можно сказать, что мы живем в эру кибервойн. Известны случаи, когда под натиском киберпреступников падали интернет-системы целого государства. Так, еще в 2007 году эстонские сайты подверглись длительной атаке ботнетов со всего мира. Больше всего от атаки пострадали сайты президента, парламента, министерств, новостных и финансовых организаций. Чтобы остановить нападение хакеров, Эстонии пришлось кратковременно полностью отключиться от интернета.

Уроки повседневной киберграмотности

Вот несколько простых рекомендаций. Будьте аккуратны с входящей корреспонденцией. Если пришел спам, не открывайте прикрепленных вложений и не кликайте по ссылкам в нем, в том числе не переходите на сайт и не вводите свои данные, даже если письмо пришло якобы от вашего банка или государственной организации, так как любая прямая ссылка может оказаться фишинговой. В идеале на сайты, требующие ввода личных данных, заходить по ссылкам вообще не стоит — лучше набрать адрес вручную.

Второй момент — пользование публичными сетями WiFi. Сегодня мы подключаемся всегда и везде, где есть возможность, и не только для того, чтобы проверить почту, но и часто для работы с онлайн-банкингом. Однако даже в известном кафе никто не запрещает киберпреступнику сесть за соседний столик и развернуть фальшивую сеть с таким же именем, чтобы весь ваш трафик шел через его лэптоп. Если вы не уверены в безопасности интернет-подключения, но все равно хотите выйти в сеть, по крайней мере не заходите в интернет-банк и другие критически важные сервисы — для их посещения воспользуйтесь мобильным интернетом. Сам я использую подключение через VPN (виртуальную частную сеть) — это хороший вариант защиты данных, хотя и не бесплатный. Трафик в такой сети маршрутизируется по защищенному туннелю в зашифрованном виде, что исключает возможность съема информации, которую вы передаете.

Могу также порекомендовать использовать двухуровневую идентификацию, она не всегда предлагается по умолчанию, но в настройках её часто можно найти. Даже при утечке вашего пароля это усложнит киберпреступнику возможность использовать интернет-сервис от вашего имени.

Всегда помните, что, безалаберно относясь к информационной безопасности, вы подвергаете опасности не только себя. Например, если вскроют ваш почтовый ящик, то адреса всей контактной книги попадут к мошенникам. Вы же наверняка закрываете на ключ квартиру, ставите сигнализацию на машину. А в интернете у многих пользователей почему-то возникает ощущение, что здесь ничего плохого не произойдет. Оплатили билеты через публичный WiFi, придумали один пароль для всех почтовых адресов и Фейсбука, а потом удивляемся, что все друзья получили предложение по Скайпу: «Я в тяжелой ситуации, перечислите мне 20 тыс. рублей, срочно надо». И ведь люди верят таким сообщениям, перечисляют.

Всегда есть чему поучиться

Все мы видим, как умирают целые индустрии, но в ответ появляются совершенно новые продукты. Соответственно, и человек намного чаще, чем раньше, меняет свои привычки потребления. Всё это требует от компании разработки нового маркетингового микса, а от современного специалиста — быстрой реакции, богатого опыта и актуальных знаний. Поэтому, когда курс валют нестабильный и сложно разобраться, в какие ценные бумаги или недвижимость инвестировать, единственно верным решением будет инвестировать в себя и в свои знания.


20 мая 2016 года Высшая школа маркетинга и развития бизнеса НИУ ВШЭ отмечает десятилетие первого выпуска и приглашает своих выпускников, слушателей и партнеров на большую конференц-встречу «Десять лет по дороге в будущее! Высшая школа маркетинга и развития бизнеса НИУ ВШЭ»

Подробнее о встрече


Беседовала Людмила Мезенцева