«Разбираться в сути того, что предлагают нам финансовые посредники, необходимо каждому»
Авторский онлайн-курс «Банковское дело» Наталии Горелой, доцента школы финансов факультета экономических наук, на платформе «Открытое образование» даст основы финансовой грамотности. Слушатели узнают, почему банки занимают ведущее место на финансовом рынке, какие операции для них являются традиционными, а какие сравнительно новыми. Курс также поможет разобраться в том, как зарабатывают банки.
Наталия Васильевна, через год во всех российских школах будут преподавать финансовую грамотность: элементы предмета включат в математику, обществознание, географию и окружающий мир. Насколько это обоснованно?
Если мы хотим научить человека жить в реальном мире, где финансы играют важную роль, безусловно, курс финансовой грамотности как компонент школьной программы необходим. Начинать можно даже в младшей школе: современные дети к 6–7 годам на примере своих семей прекрасно понимают базовые вещи об экономике домохозяйств.
Посоветуете ли вы курс студентам непрофильных дисциплин?
Конечно! Во-первых, для освоения курса не требуется серьезный бэкграунд в области, например, макроэкономики или финансовой математики. В основных вопросах, связанных с работой банка, разберется любой заинтересованный слушатель. Во-вторых, каждый из нас является пользователем финансовых услуг, причем их перечень и приоритетность на разных этапах жизни меняются. Поэтому разбираться в сути того, что предлагают нам финансовые посредники (необязательно банки), необходимо каждому. И наконец, еще один аргумент в пользу курса. Глобальным сейчас становится тренд мультидисциплинарности. Например, в финансах можно четко выделить направления изучения возможностей, которые дает цифровизация, и делается акцент на человеке, на его личностных характеристиках. Думаю, что и в других научных областях происходят аналогичные процессы. Отсюда и возникает интерес не только к смежным, но и к непрофильным дисциплинам.
Как вы можете оценить уровень финансовой культуры соотечественников?
Очевидно, он оставляет желать лучшего. Доказательством тому служат необдуманные финансовые решения, которые принимают наши соотечественники. Вот несколько примеров. В СМИ постоянно появляются истории про финансовые пирамиды, маскирующиеся под респектабельные компании, которые собирают у населения огромные суммы и благополучно исчезают вместе с ними.
Истории с «МММ» и «Властилинами», похоже, прочно забыты, и люди снова наступают на те же грабли
Еще одна актуальная история, с которой за последние пару лет сталкивался, наверное, каждый: «звонок из банка» о несанкционированном переводе денег с ваших счетов. Сколько пенсионеров, да и просто доверчивых людей отдали свои деньги мошенникам? Это, конечно, истории с криминальным оттенком. А как часто наши соотечественники бездумно принимают решения о покупках не особо нужных им вещей в кредит? Берут на себя чрезмерные финансовые обязательства, обращаясь в микрокредитные и микрофинансовые компании? Таким историям несть числа… А ведь их могло быть гораздо меньше, если бы с детства людей научили адекватно оценивать свои финансовые возможности, принимать допустимые риски и понимать, чем реально действующий бизнес в финансовом секторе отличается от мошеннической компании.
Доверяют ли сегодня россияне банкам?
В целом считаю, что вопрос доверия со стороны россиян к банкам на сегодня решен: банкам доверяют. «Набеги вкладчиков» за последние годы стали довольно редкими событиями. Кроме того, функционирование системы страхования вкладов еще больше укрепляет это доверие. Конечно, отток вкладов россиян из банков за последний год очевиден, но это происходило из-за снижения ставки по вкладам, которую могли предложить банки своим клиентам, а не по причине потери доверия. С другой стороны, мы наблюдаем рост объемов ипотечных и потребительских кредитов. Можно сказать, что и банки доверяют своим клиентам, выдавая им деньги. Так что это дорога с двусторонним движением.
Какую эволюцию прошла банковская сфера в России?
