В российском высшем образовании сложилась новая реальность
28 декабря министр высшего образования и науки РФ Михаил Котюков и ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов представили полный вариант исследования итогов летней приемной кампании в российские вузы, включая платных студентов, филиалы и негосударственные вузы. Последние две категории вошли в мониторинг впервые, что позволило получить полную картину ключевого сегмента российского высшего образования.
Мониторинг проводится Высшей школой экономики и Яндексом при участии Минобрнауки России и Рособрнадзора. Он включает только те вузы, где критерием зачисления является результат ЕГЭ абитуриента или приравненный к ним результат выступления на олимпиаде школьников. Это позволяет сопоставлять вузы и направления между собой, выстраивать рейтинги качества приема.
Мониторинг традиционно является ключевым ориентиром при выборе абитуриентами вуза и образовательной программы, так как это наиболее простой и в то же время комплексной показатель репутации и востребованности вуза в целом и конкретной образовательной программы.Результаты мониторинга позволяют выявить тенденции в поступлении сразу в нескольких разрезах: по регионам, по направлениям подготовки, по соотношению стоимости программ и качества их абитуриентов.
Количественные и качественные показатели работы системы высшего образования — позитивны
Как отметил Михаил Котюков, общий прием в российские вузы (бакалавриат, специалитет и магистратура) по сравнению с 2017 годом увеличился примерно на 6 тыс. человек и составил 1 млн. 148 тыс. человек.
«В рамках госзадания, или как традиционно принято говорить “на бюджет”», зачислены 528 тыс. человек, это плюс 12,5 тыс. к уровню прошлого года. Мы можем говорить уверенно, что вопрос доступности высшего образования сохранен, даже ситуация с показателями улучшается. Если сравнивать эти цифры с количеством выпускников 11-х классов школ, то это примерно 57%. Достаточно высокий показатель», — сообщил Михаил Котюков.
Он также напомнил, что средний балл ЕГЭ у поступивших в 2018 году составил 69,1. Наибольший конкурс был зафиксирован среди поступающих на «Фундаментальную медицину», «Экономику и управление», «Сестринское дело». Наименьший интерес у абитуриентов вызывают «Сельское хозяйство», «Рыбное хозяйство», «Физкультура и спорт», «Музыкальное искусство». По мнению министра, необходима дополнительная работа для формирования у абитуриентов понимания привлекательности различных направлений подготовки на рынке труда: какие из них востребованы, какие возможности для самореализации будут предоставлены.
В целом, заявил Михаил Котюков, «количественные показатели работы системы образования имеют позитивную динамику, качественные показатели тоже характеризуются достаточно позитивно».
Крупнейшие вузы России: с учетом платного приема и филиалов их состав выглядит непривычно
Таков один из ключевых выводов Мониторинга качества приема в вузы — 2018, отметил Ярослав Кузьминов.
«Диплом у всех — бюджетных и платных студентов, выпускников головного вуза и филиалов — одинаковый. Представление о «мощности» вуза и отношение к его диплому определяется, таким образом, всей совокупностью его студентов и выпускников», — уточнил он.
По итогам мониторинга самым крупным вузом страны оказывается Российская академия народного хозяйства и гос. службы, имеющая 38 филиалов в половине регионов России.
Второе место занимает НИУ ВШЭ, работающий в 4 городах, 3 и 4 места поделили два федеральных университета — Казанский и Уральский, на пятом — МИРЭА — Российский технологический университет, так же, как и федеральные университеты, созданный на базе объединения нескольких крупных вузов. МГУ занимает теперь шестое место по размеру приема, Бауманка — седьмое. СПбГУ на 20-м месте.
