Как вузы развивают интернациональную среду для самореализации иностранных студентов
Учеба в зарубежном вузе — это плюс для карьерного трека, бесценный опыт и расширение спектра возможностей. Но при этом для студента это еще и большой стресс от погружения в иную культурную среду и новые, подчас неожиданные, вызовы. Как университеты помогают учащимся адаптироваться и находить возможности для самореализации, эксперты и представители ведущих вузов обсуждали на сессии «Развитие интернациональной среды для создания комфортных условий самореализации иностранных студентов» в рамках Международной партнерской недели в НИУ ВШЭ.
Программы адаптации
В работе сессии приняли участие представители кампусов и факультетов НИУ ВШЭ, Университета Либерии, Международного университета «Астана», Российско-Армянского университета, Кыргызского государственного технического университета имени И. Раззакова, Университета Токай, Федерального университета Рио-де-Жанейро и Университета Цинхуа.
Во многих вузах стараются делать программы адаптации для иностранцев комплексными. Заведующая кафедрой «Экономика и управление на предприятии», доктор экономических наук и профессор Кыргызского государственного технического университета имени И. Раззакова (KSTU) Бактыгул Сулайманова рассказала, что в KSTU существует программа из 9 шагов, куда входят меры, направленные на помощь в учебе, карьерную и финансовую поддержку и менторство.
Для содействия в адаптации иностранных студентов в вузах проводят мультикультурные мероприятия. Например, в Вышке это большая ориентационная сессия, включающая двуязычные информационные семинары с раздаточными материалами и неформальные встречи с администраторами и молодежными сообществами, а также студенческие фестивали HSE Unity Fest и «Весь мир в одной Вышке», национальные праздники, культурные события и спортивные турниры. В японском Университете Токай проводится Global Agora — фестиваль, где встречаются иностранные студенты. В KSTU для студентов регулярно проводят фестивали, ярмарки, культурные события и тематические выставки.
Приглашенный вице-президент по работе со студентами Университета Либерии Секоу Вих Коннех и руководитель департамента международного сотрудничества Международного университета «Астана» Сергей Жмака отметили важность поддержки программ мобильности как отличной возможности коллаборации, обмена идеями, опытом и знаниями для талантливых студентов.
Директор по интернационализации НИУ ВШЭ Кирилл Кисель и заместитель проректора по молодежной политике НИУ ВШЭ Дмитрий Шминке рассказали о том, какие меры для вовлечения иностранцев в студенческую и академическую жизнь принимаются в Вышке. В университете действуют проекты внеучебной деятельности, среди которых, например, программа «Вышка добра», «Кириллица» (объединение инициативных студентов для реализации собственных проектов общественного развития), «Путь предпринимателя» и «Республика ученых».
Менторы и тьюторы
Многие университеты к адаптации иностранцев привлекают своих студентов.
«Ментор — человек, который может построить мост между студентом и вузом», — отмечает Бактыгул Сулайманова. Менторы в KSTU помогают иностранным студентам быстрее адаптироваться, получать книги и научные журналы в библиотеке, вовлекают их в студенческую жизнь, помогают с решением бытовых вопросов.
Похожие функции выполняют кураторы в НИУ ВШЭ. «Каждый год в Вышке действуют около 600 кураторов», — отмечает Дмитрий Шминке. Кроме того, в Вышке существует менторская программа Buddy. Бадди — это студент, который добровольно помогает иностранным студентам адаптироваться к жизни в Москве и чувствовать себя увереннее в новой культурной и социальной среде. Такой ментор может, например, встретить иностранца по прибытии в Россию, помочь разобраться с документами или первыми покупками или посоветовать интересные для посещения места. По возможности бадди помогают на протяжении всего пребывания иностранного студента в НИУ ВШЭ.
Одно из важных направлений — учеба студентов Вышки по обмену в зарубежных вузах.
В Университете Токай аналогом менторов выступают тьюторы. «Университет нанимает тьютора-студента, для тьютора это небольшая подработка», — рассказала советник международного департамента Университета Токай Ярослава Гладышева. Правда, работает эта система не всегда гладко: бывает и так, что студенты жалуются, что не могут дозвониться до тьютора, что он им не помогает. «В Японии на это закрывают глаза. Считается, что человек не может врать или выполнять свою работу плохо. Но нужно внедрять систему оценки тьюторов», — подчеркивает Ярослава Гладышева.
«Студент, который едет в Японию, — очень мотивирован, — продолжает эксперт, — но японская сторона не рассматривает студента как ребенка с другой культурой. Принимающая сторона смотрит на студента как на единицу, на которой делается бизнес, потому что образование платное».
Студенты по обмену
«Сейчас в НИУ ВШЭ учится более 5000 иностранных студентов из 128 стран», — говорит директор Центра поддержки и карьеры иностранных студентов и выпускников Жанна Сорокина. «Университет проводит последовательную и системную работу по их адаптации к учебе и жизни в России и интеграции в академическое и внеучебное сообщество Вышки», — говорит она.
Например, в Российско-Армянский университет (RAU) в 2016, 2019, 2021 и 2023 годах большинство иностранных студентов по обмену приехали из России, говорит заведующая кафедрой экономики и финансов этого вуза Мариам Восканян.
