• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Можно ли управлять качеством образования?

1 марта руководитель Рособрнадзора Виктор Болотов вручил дипломы победителям конкурса 2006 года "Системы обеспечения качества подготовки специалистов". В числе лауреатов оказались Пермский и Нижегородский филиалы ГУ-ВШЭ. Рассказывает директор Пермского филиала Галина Володина.

— Галина Емельяновна, что представляет собой этот конкурс?

— Это отраслевой конкурс в области качества профессионального образования, который был учрежден несколько лет назад Министерством образования РФ, с 2004 года его проводит Министерство образования и науки РФ. Каждый год определяются лауреаты и дипломанты конкурса.

Задача конкурсных процедур — оценить систему управления университетом, ее роль в обеспечении высокого качества образования. Принципы построения этой системы универсальны для самых разных отраслей — они были сформулированы еще в 80-е годы Европейским фондом по управлению качеством и позже названы "Моделью совершенства в бизнесе".

— Как организованы конкурсные процедуры?

— Конкурс состоит из двух туров - заочного и очного. В первом туре вуз проводит самооценку на основании предложенных параметров и направляет отчет в Рособрнадзор. Каждый отчет анализируют как минимум три эксперта, выставляют баллы по каждому параметру, после чего выводится общая оценка. Максимально можно набрать 1000 баллов, но, конечно, это никогда никому не удавалось.

Вузы, набравшие самые высокие баллы, проходят во второй тур. Эксперты приезжают в вуз, чтобы убедиться в достоверности информации, представленной в отчете. По результатам второго тура определяются лауреаты и дипломанты.

— Что же больше всего интересует экспертов?

— Их интересуют все аспекты управления в организации. Это политика и стратегия, управление персоналом, управление ресурсами, управление процессами и многое другое. Эксперты выясняют, довольны ли потребители работой организации, комфортно ли себя чувствует ее персонал, каковы результаты ее деятельности — в частности, вклад в развитие региона и общества в целом.

Для победы в конкурсе очень важно грамотно составить отчет, в котором объясняется, как тот или иной аспект управления вузом влияет на качество образования. Обычные рассказы о том, какие хорошие у нас студенты и какие квалифицированные преподаватели, никого не заинтересуют.

— То есть авторам отчета нужна специальная теоретическая подготовка?

— Она точно не помешает. В 2001 году я защитила кандидатскую диссертацию, посвященную управлению качеством высшего образования. Анализировала "Модель совершенства в бизнесе", которую мы внедряли в филиале с первых месяцев его работы. При составлении отчета пригодилась не только практика, но и теория.

В конкурсе чаще других побеждают технические университеты, руководители и сотрудники которых хорошо знакомы с понятиями стандартизации, сертификации, управления качеством в производственной сфере. Ведь есть обязательные требования сертификации системы менеджмента по стандарту ISO 9001, без соблюдения которых невозможно выйти на международный рынок. В социально-экономических и гуманитарных вузах эти проблемы, как правило, глубоко не анализируются. Пермский филиал ГУ-ВШЭ — исключение из правил.

— Уместны ли для системы образования общие для всех отраслей принципы управления качеством?

— Конечно. Ведь современный университет, по сути, является предпринимательским, то есть живет по принципам корпорации. Для корпорации важно всегда совершенствовать свой продукт и находить потребителя, готового за него платить. Потребитель есть и у вуза - это не только студент и его родители, но и работодатели, государство, общество в целом.

— Кто проводил экспертизу Вашего филиала? Нужно ли было платить участие в конкурсе?

— Нашими экспертами были два представителя Московского института стали и сплавов и представитель Красноярского государственного технического университета. За их работу мы заплатили 15 тыс. рублей и покрыли расходы на командировки в Пермь. Больше мы ни за что не платили.

— Проводилась ли оценка знаний студентов в ходе экспертизы?

— Нет. Все-таки речь идет именно о системе управления качеством, а не об уровне подготовки студентов, которая обычно проверяется в ходе государственной аттестации. Другой вопрос, что в отчете мы написали о ежегодных процедурах внешней оценки "остаточных" знаний студентов по каждому предмету, которые являются обязательными в нашем филиале. Об этом экспертам рассказали и сами студенты.