Крупнейшие вузы
Бюджетный и платный прием | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
Крупнейшие вузы |
По вузу в целом (головной + филиалы) |
По головному |
По филиалам | |||
Наименование вуза |
Зачислено, чел. |
Ср. балл |
Зачислено, чел. |
Ср. балл |
Число филиалов |
Ср. балл |
Российская академия народного хозяйства и государственной службы, г. Москва |
11588 |
66,4 |
3401 |
71,7 |
38 |
64,2 |
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», г. Москва |
8811 |
84,9 |
6452 |
86,1 |
3 |
81,1 |
Казанский (Приволжский) федеральный университет |
7360 |
70,5 |
6265 |
71,5 |
2 |
63,2 |
Уральский федеральный университет им. Б.Н. Ельцина |
6114 |
69,8 |
6011 |
69,9 |
2 |
60,7 |
МИРЭА - Российский технологический университет |
5928 |
64,0 |
5731 |
64,4 |
2 |
53,6 |
Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова |
5681 |
84,8 |
5563 |
85,0 |
1 |
73,2 |
Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана |
5171 |
73,5 |
4056 |
77,4 |
2 |
59,1 |
Сибирский федеральный университет |
4890 |
65,0 |
4571 |
65,5 |
3 |
59,1 |
Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, г. Москва |
4709 |
71,3 |
2939 |
76,0 |
13 |
63,1 |
Донской государственный технический университет, г. Ростов-на-Дону |
4384 |
57,7 |
3864 |
58,5 |
5 |
51,4 |
Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого |
4371 |
75,5 |
4347 |
75,6 |
1 |
61,6 |
Финансовый университет при Правительстве РФ, г. Москва |
4355 |
74,1 |
3171 |
76,6 |
17 |
67,1 |
Кубанский государственный университет, г. Краснодар |
4209 |
69,2 |
3852 |
69,7 |
4 |
63,5 |
Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского |
3977 |
64,6 |
3483 |
64,9 |
4 |
61,6 |
Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет) |
3700 |
70,8 |
3424 |
71,6 |
3 |
61,3 |
Дальневосточный федеральный университет |
3584 |
67,0 |
3147 |
67,5 |
4 |
62,8 |
Тюменский государственный университет |
3517 |
65,4 |
2901 |
65,1 |
3 |
67,2 |
Воронежский государственный университет |
3378 |
67,4 |
3302 |
67,5 |
1 |
58,6 |
Российский университет дружбы народов, г. Москва |
3330 |
68,5 |
3221 |
68,6 |
1 |
64,4 |
Санкт-Петербургский государственный университет |
3211 |
87,0 |
3211 |
87,0 |
0 |
нет |
Национальный исследовательский Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск |
3154 |
61,0 |
2886 |
61,3 |
3 |
57,8 |
Новосибирский государственный технический университет |
3116 |
67,2 |
3116 |
67,2 |
0 |
нет |
Топ-25: лидеры по качеству бюджетного и платного приема совпадают
В топ-25 вузов по качеству платного приема 2018 года (численность приема — более 50 человек) вошли 13 вузов Москвы, 5 вузов Санкт-Петербурга, по одному вузу из регионов с крупными университетскими центрами.
Корреляция качества бюджетного и платного приема очень высока (83,3%).Так, МФТИ, МГИМО, НИУ ВШЭ в Москве, СПбГУ, НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге, занимающие первые пять мест в рейтинге по качеству бюджетного приема — 2018, занимают соответствующие места и по качеству платного приема.
Место в рейтинге по приему | Вуз | Бюджетные места | Платные места | Средневзв. стоим. обучения | |||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Бюджет (300+) | Платное | Ср. балл ЕГЭ | Зачислено, чел. | Ср. балл ЕГЭ | Зачислено, чел. | ||
1 | 1 | Московский физико-технический институт | 96,4 | 810 | 86,3 | 270 | 250 000 |
2 | 2 | Московский государственный институт международных отношений | 95,3 | 399 | 82,6 | 840 | 534 232 |
3 | 3 | Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», г. Москва | 94,6 | 2014 | 82,3 | 4438 | 404 535 |
4 | 4 | Санкт-Петербургский государственный университет | 91,8 | 1932 | 79,7 | 1279 | 276 806 |
5 | 5 | Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», филиал, г. Санкт-Петербург | 90,5 | 469 | 78,8 | 899 | 285 539 |
6 | 7 | Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ», г. Москва | 90,3 | 569 | 75,8 | 97 | 249 222 |
Эффект репутации
Это отражает «эффект репутации» ведущих вузов. Во-первых, их выпускники, как правило, выделяются работодателями как те, кто гарантированно или с большей вероятностью, чем другие, имеет необходимые для работы профессиональные знания и креативные способности. Во-вторых, средний заработок выпускников этих вузов в первые 3 года работы в среднем превышает средний уровень на 20-30%. Соответственно, семьи абитуриентов принимают решение о том, что они могут инвестировать в высокое качество образования, рассчитывая, что будущая карьера и доходы студентов окупят затраты их семей.
