Школа как "точка сборки" села
В Санкт-Петербурге прошел очередной семинар из цикла "Современное российское образование — региональный контекст".
Это уже четвертая встреча в рамках нового проекта Высшей школы экономики. До этого семинары с участием представителей нашего университета, учителей и директоров сельских школ прошли уже в двух других филиалах ГУ-ВШЭ в Перми и Нижнем Новгороде, а также в одной из сельских школ ближайшего Подмосковья и в Санкт-Петербурге.
О семинаре, состоявшемся в Санкт-Петербургском филиале ГУ-ВШЭ в конце апреля, рассказывает аспирант Института управления социальными процессами Высшей школы экономики, помощник проректора Т. Четверниной Елена Балабанова.
— В этот раз помимо семинара непосредственно в стенах вуза, мы организовали поездку в две сельские школы Ленинградской области. Также состоялась встреча с председателем Комитета общего и профессионального образования правительства Ленинградской области Сергеем Тарасовым. Вообще, мы всегда, в каждой нашей поездке, стараемся встречаться с руководителями местных комитетов образования и брать у них интервью. Нам важно сравнить точку зрения учителей и менеджмента руководящих структур на происходящее, на ситуацию в сфере образования региона.
— Можно ли уже сейчас провести некий сравнительный анализ ситуации с образованием в регионах "присутствия" ГУ-ВШЭ?
— Да, попробую. Но сначала маленькое отступление — в Перми мы встречались не с сельскими преподавателями, а с преподавателями нашего, вышкинского, университетского округа. Вообще, в Перми достаточно большие деньги тратятся просто на регион и, поскольку он считается инновационным регионом, то и на всякие проекты образовательные денег тоже, прямо скажем, хватает. Регион успешен, у школ университетского округа все хорошо, и это, конечно, замечательно. К тому же, регион давно участвует в ЕГЭ, так что ничто в нем не вызвало у нас сильного удивления, а просто все понравилось.
А вот в Нижнем Новгороде ситуация несколько другая. Местное руководство не подготавливало там своих учителей к сдаче ЕГЭ и, соответственно, учителя не готовили детей. И наш приезд туда, проведение с учителями встречи и образовательного семинара, выявили, к сожалению, значительную долю психологической напряженности среди учителей. Они были откровенно раздражены. Они задавали вопросы, которые можно было бы задать еще два года назад представителю какого-нибудь местного комитета образования и получить ответ и еще тогда в соответствии с этим выстраивать определенную учебную политику.
В Московской области у нас было просто выездное знакомство с сельской школой — ну раз уж мы резиденты Москвы, то хотелось знать, как обстоят дела в Подмосковье, чтобы было с чем сравнивать в дальнейшем. И вот конкретно та школа в Подмосковье, в которой мы оказались, нас сильно удивила. Конечно, все школы разные, но специфика той школы состояла в том, что 40 процентов детей этнически русские, а 60 процентов — нерусские. А ведь это всего около ста километров от столицы…
— А разве в остальных регионах не то же самое?
— В других регионах преимущественно русский этнос. И нет проблем, к примеру, с уроками христианства, все всё понимают. А в Подмосковье такие уроки получаются просто невозможны, потому что там индусы, узбеки, армяне, азербайджанцы, то есть представители практически всех наших бывших советских республик и не только. Абсолютно разные люди. И это, конечно, тяжело для учителей, но они держатся. Тяжело и самим детям, которые не знают русского языка, но должны учиться там, где живут.
— Но все же, каковы впечатления от последней поездки?
— Мы ездили совместно с представителями научно-учебной лаборатории под руководством заместителя директора ГУ-ВШЭ в Питере Даниила Александрова. Ездили мы в Приозерский район Ленинградской области, в две дальние сельские школы. Там дорог нет. Мы ехали примерно часа два с половиной в одну сторону. И то, что мы там увидели, подтвердило, что в каком бы регионе России школа бы ни существовала, все зависит исключительно от личности директора. Точно, как в русской пословице: какой поп, такой и приход.
В Ленинградской области очень четко было видна разница между школами. Одни школы вполне успешные, с небольшой оговоркой, конечно, "успешные" — на фоне общей бедности сельских школ, а в других школах и окна старые, да и просто учебников зачастую нет. Все объясняется просто, какой-то директор какой-то отдельно взятой школы может позволить себе пойти к какому-нибудь работающему в его регионе бизнесмену и откровенно попросить денег, обосновывая это тем, что, мол, "учу твои будущие кадры, так что, давай, будь добр, вкладывай в них с детства". Другим школам часто помогает глава района, потому что он сам вырос в этом селе и теперь хочет, чтобы его родное село развивалось, чтобы школа в нем была хорошей, хотя его дети зачастую уже там и не учатся. В общем, все зависит от личности директора и от того, к кому он может обратиться.
— А директора сельских школ, с которыми вам приходилось общаться, — они достаточно пробивные?
