Новые проекты школьных стандартов — шаг вперед, но они нуждаются в доработке
На традиционном семинаре Института образования НИУ ВШЭ «Актуальные исследования и разработки в области образования» обсудили проекты обновленных стандартов начального и основного общего образования, представленных Министерством просвещения РФ.
Дискуссия об этих документах продолжается в профессиональном сообществе в последние недели и до конца месяца будет завершена. Педагоги, которым предстоит работать по обновленным стандартам, оставляют отзывы на краудсорсинговой платформе «Преобразование».
Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) общего образования второго поколения были приняты в 2009-2012 годах, и с 2014 года президент России дал несколько поручений по их доработке, рассказала профессор Института образования НИУ ВШЭ Елена Чернобай. Речь идет об определении в стандартах базового содержания обязательной части основных образовательных программ, обновлении содержания образования на основе результатов мониторинговых исследований и с учетом современных достижений науки.
Главное новшество представленных на обсуждение проектов стандартов — конкретизация образовательных результатов: подробно описывается, что должен уметь ученик по окончании того или иного класса.
По мнению ректора Московского городского педагогического университета Игоря Реморенко, представители разных предметов школьной программы по-разному подошли к описанию результатов.
В одних случаях эти результаты максимально конкретизированы, как по литературе, где указаны списки обязательных для изучения произведений. В других случаях разработчики ФГОС оставляют учителю свободу выбора — например, по биологии стандарт не обязывает осваивать теорию эволюции на примере ланцетника, эвглены зеленой или инфузории-туфельки. Достичь результатов можно, изучая любых других представителей животного мира — например, гребневика или медузу, и это не просто позитивный сдвиг, а «супер-мега-прорыв», считает ректор. В противном случае возникает перегрузка учеников, как, например, по древней истории.
500 дат из курса древней истории, которые должен заучить пятиклассник, точно никто не запомнит
О рисках перегрузки сказали и другие эксперты. По оценке Олега Федорова, руководителя магистерской программы «Педагогическое образование» НИУ ВШЭ, невозможно достичь заданных образовательных результатов предметной области «Общественные науки» за отведенное количество часов — например, на каждом уроке истории в 6 классе придется изучать около 12 дидактических единиц, «осветить события Столетней войны только в назывном порядке». «Образование работает по затратному принципу, — заявил академик РАН и РАО Алексей Семенов. — Мы считаем количество часов, потраченных учителем, и игнорируем временные затраты учеников».
Эксперт группы компаний «Просвещение» Ольга Логинова привела пример, когда гроссмейстера попросили посмотреть на шахматную доску и затем воспроизвести расположение фигур. Он ответил, что не может этого сделать, но помнит: если белые начинают, то ставят мат в три хода.
Так и школьные стандарты должны формировать функциональную грамотность — чтобы дети умели оценивать ситуацию и делать выводы
Для этого нужно обладать достаточными знаниями, богатым понятийным аппаратом и пройти практику успешных действий.
Новые проекты стандартов помогают в формировании функциональной грамотности, считает Ольга Логинова (именно функциональная грамотность проверяется в международном исследовании качества образования PISA). Но одновременно велик контроль за тем, на каком материале эта грамотность формируется. В результате второстепенные знания оказываются во главе угла.
Исак Фрумин,
научный руководитель Института образования НИУ ВШЭ
Представленные стандарты — это шаг вперед. В них сделана попытка определить результаты обучения в деятельной форме, а не организовать «прохождение тем». Однако некоторые результаты сформулированы хорошо, а другие — будто по «разработкам из библиотеки Академии педагогических наук СССР».
Фиксировать достижения школьников нужно не по годам обучения, а по двухлетнему периоду, как это делается в Австралии. «Страшная беда» этого стандарта и вообще российского образования — перегрузка, так что содержание нуждается в оптимизации. «Складывается впечатление, что это стандарт нецифровой эпохи — там нет ни одного умения для деятельности в цифровой среде».
Федоров Олег Дмитриевич
Доцент Департамента образовательных программ
Чернобай Елена Владимировна
Профессор департамента образовательных программ
Вам также может быть интересно:
Драйвер прогресса и статья доходов: роль университетов в трансфере технологий
В современном мире необходим эффективный трансфер социально-экономических и гуманитарных знаний в реальный сектор экономики и госуправление. Решающую роль в этом играют университеты. У них есть возможность объединять различные коллективы и в партнерстве с государством и бизнесом разрабатывать и совершенствовать передовые технологии.