«Адаптироваться в RAU достаточно легко, потому что язык университета — русский. Это позволяет гораздо легче адаптироваться всем студентам, которые знают русский язык», — добавила Мариам Восканян.
Успешная интеграция иностранных студентов в новую культурную и академическую среду все еще остается одной из наиболее важных задач. При этом спикеры сессии были едины во мнении, что такие площадки, как Международная партнерская неделя, способствуют обмену опытом и знаниями в области формирования интернациональной среды университета.
Текст: стажеры-исследователи Проектно-учебной лаборатории экономической журналистики НИУ ВШЭ Артем Самойлов и Мария Мишина
Вам также может быть интересно:
Новые направления обучения, более 300 заявок из 20 стран: открылся набор на “Study Tour Experience”
“Study Tour Experience” — уникальный проект для иностранных абитуриентов магистратуры, желающих примерить на себя, каково это — быть магистрантом Вышки. Международная учебная стажировка реализуется Дирекцией по работе с молодежью за рубежом с 2020 года в двух форматах, онлайн и офлайн, на двух языках — английском и русском. В осеннем семестре 2024/25 учебного года стажировка пройдет с 11 по 23 ноября, а крайний срок подачи заявок — 13 октября.
В Вышке впервые прошел фестиваль Russian Culture Day
В начале марта в кампусе Вышки на Покровском бульваре состоялся фестиваль Russian Culture Day, организованный Дирекцией по интернационализации НИУ ВШЭ. Иностранные студенты приняли участие в викторинах, лекциях и мастер-классах, а также смогли попробовать традиционное русское угощение — блинчики с вареньем.
«НИУ ВШЭ — международный университет, представляющий разные культуры и народы»
19 декабря в атриуме корпуса ВШЭ на Покровском бульваре прошел масштабный фестиваль «Весь мир в одной Вышке», который объединил более 20 национальных студенческих организаций и клубов университета. Их представители рассказали участникам события о новогодних традициях разных народов, провели квизы и викторины. Организатором мероприятия выступила Дирекция по интернационализации ВШЭ.
Ориентационные сессии для иностранных студентов: «Я сегодня в ВШЭ — это исполнение моей мечты»
В Вышке прошли ориентационные сессии, которые Центр поддержки и карьеры иностранных студентов и выпускников организовалдля поступивших в университет иностранных граждан. В ходе встреч эксперты центра рассказали о предоставляемом визово-миграционном сопровождении, внеучебной студенческой жизни, провели экскурсии по кампусу и тур по городу.
Высшая школа экономики открыла экспериментальную школу для студентов из Таиланда
НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге продолжает стратегическую программу по развитию образовательных и научно-исследовательских связей с вузами Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). По запросу Университета Таммасат (Таиланд) на базе Управления по международным связям питерской Вышки создана специальная краткосрочная образовательная программа «Русский язык и культура».
Игра, которая объединяет: в Вышке прошел первый турнир по мини-футболу среди иностранных студентов
В “HSE Inter Football Cup” приняли участие шесть мужских и две женские команды иностранных студентов НИУ ВШЭ, представляющих 30 стран. Организаторами мероприятия стали Центр поддержки и карьеры иностранных студентов и выпускников Дирекции по интернационализации совместно с кафедрой физического воспитания НИУ ВШЭ.
«Это путешествие изменило меня к лучшему»
На англоязычной магистерской программе ВШЭ «Население и развитие» изучают вопросы, связанные с влиянием демографических процессов на социальное развитие страны, и учатся применять инструменты государственного управления для обеспечения устойчивого развития. Студенты и научный руководитель программы рассказали о специфике обучения в магистратуре Вышки.
Иностранные студенты НИУ ВШЭ узнали об истории и традициях Масленицы
22 февраля в корпусе НИУ ВШЭ на Старой Басманной, где расположен факультет гуманитарных наук, состоялось мероприятие по адаптации иностранных студентов под названием «Масленица». Российские сверстники рассказали им, что такое Масленица, провели традиционные масленичные игры и аттракционы, угостили блинами со сгущенкой. В свою очередь национальные клубы НИУ ВШЭ, объединяющие представителей различных диаспор, ознакомили гостей праздника со своими традициями проводов зимы и организовали дегустацию национальных блюд.
«Иностранные студенты, не приехавшие к началу учебного года, смогут учиться дистанционно»
В новой реальности у иностранных студентов (особенно у поступивших в Вышку в 2022 году) возникает много вопросов. Какие перемены ожидаются в университетской системе образования? Как быть, если по объективным причинам не получается прилететь в Москву к 1 сентября? Что Вышка делает для быстрой адаптации иностранных студентов? На эти и другие вопросы новостной службе портала ответил проректор Иван Простаков.
«Смысл изучения экономики — в достижении всеобщего блага в мире ограниченных ресурсов»
Студентки факультета экономических наук ВШЭ Хан Да Ын из Республики Корея и Ян И из Китая учатся на 4-м курсе бакалаврской программы «Экономика». Как они оказались в России и в НИУ ВШЭ, трудно ли им было выучить русский, а потом осваивать (и очень успешно) на этом чужом и трудном языке все предметы от математики до социологии — об этом они рассказали новостной службе портала.