Многие абитуриенты, которым не хватило баллов для поступления на бюджетное место в вуз из топ-10, предпочитают поступить на платное место в этом вузе, отказываясь от бюджетных мест в следующих десяти по рейтингу качества приема вузах. При этом топ (группу «высокой репутации») могут составлять от 2-3 до 15 вузов по направлению.
Характерные примеры
Направление «Математика». Средний балл ЕГЭ на платные места в вузах топ-10 (79,4) практически равен среднему баллу ЕГЭ на бюджетные места (81,8) в вузах, занимающих 11-20 места. При этом около 700 человек выбирают платное обучение в топ-10 (в среднем 325,4 тысяч рублей в год).
Направление «Физика». По этому направлению Физтех и ВШЭ имеют у студентов-платников 87 и 84 балла, что соответствует бюджетному набору таких ведущих вузов, как МГТУ им. Баумана (85 баллов), МИСИС (83 балла) и Питерский Политех (81 балл).
Доля платных студентов в головных вузах устойчиво растет
При прочих равных условиях это предполагает рост качества их обучения.
На бюджетные места в 2018 году по конкурсу ЕГЭ зачислена 291 тыс. чел., на платные — 200 тыс. чел. Из них примерно 20 тыс. чел. — в филиалы вузов, 1 тыс. — в частные вузы на бюджетные места, 12 тыс. — в частные вузы на платные места.
С 2011 года доля платного набора в головных вузах и крупных филиалах постепенно растет — с 25,7% до 39,9%. В первую очередь это происходит за счет педагогических направлений (с 10% в 2011 году до 31% в 2018 году), гуманитарных направлений (с 47% до 69%), направлений, связанных с информатикой (с 7% до 27%).
Снизилась доля платного приема на направлениях, связанных с сельским хозяйством (с 7,9% до 4,5%). Незначительно выросла и осталась небольшой доля платного приема на технических направлениях (с 7,2% до 13,8%). Незначительно выросла и осталась высокой доля платного приема на социально-экономических направлениях (с 56,2% до 71,7%).
Распределение всех зачисленных на бюджетные и платные места по группам направлений
Рост платного приема в наблюдаемой группе вузов в основном основан на уходе с рынка двух категорий: а) множества негосударственных вузов и коммерческих филиалов государственных вузов и б) непрофильных, не обеспеченных кадрами образовательных программ государственных вузов с преимущественно платным приемом. Работа Рособрнадзора и Минобрнауки в этом отношении, таким образом, не только ограничила некачественное образование, но и укрепила финансовое положение вузов с качественными программами.
Другой фактор роста связан с перераспределением госзадания с экономистов, юристов, менеджеров на инженерные и информационные направления. Неудовлетворенный спрос на эти социально-экономические направления перешел на платные места оставшихся на рынке программ более высокого качества.
Стоимость обучения
В 2018 году в среднем по России стоимость обучения в вузе составляет 139 тыс. рублей в год. Это примерно соответствует среднему бюджетному финансированию вузов в расчете на студента (с учетом «сдвига» платного приема на относительно менее капиталоемкие направления). Таким образом, последовательная политика Минобнауки России, направленная на выравнивание цены платного и бюджетного студента для вузов, привела к желаемому результату.