За 30 лет становления рыночной экономики в нашей стране банковская система развивалась с необычайной скоростью, и сегодня мы наблюдаем серьезные различия между тем, что она собой представляла в самом начале пути, и тем, как она выглядит сейчас, — это признает большинство отечественных и зарубежных исследователей и практиков. По набору финансовых продуктов и услуг, которые наши банки готовы предложить своим клиентам, они ничуть не уступают зарубежным, а в некоторых сегментах даже их превосходят.
Другой вопрос, что внутри самой банковской системы мы видим множество проблем. Не случайно у регулятора возникла необходимость прекратить деятельность ряда субъектов финансового рынка, чья работа, мягко говоря, не соответствовала требованиям, предъявляемым к кредитным организациям: многие занимались операциями на грани нарушения закона или просто вели криминальную деятельность. Начиная с 2013 года Банк России проводил довольно агрессивную политику очищения банковского сектора путем отзыва лицензий у кредитных учреждений, которые, по мнению регулятора, не соответствовали требованиям к банкам, и санировал те кредитные организации, крах которых способен оказать значительное негативное влияние не только на банковскую систему, но и на весь рынок в целом.
Еще одной проблемой является то, что сегодня в российской банковской системе очень велика доля государственной собственности — по разным оценкам, около 70%, — за счет чего происходит искажение конкурентного поля: клиенты уходят в госбанки
Есть у отечественных банков проблемы, связанные и с развитием российской экономики в целом (рост инфляции, снижение доходов населения), и с политической ситуацией (санкции). Поэтому для того, чтобы соответствовать уровню финансовых институтов стран с развитой экономикой, нашим банкам предстоит пройти еще долгий и непростой путь.
В одной из лекций курса вы рассматриваете конечную цель работы банка. Какова она?
Вопрос этот довольно сакраментальный. Как любое коммерческое предприятие на рынке, банк стремится увеличивать текущие доходы, максимизировать чистую прибыль, определяя, таким образом, конечную цель своей деятельности. Но всегда ли это так? Для решения задачи максимизации доходности на единицу капитала есть два способа. В рамках первого руководство банка может ориентироваться на увеличение результативности сделок по привлечению и размещению средств, нанимать высококвалифицированный персонал, более точно оценивать риски (в первую очередь кредитный риск), эффективно управлять операционными расходами, снижая издержки.
Второй способ связан с увеличением принимаемых рисков. Выбирая этот путь, менеджмент банка будет готов участвовать в высокорисковых проектах и спекулятивных сделках. Неоправданные действия подрывают финансовую устойчивость банка в долгосрочной перспективе, что отрицательно сказывается на его оценке рынком. Акционеры, узнав о вовлеченности банка в сомнительные проекты и сделки, будут стремиться избавляться от его бумаг, что приведет к падению стоимости банковских акций.
Таким образом, достижение цели максимизации прибыли любыми методами ставит под сомнение благосостояние акционеров. Определяя цель банка на долгосрочную перспективу, надо понимать, что все усилия менеджмента должны быть направлены на достижение устойчивого роста бизнеса банка. Применяя операционные термины, можно сказать, что конечной целью работы банка является максимизация стоимости инвестированного акционерами капитала и увеличение рыночной стоимости акций банка.
С какими основными рисками сталкиваются банки?
Американский экономист Фрэнк Хайнеман Найт в своих работах отмечал, что «вся подлинная прибыль связана с неопределенностью». Ему вторит лауреат Нобелевской премии по экономике Пол Энтони Самуэльсон: «Неопределенность порождает несоответствие между тем, чего люди ожидают, и тем, что действительно происходит. Количественным выражением этого несоответствия и является прибыль или убыток». И действительно, ведение банковского бизнеса подразумевает, что процесс принятия управленческих решений происходит в условиях постоянной неопределенности состояния внутренней и внешней среды, а это порождает неопределенность в достижении конечных финансовых результатов.