— У нас был очень плодотворный семинар в Питере, и директора сельских школ, которые в нем принимали участие, как раз оказались не просто директорами, а в большинстве своем даже главами местного самоуправления. Это на местах такая выборная должность — не оплачиваемая, однако она позволяет совмещать активную общественную деятельность с основной работой. Поэтому "наши директора" оказались людьми активными и прогрессивными. Они даже помогают находить своим сотрудникам наиболее подходящие им варианты жилья, потому что в Ленинградской области жилье "просто так" не предоставляется. Участники наших семинаров — люди профессиональные, пробивные и просто классные. И школы под их руководством являются такой "точкой сбора" всего села. Получается, что они не только детей учат, но еще и организуют общественную жизнь всего села…
— Вспоминается недавняя лекция Даниила Александрова "Школа как место национальной сборки", в которой он как раз и рассказывал про то, что чем меньше само село, тем большее значение в нем имеет школа. Он даже привел поразительный пример, что в некоторых совсем маленьких деревенских школах дети вместе с родителями и учителями ухаживают за могилами уже умерших учителей, и вот эти совместные ритуалы всех чрезвычайно сближают.
— Да, это все в действительности так и есть. В общем, мне кажется, что наша задумка с этими семинарами получилась любопытной. И у нас действительно появилась реальная возможность увидеть, что происходит в российских школах. А для нас это важно, ведь сегодняшние ученики — это, возможно, наши будущие абитуриенты.
Екатерина Березнер, Новостная служба портала ГУ-ВШЭ
Вам также может быть интересно:
Проект НИУ ВШЭ, группы ВЭБ.РФ и правительства Якутии позволил улучшить образовательные результаты школьников более чем на 10%
Результаты первого в России проекта социального воздействия признали успешными, опыт его реализации можно использовать в других удаленных регионах России. Целью проекта стало повышение образовательных результатов учащихся школ Хангаласского улуса Республики Саха (Якутия).
Комплекс Вышки на Покровском бульваре открылся для студентов
Новый учебный год в Высшей школе экономики начался с новоселья! Долгожданное открытие нового комплекса зданий на Покровском бульваре состоялось. С этим событием студентов, преподавателей и сотрудников поздравили Ярослав Кузьминов, Евгений Ясин и проректоры университета.
Ректор Вышки попросил лицеистов расти быстрее
Утром 2 сентября в атриуме нового корпуса университета на Покровке собрались девятиклассники и десятиклассники Лицея НИУ ВШЭ. Мероприятие в честь Дня знаний назвали НеЛинейкой по аналогии с прошедшей летом НеКонференцией.
Вышка подготовила учителей математики, с которыми детям будет интересно
Состоялся первый выпуск магистерской программы «Совместная магистратура ВШЭ и ЦПМ». Эта программа готовит высококвалифицированных учителей математики, интегрируя высокий научный потенциал факультета математики НИУ ВШЭ и практический опыт работы Центра педагогического мастерства в области школьного образования.
Участники НеКонференции спроектировали школу, не похожую на самолет
27 июня в Хорошевской школе состоялась НеКонференция. Так назвали многоуровневую дискуссионную площадку: исследователи сферы образования, педагоги, управленцы и даже ученики генерировали идеи для школы будущего. Организатором и разработчиком программы НеКонференции стал Институт образования Вышки.
Новые частные школы России: «печки» разные, «кирпичики» схожие
На очередном семинаре «Актуальные исследования и разработки в области образования» Института образования НИУ ВШЭ руководители самых известных в России негосударственных школ рассказали, какими умениями и навыками будут обладать их выпускники через десять лет.
НИУ ВШЭ поможет московским школам в создании IT-классов
Университет разработает для школьников учебные модули по ведению IT-бизнеса и обучит педагогов IT-классов. Кроме того, на базе НИУ ВШЭ совместно с ведущими IT-компаниями планируется создать центр сертификации выпускников таких классов.
Влияние исследований качества образования на политику не стоит переоценивать
На семинаре, прошедшем в НИУ ВШЭ в рамках Дней Международной академии образования в Москве, профессор Университета штата Аризона Густаво Э. Фишман сравнил международные сравнительные исследования качества образования с лошадиными скачками и заявил, что они не столь значительно влияют на образовательную политику, как принято считать.
Борьба с неуспеваемостью. Как предупредить неудачи в школе
У детей из семей с низким уровнем образования и доходов выше риски плохой учебы. Но школа может их снизить. Как именно, рассказали с опорой на международный опыт эксперты Центра социально-экономического развития школы Института образования НИУ ВШЭ.
Кружок качества. Как внеклассные занятия влияют на успехи школьников
Подростки, которые ходят в студии и секции, чувствуют себя увереннее и лучше учатся в школе. Больше всего успеваемость связана с курсами иностранных языков, выяснила социолог Ксения Тенишева. Доклад об этом представлен в программе ХХ Апрельской Международной научной конференции в Высшей школе экономики.