Новые возможности образовательного союза БРИКС обсудили на международной школе в Кыргызстане
Студент из Сибири слушает лекцию профессора из Мумбаи, ученый из Пекина работает над проектом с коллегами в Сан-Паулу — такие сценарии развиваются уже сейчас. Об этом говорили на международной школе для исследователей высшего образования, которая прошла на берегу озера Иссык-Куль в Кыргызстане. Как высшее образование может адаптироваться к новым глобальным вызовам и стать доступнее для всех, детально обсудили представители России, Китая, Индии, Японии и Великобритании.
Продолжается прием на программы магистратуры НИУ ВШЭ в сфере образования
В Высшей школе экономики продолжается прием на ряд образовательных программ магистратуры. Среди них — четыре очно-заочные программы, которые готовят специалистов в сфере образования: педагогов и управленцев. Срок обучения на всех программах — 2,5 года. Есть бюджетные и платные места. Подать документы необходимо до 16 сентября. Прием на такие программы осуществляется по результатам конкурса портфолио.
Цифровизация ДПО: как построить эффективную экосистему
Цифровизация стала одним из ведущих образовательных трендов последних лет. При этом цифровая трансформация касается далеко не только учебного процесса, но и всей системы организации и сопровождения образовательных программ. Еще один тренд — переход к персональной образовательной траектории с получением микростепеней — делает все более актуальными программы дополнительного профессионального образования. Эти и другие вопросы обсуждались на круглом столе «Цифровая экосистема ДПО: актуальные направления развития», прошедшем в НИУ ВШЭ.
ВШЭ приняла делегатов из 15 стран на Международной партнерской неделе в Санкт-Петербурге
23 мая в Президентской библиотеке в Санкт-Петербурге руководители и эксперты 23 вузов из 15 стран приняли участие в первом дне Международной партнерской недели. Помимо оживленной дискуссии о глобальных тенденциях развития высшего образования, состоялось подписание партнерских соглашений НИУ ВШЭ с вузами Индии, Узбекистана и Омана.
Эксперты Вышки помогут создать в Норильске инновационный лицей
В Норильске планируют открыть образовательный хаб, где лучшие учителя из ведущих школ России будут реализовывать передовые практики. НИУ ВШЭ как национальный центр компетенций по подготовке управленческих и педагогических кадров поможет проекту выстроить механизмы привлечения, подготовки и укоренения специалистов.
НИУ ВШЭ разработал дашборд для изучения трендов в образовании
Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ представил новый цифровой сервис — информационно-аналитическую систему «Индикаторы образования» (ИАС ИО). Эта система интерактивных аналитических панелей (дашбордов) позволяет визуализировать индикаторы сферы образования в динамике с возможностью сравнения по различным уровням и в международном контексте.
Питерская Вышка приняла участие в международном Саммите высшего образования FICCI (HES) в Индии
«Расширяя сознание, продвигая изменения: меняем будущее высшего образования» — так звучала тема 18-го Саммита высшего образования, прошедшего в столице Индии Нью-Дели. По приглашению организаторов форума, Федерации индийских торгово-промышленных палат (FICCI) и министерства образования Индии, делегация Высшей школы экономики в Санкт-Петербурге приняла участие в ключевых мероприятиях Саммита.
На ИВО-2023 обсудили карьерные ожидания, ценности и траектории российских студентов
В НИУ ВШЭ проходит XIV Международная конференция исследователей высшего образования (ИВО-2023), ее основная тема — «Студенческий опыт в современном университете: от абитуриента до выпускника». 25 октября, в первый день конференции, состоялась специальная секция «Карьерные ожидания, ценности и траектории студентов в российском третичном образовании», на которой исследователи из НИУ ВШЭ представили три доклада.
В НИУ ВШЭ начала работу XIV Международная конференция исследователей высшего образования
Тема конференции этого года — «Студенческий опыт в современном университете: от абитуриента до выпускника». В течение трех дней исследователи из разных регионов России и зарубежных стран будут обсуждать, какие индивидуальные и институциональные факторы определяют образовательный опыт студентов, как он связан с достижением образовательных результатов и как влияет на успешность на рынке труда. Конференция продлится с 25 по 27 октября, будет представлено более 90 докладов.