Количество филиалов и негосударственных вузов резко сократилось
Качество оставшихся практически не отличается от головных вузов соответствующих регионов.
В последние 6 лет Минобрнауки России и Рособрнадзор проводили активную работу по «расчистке» рынка высшего образования от программ низкого качества. Повышались требования к государственной аккредитации образовательных программ, закрывались слабые филиалы (как правило, не имевшие собственных педагогических кадров, не говоря уже о научно-лабораторной базе). Шел процесс выхода с рынка негосударственных вузов с аналогичными характеристиками. В результате с 2011 по 2017 год сеть филиалов государственных вузов сократилась на 54,1% (а с 2005 — на 73,7%); сеть государственных вузов — на 21,1%. Число негосударственных вузов сократилось на 40,4%, а их филиалов — на 71,2%.
«В результате мы получили то, что можно смело назвать новой реальностью российского высшего образования. Его среднее качество заметно выросло,«красный хвост» вузов и программ, ориентировавшийся на школьных троечников и на облегченное прохождение университетского курса, сократился в несколько раз, — рассказал Ярослав Кузьминов. — С другой стороны, сохранившиеся негосударственные вузы и филиалы в 2018 году практически ничем не отличаются по качеству от головных вузов соответствующих регионов. На платных местах в головных вузах, филиалах и частных вузах качество приема почти идентично — 62,4, и 61,6, 61,4 балла соответственно.
Сегодня и филиалы, и негосударственные вузы достаточно равномерно представлены во всех группах по качеству, как и головные вузы. Два «чемпиона» — Санкт-Петербургский филиал НИУ ВШЭ и татарстанский негосударственный Университет Иннополис — входят в группу вузов, где средний балл бюджетных (в Иннополисе — квазибюджетных) студентов превышает 90 баллов при приеме больше 100 человек. Таких вузов в России всего восемь.
На бюджетные места в головные вузы, имеющие филиальную сеть, поступают несколько более подготовленные студенты, чем в их филиалы, но разница невелика (в головных вузах средний балл — 69, в филиалах — 65,2).
Важно отметить, что Минобрнауки России обеспечило с 2012 года равное участие негосударственных вузов в конкурсе на государственное задание. В 2019 году негосударственные вузы проводили конкурсы на 1094 бюджетных места. Средний балл зачисленных на бюджетные места негосударственных вузов — 71,6. Этот показатель даже выше, чем в среднем у головных вузов, что объясняется небольшим количеством бюджетных мест на соответствующих программах и высоким спросом на соответствующие направления (экономика, право, менеджмент, международные отношения и пр.) у абитуриентов.
В высшем образовании налицо структурные проблемы
Анализ качества приема по укрупненным группам направлений выявил серьезные структурные проблемы, отметил Ярослав Кузьминов.
С одной стороны, выделяются направления с явно избыточным относительно спроса числом бюджетных мест. Это «Сельское и рыбное хозяйство», «Транспортные средства», многие технологические направления. Больше половины бюджетных места по стране заняты «троечниками», а платные — абитуриентами с рекордно низкими показателями по баллам ЕГЭ для поступления.
«Видно, что политика «примем побольше инженеров и технологов», ориентировавшаяся на увеличение бюджетных мест по актуальным для экономики страны специальностям «с запасом», без оглядки на качество приема (а во многих случаях и на платежеспособный спрос предприятий соответствующих отраслей), не привела к положительным результатам, — считает ректор НИУ ВШЭ. — Если студенты видят, что рабочие места есть в лучшем случае для каждого второго-третьего из них, что зарплата, на которую их готовы приглашать предприятия, — низкая, они слабо заинтересованы в учебе и это, в свою очередь, демотивирует даже лучших из них. В свою очередь, на это реагируют абитуриенты следующих лет — возникает своеобразный мультипликатор низкого качества».
