• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Глобальные университеты»: переход на дистанционное обучение уже произошёл

«Глобальные университеты»: переход на дистанционное обучение уже произошёл

© iStock

7 апреля в режиме онлайн состоялось заседание Ассоциации «Глобальные университеты», в котором принял участие министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков. На заседании обсудили вопросы развития цифровых технологий и разработки новых образовательных стандартов для высшей школы.

Цифровизация университетов

Участники заседания обсудили вопрос дальнейшей цифровизации высшей школы. Сейчас эта тема особенно актуальна, так как все вузы страны были вынуждены перейти на дистанционное обучение. Ведущие университеты открыли доступ к своим онлайн-курсам для всех желающих, обеспечивая методическую поддержку их освоения.

«Ситуация с пандемией дала системе высшего образования мощный стимул на эволюцию. Переход на дистанционное обучение уже произошёл, но чтобы сохранить качество образования, вузам предстоит усилить и развить инфраструктуру. Технологии дают возможность каждому вузу сформировать собственную уникальную образовательную среду», – сказал Валерий Фальков.

«В новых обстоятельствах нужно иначе взглянуть на онлайн-образование в самом широком смысле слова», – заявил научный руководитель Московской школы управления «Сколково» Андрей Волков. Он сказал о необходимости распространения обучения в сфере ИТ на все направления подготовки, как это делается в Высшей школе экономики, использовать ИТ-технологии для формирования индивидуальных образовательных траекторий.

По мнению ректора ИТМО Владимира Васильева, особое внимание нужно уделить сетевому взаимодействию университетов. Он сообщил, что российские вузы сегодня используют лишь около 800 массовых онлайн-курсов, 500 из которых размещены на Национальной платформе открытого образования. Необходимо довести этот показатель до 5-6 тыс. С 17 марта, когда все вузы перешли дистанционное обучение, количество студентов, использующих онлайн-курсы, выросло лишь в два раза. «Можно предположить, что вузы используют свои ресурсы, что каждый университет имеет качественный образовательный контент, но в это верится с трудом», – заявил Владимир Васильев.

Новые стандарты

В условиях быстрого обновления технологий необходимо совершенствовать систему регулирования высшего образования: идет работа над проектом новых федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования – ФГОС 4.0. Одна из задач, которую должны решить новые стандарты, – расширение возможностей для использования в учебном процесс онлайн-курсов ведущих вузов и технологических компаний, сообщил ректор Уральского федерального университета Виктор Кокшаров.

По мнению ректора МИФИ Михаила Стриханова, в инженерном образовании необходим переход на пятилетний бакалавриат. Это обусловлено требованиями работодателей: выпускник четырехлетнего бакалавриата недостаточно подготовлен к наукоемкому рабочему месту, а выпускник магистратуры – напротив, обладает избыточными для этого знаниями.

Участники заседания также отметили, что ключевой новацией должен стать переход от государственной аккредитации вузов к общественно-государственной, которую проводят федеральные учебно-методические объединения, уполномоченные Минобрнауки России. Подобная система существует во всем мире. Еще одна новация – уровневый механизм аккредитации, при котором вуз может инвестировать лишь в 2-3 прорывных направления и затем добиться аккредитации повышенного уровня именно по этим направлениям. Такой подход откроет путь позитивного развития подавляющему большинству российских университетов.

Вам также может быть интересно:

Экзамены онлайн: как Вышка развивает дистанционное обучение

Из-за эпидемии коронавируса Вышка, как и другие российские вузы, перешла на дистант. Как повысили скорость интернет-соединения в общежитиях? Что изменилось в системе оценивания? Какие методы контроля выбирают преподаватели? Рассказывают Анна Коровко, старший директор по основным образовательным программам НИУ ВШЭ, и Александр Зимовец, начальник управления цифровизации образования.

«Обычно я учусь тогда, когда есть время»

Три месяца назад начались занятия на первой в России магистерской программе ВШЭ на английском языке Master of Data Scienсe по направлению «Прикладная математика и информатика», реализуемой полностью онлайн на платформе Coursera. О своих впечатлениях рассказали ее студенты и преподаватель, сопровождающий один из курсов.

«Со временем удается убедить мозг, что аудитория существует, даже если ты ее не видишь»

Доцент кафедры высшей математики НИУ ВШЭ Илья Щуров поделился с онлайн-изданием Trv-science.ru личным опытом преподавания в дистанционном формате.

100

онлайн-курсов создала и разместила Дирекция по онлайн-обучению НИУ ВШЭ на платформе «Открытое образование». Всего на конец апреля на «Открытом образовании» размещено 562 курса от высших учебных заведений. Все они доступны бесплатно.

«Простого переноса в цифровой формат материалов и заданий курса недостаточно»

Качество и стоимость дистанционного обучения в вузах – важный вопрос, волнующий сейчас не только студентов и преподавателей, но все общество. Любовь Духанина, заместитель председателя Комитета по образованию и науке Госдумы РФ, координатор проекта ОНФ «Равные возможности – детям» считает, что дистанционное образование не должно подменяться заочным.

«Лайфхаки онлайна»: как увлечь студента дистанционным обучением

Чтобы помочь преподавателям справиться с трудностями внезапного перехода на дистант, Центр цифровых гуманитарных исследований и школа лингвистики ФГН запускают проект «Лайфхаки онлайна». Каждую неделю — простые сценарии онлайн-занятий, удаленный менеджмент студенческих проектов, неочевидные возможности знакомых цифровых инструментов. В первом выпуске старший преподаватель школы лингвистики Даниил Скоринкин рассказывает, как вернуть внимание студентов с помощью Kahoot-опросов и почему пара-викторина лучше, чем «говорящая голова» в MS Teams или Zoom.

Планирование и тайминг: преподаватели ВШЭ делятся опытом работы в онлайн

Трое преподавателей Вышки рассказали о том, как вынужденный уход в дистанционный форма повлиял на структуру занятий, стиль преподавания и образ жизни в целом. Ольга Соловьева (Медиаком), Александр Куприянов (Медиаком) и Алексей Плешков (ФГН) – о достоинствах и недостатках онлайн-образования.

Студенты Вышки рассказали, как идет учеба в самоизоляции

Шестеро студентов Высшей школы экономики записали видеорассказы о том, как организован их учебный день на карантине. Кто-то ценит каждую минуту сна и не любит рано просыпаться, кто-то может продуктивно работать только за письменным столом. Объединяет студентов одно – все скучают по друзьям, одногруппникам и университету.

«Академия школьников» – теперь в Minecraft

«Академия школьников» НИУ ВШЭ, как и весь университет, активно осваивает digital-пространство. Проект, который за три года работы привлек более 1200 школьников из более чем 30 регионов страны, построил модель учебного центра «Вороново» на популярной игровой платформе и теперь проводит там 5-6 занятий в день для школьников всей России.

17

курсов, размещенных на платформе Онлайн-образование в НИУ ВШЭ, смогут изучить студенты Российско-Армянского университета. Этот университет стал вторым иностранным вузом, который воспользовался программой по бесплатному подключению к онлайн-курсам Вышки в связи с переходом на дистанционный формат обучения на период объявленного карантина.