Чем выше шансы банка получить прибыль, тем выше принимаемые им риски. В зависимости от сферы возникновения или влияния риски подразделяются на внешние и внутренние. К числу первых относятся инфляционные риски — вероятность того, что покупательная способность финансового результата или прибыли банка, а также его собственных средств снизится под воздействием роста цен; рыночные риски, которые зависят от процентной ставки, валютного курса и фондовых ценностей; инвестиционный и политический риски. Последний чреват финансовыми потерями в силу политических катаклизмов в стране, в юрисдикции которой оперирует банк, изменением нормативных документов регуляторов банковской деятельности. Внешние риски банкам сложно контролировать. К числу внутренних относятся кредитный риск, риск потери ликвидности и операционный риск, а также риски вспомогательной деятельности, которые связаны с потерей репутации, снижением рейтинга. Но самым значимым для банка является, безусловно, кредитный риск, поскольку основным бизнесом для банка остается кредитование.
Каковы международные стандарты управления капиталом банка?
Для оценки достаточности банковского капитала на разных этапах развития банковских систем применялись различные подходы. На первом этапе регулятивный капитал банка оценивался как соотношение номинальной стоимости собственных средств к активам, при этом различия в активах по степени риска не учитывались. Например, для США уровень достаточности капитала составлял 6%. В 1988 году в швейцарском Базеле представители центробанков 12 стран (США, Канады, Японии, Великобритании, Бельгии, Нидерландов, Италии и др.) подписали соглашение «Базель I». С целью ограничения кредитного риска и возможных потерь банкам было предложено взвешивать активы по риску с помощью коэффициентов для пяти категорий балансовых активов и оценивать капитал как соотношение его базовой и дополнительной составляющих к взвешенным по риску активам. Таким образом, собственные средства банков разделялись на более устойчивую и менее стабильную части. Отношение капитала первого уровня к активам, взвешенным по риску, должно быть не ниже 4%, а отношение суммы капитала первого и второго уровня к взвешенным по риску активам — не ниже 8%.
С 1998 года при оценке достаточности банковского капитала стал учитываться рыночный риск, а с 2004 года — операционный. В 2004 году было принято второе Базельское соглашение. В структуре капитала банка появился капитал третьего уровня, который был представлен краткосрочными субординированными заимствованиями на срок менее пяти лет. Балансовые активы банков стали делиться не на пять, а на десять категорий. Для оценки балансовых активов было предложено использовать рейтинговые оценки известных агентств, например Standard&Poor’s, или ориентироваться на внутренние рейтинги банков.
В 2010 году третья версия Базельских соглашений была направлена на ужесточение глобальных тенденций достаточности капитала с целью повышения устойчивости банковского сектора. По сути, третье соглашение стало ответом на результаты, с которыми столкнулись банковские системы в ходе мирового финансового кризиса 2008–2009 годов. Ими стали недостаточный уровень высококачественных активов на балансе банков, отсутствие последовательности и единообразия в подходе к определению капитала в различных системах права, низкая способность собственных средств к поглощению убытков. «Базель III» придал бо́льший вес базовому капиталу как компоненте собственных средств банка с наивысшим качеством. Таким образом, в рекомендациях Базельского комитета по банковскому надзору в 2010 году предложена более сложная классификация компонентов собственных средств и изменен подход к определению базового капитала, капиталов первого и второго уровня. В 2017 году в рамках «Базеля IV» были внесены изменения, ограничивающие сокращение капитала, которое может произойти в ходе применения продвинутого подхода при оценке кредитного риска.
Курс «Банковское дело» рассчитан на студентов экономического бакалавриата, но он будет интересен и непрофильным специалистам, которые могут связать карьеру с банковскими бизнес-процессами, формированием корпоративной культуры кредитных организаций, юридическим сопровождением банковской деятельности. Запись на десятинедельный курс доступна по ссылке.
Материал подготовила Екатерина Зиньковская, Дирекция по онлайн-обучению.