— Как победа в конкурсе отразится на дальнейшей работе Пермского филиала ГУ-ВШЭ?

Во-первых, мы постараемся учесть замечания экспертов, ведь по итогам их работы мы получим "обратный" отчет, в котором анализируются не только положительные стороны, но и области потенциальных улучшений.

Во-вторых, теперь мы имеем возможность перенимать интересный опыт вузов, которые будут участвовать в конкурсе Министерства образования и науки РФ в области качества. Меня пригласили стать экспертом конкурса, в ближайшее время мне предстоит сдать специальный квалификационный экзамен.

В-третьих, победа в конкурсе важна для позиционирования филиала в Пермском крае. И хотя наши достижения высоко оценены и руководством края, и широкой общественностью, диплом лауреата лишний раз подчеркивает, что филиал признан еще и на федеральном уровне. Это повод для гордости нашим студентам и преподавателям, дополнительные подтверждение качества нашей работы для будущих абитуриентов и их родителей.

Теперь мы собираемся сертифицировать нашу систему управления качеством на соответствие международному стандарту ISO 9001. Кроме того, мы, возможно, примем участие в конкурсе на премию Правительства России в области качества.

— Неужели руководители Вашего филиала постоянно думают о том, действует ли система обеспечения качества, дает ли она сбои и проч.?

— На самом деле, правильно построенная система менеджмента качества работает как автопилот. Сотрудники имеют должностные инструкции, в которых четко определены их полномочия, ответственность и правила взаимодействия, все процессы описаны и идентифицированы, все правила сформулированы, утверждены и закреплены в Руководстве по качеству. Если каждый сотрудник филиала, отвечая за свой участок работы, своевременно решает возникающие проблемы своими силами или с помощью руководства, термин "система обеспечения качества" может использоваться только в официальных отчетах.

— Могли бы Вы дать краткое определение: что такое вообще качество образования?

На этот вопрос есть множество ответов. Я считаю, что качество образования - это, прежде всего, соответствие наших выпускников требованиям работодателей. Выпускники Пермского филиала ГУ-ВШЭ у работодателей нарасхват. Руководители компаний, представители администрации Пермского края и г. Перми говорят мне, что выпускники Пермской Вышки креативны, работоспособны, умеют мыслить, анализировать, работать в команде.

— Вместе с Вами диплом лауреата конкурса получил первый заместитель директора Нижегородского филиала ГУ-ВШЭ Андрей Максимов. Нижегородская Вышка была Вашим партнером или конкурентом?

— В данном случае — конкурентом. Мы готовили отчеты независимо друг от друга. Удивительно, что Рособрнадзор признал лауреатами два филиала одного университета. Да и вообще филиалы побеждают в конкурсе крайне редко. Это лишний раз доказывает, что достижения и Нижегородского, и Пермского филиалов ГУ-ВШЭ достойны высокой оценки.

Беседовал Борис Старцев

Вам также может быть интересно:

Открыт прием заявок на Всероссийский конкурс технологических кружков — 2024

Стартовал прием заявок на Всероссийский конкурс технологических кружков 2024 года. К участию приглашаются кружки по программированию, робототехнике, киберфизике, космическим технологиям, БАС и другим направлениям, студенческие технологические команды, а также организации, которые комплексно развивают кружковую работу. Регистрация открыта до 31 декабря на сайте.

ADCR Awards: у Вышки — 10 наград!

В начале октября состоялась торжественная церемония награждения победителей российского профессионального конкурса в области креатива, дизайна и рекламы ADCR Awards, учрежденного клубом Арт-директоров России. В этом году все призовые места в номинации Graphic Design / Product Design заняли наши студенты. Кроме того, Школа дизайна НИУ ВШЭ вновь стала Школой года, а Леонид Славин — тьютором года. В 2024 году участники подали на конкурс рекордные 649 работ, из которых 84 получили награды в разных номинациях.

