От игры к моделям и кейсам: новые технологии онлайн-обучения
По словам директора по онлайн-обучению ВШЭ Евгении Кулик, внедряя современные игровые технологии, виртуальные тренажеры, сценарные тесты, элементы VR в онлайн-курсы, «Вышка активно осваивает новые формы взаимодействия с аудиторией онлайн-курсов, для повышения вовлеченности, мотивации студентов и качества обучения».
Первым из новых продуктов стала игра-симулятор «Умный город» для курса «Digital transformation of megapolises: from zero to #1 in UN digital e-government ranking», который был запущен в марте 2020 года на Coursera.
Этот курс наглядно продемонстрировал обучающимся, что цифровизация — это не просто смесь понятий «стартап», «эджайл», «скрам». «Цифровая трансформация города — огромная невидимая работа по созданию полноценного учета во всех сферах городского хозяйства, информационной и технической архитектуры, выдерживающей нагрузки в сотни миллионов транзакций», — поясняет директор Института государственного и муниципального управления НИУ ВШЭ Андрей Жулин.
Авторы курса Артем Ермолаев и Андрей Белозеров, отмечают, что новый игровой симулятор, ставший неотъемлемой частью курса, построен на реальном опыте — в инструментарий создатели добавили возможности, которыми обладают реальные команды, строящие «цифровые» города. Игровой процесс позволяет студенту не только увидеть и понять, как на практике применить полученные из курса знания, но и развивать инновационные направления, решая различные задачи цифровизации городов, с которыми специалисты-градостроители и менеджеры сталкиваются в реальной жизни.
Игра была создана командой-победителем хакатона дизайнеров и разработчиков-геймификаторов HSEonline Challenge 2019 при непосредственном участии авторов курса по заказу Дирекции по онлайн-обучению и Цифрового блока НИУ ВШЭ. Хотя игра является частью курса, всем участникам проекта (и авторам курса, и приглашенным экспертам, и разработчикам) пришлось выйти за рамки традиционного образовательного процесса, чтобы адаптировать игровые материалы и собственные знания к новому формату. А поскольку индустрию онлайн-обучения отличает и ориентированность на изменения, и цифровая гибкость, смогли найти и доработать механизмы встраивания игрового контента в образовательный, чтобы курс «заиграл» по-новому.
Команда проекта надеется, что анализ статистики прохождения игры позволит сделать курс «Digital transformation of megapolises» еще интереснее, а полученный опыт включения игровых решений распространить на другие онлайн-курсы и программы Вышки.
Еще одним примером того, как инновационные технологии могут успешно включаться в онлайн дисциплины, позволяя студентам переходить от теории к реальному моделированию кейсов, стала разработка экспертов Института образования НИУ ВШЭ и Дирекции по онлайн-обучению НИУ ВШЭ платформы сценарных тестов, реализованных на основе дерева решений, для курса «Реформирование отрасли: кейс электроэнергетики России».
Содержание сценарного теста создается отраслевыми экспертами или авторами кейса. При этом в тесте каждый последующий вопрос зависит от ответа студента на предыдущий и последовательность вопросов и ответов представляет собой связное логическое рассуждение.
Сценарные тесты сочетают две цели — диагностика и обучение, что кардинально отличает их, например, от адаптивных тестов большинства курсов, в которых индивидуальный подбор заданий для студента обусловлен не логикой, а результатом решения задания определенного уровня трудности.
И сценарные тесты, и игровые симуляторы помогают продвинуться в развитии soft skills — комплекса гибких, надпрофессиональных, адаптивных навыков, позволяющих успешно готовиться к работе над разными задачами в распределенных и кросс-функциональных командах.