Вам также может быть интересно:
В питерской Вышке объявили победителей Всероссийского конкурса для учителей «Финансовая перемена»
В Высшей школе экономики в Санкт-Петербурге прошла федеральная конференция «Финансовая культура детям и молодежи: инвестиции в успех». В очном и онлайн формате в ней приняли участие более 3000 школьных учителей, педагогов дошкольных организаций, представителей высших учебных заведений и органов государственной власти из 76 регионов России, Беларуси и Приднестровья. В рамках форума состоялось подведение итогов финального этапа конкурса «Финансовая перемена» и объявление победителей — лучших педагогов-практиков.
«Чтобы быть успешным человеком, нужно обладать финансовой грамотностью»
1 июня Центр культур НИУ ВШЭ стал площадкой московского Дня финансовой грамотности. Такие встречи горожан с экспертами бесплатно проводятся в столице несколько раз в год. Участники узнали, куда выгодно и безопасно вкладывать сбережения, как избегать ошибок и снижать риски на этом пути, а также каких стратегий стоит придерживаться начинающим инвесторам.
Школьники из разных уголков страны ознакомились с новинками в области финансовой грамотности
В рамках проекта НИУ ВШЭ «Академия школьников» совместно с Федеральным методическим центром по финансовой грамотности и благотворительным фондом «Вклад в будущее» был проведен митап для учеников 8–11-х классов, посвященный финансовой грамотности с использованием IT. В нем приняли участие более 600 учащихся из разных регионов, в том числе 80 из Москвы — в очном формате. Также на мероприятии присутствовали несколько учителей московских школ.
НИУ ВШЭ и Благотворительный фонд Сбербанка подписали соглашение о сотрудничестве
8 сентября 2022 года в рамках Московского финансового форума НИУ ВШЭ заключил соглашение о сотрудничестве с Благотворительным фондом Сбербанка «Вклад в будущее». Документ подписали директор Федерального методического центра по финансовой грамотности системы общего и среднего профессионального образования НИУ ВШЭ Николай Берзон и исполнительный директор фонда Петр Положевец.
«Прошу вас быть максимально ориентированными на сохранение своих денег»
Как сохранить и приумножить деньги в условиях кризиса и не стать жертвой мошенников, рассказали эксперты НИУ ВШЭ и Департамента финансов Москвы. День финансовой грамотности для жителей Басманного района города прошел в Центре культур Высшей школы экономики.
Студенты Школы дизайна разработали плакаты, посвященные финансовой грамотности
На улицах Москвы появились плакаты о финансовой грамотности, разработанные студентами Школы дизайна НИУ ВШЭ. Это итоговая часть проекта, который начался с исследования вопроса финансовой грамотности российских семей и закредитованности населения.
Проект повышения финансовой грамотности школьников планируется продлить до 2019 года
В 2016\17 учебном году в рамках проекта Минфина России, который реализуется на базе НИУ ВШЭ, было подготовлено 7600 учителей в 15 регионах.
Финансовая неграмотность бьет по карману
Россияне умеют считать деньги, но не знают правил поведения на фондовом рынке.
ВШЭ открывает бесплатные курсы по финансовой грамотности для педагогов Москвы
Окончив 72-часовую программу повышения квалификации, школьный учитель или преподаватель техникума сможет вести основы финансовой грамотности факультативно или в рамках внеурочной деятельности. Занятия, рассчитанные на 5-9 дней, будут проводиться в октябре-декабре, возможна дневная (в школьные каникулы) или вечерняя форма обучения. Первая дневная группа стартует 3 октября, вечерняя — 10 октября.
Вышка научит учителей финансовой грамотности
31 мая в Высшей школе экономики был представлен проект по созданию в России федеральной сети методических центров для педагогов по финансовой грамотности. Суть проекта — еще в школе научить детей ответственно распоряжаться своими будущими финансами, готовя их к вступлению во взрослую жизнь.