Cтартовал Международный конкурс ВШЭ и АГУ на цифровой этнолук

Центр языка и мозга НИУ ВШЭ и Лаборатория экспериментальной лингвистики Адыгейского государственного университета в рамках межуниверситетского партнерства проводят Международный конкурс на цифровой этнолук впервые в формате Brain Art / ScienceArt / EtnoArt. Работы принимаются до 25 мая 2024 года.

«Цель конкурса — отобрать смелые идеи для более справедливого развития мира»

Об основных целях конкурса, формате проведения и участниках рассказали проректор НИУ ВШЭ, руководитель Экспертного совета БРИКС, сопредседатель Гражданского форума БРИКС Виктория Панова и декан факультета гуманитарных наук НИУ ВШЭ, председатель жюри конкурса Феликс Ажимов на пресс-конференции в ТАСС. Принять участие в состязании могут граждане государств БРИКС в возрасте от 18 до 45 лет. Жюри определит 10 победителей, троим из которых будет предоставлена возможность принять очное участие в Гражданском форуме БРИКС в Москве.

В Вышке наградят студентов, которые напишут диплом с помощью ИИ

Высшая школа экономики запустила конкурс решений, применяющих технологии искусственного интеллекта, при подготовке дипломов. Задача конкурса — оценить использование студентами инструментов на основе генеративных моделей в выпускных квалификационных работах (ВКР), защищаемых в 2024 году.

До 9 апреля принимаются работы на седьмой сезон конкурса HSE CREATIVE OPEN

В очередном сезоне HSE CREATIVE OPEN Школы дизайна ВШЭ открыты новые номинации: «Арт-дирекшн», «Иллюстрированный медиа проект», «Инфографика», «Повествование через ИИ», «Шрифт». Конкурс был запущен в 2022 году, и за первый год собрал больше 1500 работ. Цель — объединить на одной площадке оригинальные идеи и эффектные проекты по всем направлениям дизайна, современного искусства и моды, а также привлечь внимание креативного сообщества к развитию профессий в индустрии. К участию приглашаются начинающие специалисты и студенты, а также выпускники любых вузов вне зависимости от географического положения.

«Отпечаток». Открытый конкурс для фотографов

Образовательное направление Школы дизайна НИУ ВШЭ «Фотография» готовится к запуску онлайн-журнала «Отпечаток». Миссией журнала будет сбор, обобщение и осмысление информации о состоянии современной фотографии в России. Мы планируем поддерживать талантливых фотографов и предлагать им площадку для высказывания, развития и объединения. До запуска журнала мы проводим открытый конкурс, в котором могут принять участие студенты Школы дизайна и независимые фотографы.

Открыт второй сезон конкурса «ПАРАДЖАНОВ—100»

Школа дизайна НИУ ВШЭ и Российско-Армянский (Славянский) университет в сотрудничестве с Музеем Сергея Параджанова и Союзом художников Армении продолжают исследовать национальный культурный контекст и объявляют открытый международный онлайн-конкурс коллажа в анимации «ПАРАДЖАНОВ—100» к столетию Сергея Параджанова. Все желающие могут представить свои работы в срок до 26 мая 2024.

«КреативФМ»: РАР и ФКИ ВШЭ запускают конкурс идей для радио и подкастов

Российская Академия Радио и факультет креативных индустрий НИУ ВШЭ объявляют о начале приема заявок на национальный конкурс «КреативФМ». Инновационный творческий конкурс для студентов российских вузов и средних специальных учебных заведений, направлен на поиск и поддержку ярких оригинальных идей для радиоэфира и подкастов. Победители получат шанс реализовать свой проект под руководством опытных практиков и услышать его в эфире.

«Получить результат, полезный для общества»: КИвО открыл десятый, юбилейный сезон

На Конкурс инноваций в образовании (КИвО), как и в предыдущие 9 лет, принимаются инновационные проекты — учебные тренажеры, приложения, платформы, мероприятия и медиа, методические и технологические разработки и многое другое. Проекты, вошедшие в топ-30, будут представлены на стартап-аллее конференции «Катализатор инноваций в образовании» в Москве. Авторы лучшего проекта смогут провести совместное исследование с учеными Института образования НИУ ВШЭ. Заявки подаются в две волны — до 15 октября (для авторов предусмотрены бонусы) и до 31 октября.