Противоположная ситуация по ряду социальных и гуманитарных направлений. Здесь явно недостаточно бюджетных мест по сравнению со спросом даже самых сильных абитуриентов. Например, на «Востоковедение» по всей стране — 629 мест, на Рекламу и связи с общественностью — 778 мест. В результате платный прием многократно превосходит бюджетный и включает очень сильных абитуриентов (80+ баллов по ЕГЭ), которые на других направлениях заведомо попадали бы на бюджет.
Таким образом, считает Ярослав Кузьминов, напрашивается предложение о маневре бюджетными местами: желательно увеличить бюджетный прием на направления той группы, где мало бюджетных мест и много платных мест с высоким качеством приема, за счет их сокращения на группы направлений, где очень много бюджетных мест и почти нет платного приема.
Бюджетные места распределены по вузам неэффективно
В 81% вузов есть направления, на которых количество бюджетных мест не превышает 25 (даже на укрупненную группу направлений). В общей сложности таких направлений (укрупненных групп) — 47% по всем вузам.
Между тем только на 16% программ из этих укрупненных групп с бюджетным приемом меньше 25 человек вузам удалось набрать больше 25 человек на платные места.
Ярослав Кузьминов напомнил, что штатный состав преподавателей вузов оптимизирован под соотношение «преподаватель-студент» 1 к 12. То есть на группу из 25 студентов вузу оплачиваются две преподавательские ставки, при том, что среднее число изучаемых в год предметов — 8. Это ведет к крайне негативным явлениям, когда один преподаватель читает 3-4 совершенно разных курса, по которым он не только не ведет научной работы, но даже не имеет возможности знакомиться с новыми научными публикациями. Ректор НИУ ВШЭ предложил реализовать ограничение, о котором эксперты говорят уже 15 лет. По группам направлений, где бюджетный прием по стране превосходит 5 тысяч человек, минимальный размер контрольных цифр приема по направлению не может быть ниже 50, а по всем остальным — ниже 25 мест. Вуз, который получает такое государственное задание, по крайней мере имеет финансовую возможность собрать коллектив преподавателей, включающий специалистов по всем основным предметам образовательной программы.
Вам также может быть интересно:
Региональный разрез мониторинга качества приема: ключевые аспекты
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ) при поддержке Минобрнауки России представляет третью часть мониторинга качества приема на бюджетные и платные места российских вузов в 2022 году, посвященную региональному разрезу. Исследование выполнено в Институте образования НИУ ВШЭ под руководством научного руководителя НИУ ВШЭ Ярослава Кузьминова.
Мониторинг качества приема: основные результаты анализа в разрезе укрупненных групп направлений подготовки
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ) при поддержке Минобрнауки России представляет вторую часть мониторинга качества приема на бюджетные и платные места российских вузов в 2022 году, посвященную укрупненным группам направлений подготовки (УГН). Исследование выполнено в Институте образования НИУ ВШЭ под руководством научного руководителя НИУ ВШЭ Ярослава Кузьминова.
Качество приема в российские вузы в 2022 году: основные итоги
Высшая школа экономики при поддержке Минобрнауки России представила результаты мониторинга качества приема на бюджетные и платные места российских вузов в 2022 году. Исследование выполнено в Институте образования НИУ ВШЭ под руководством научного руководителя Вышки Ярослава Кузьминова.
Пути поступления в российские вузы: след ЕГЭ
Как изменились за последние десять лет пути поступления в вузы на программы бакалавриата и специалитета, и насколько заметно влияние ЕГЭ, показывает всероссийский опрос студентов очной формы обучения, проведенный в рамках Мониторинга экономики образования НИУ ВШЭ в 2006, 2010 и 2017 годах.
В 2018 году вузы набрали более сильных абитуриентов
Высокое качество приема демонстрируют все больше вузов, отличники предпочитают оставаться в регионах, практически все направления подготовки стали привлекательнее для абитуриентов — таковы выводы мониторинга качества приема на бюджетные места российских вузов в 2018 году. 25 сентября на пресс-конференции в ТАСС мониторинг представили вице-премьер Татьяна Голикова, руководитель Рособрнадзора Сергей Кравцов и ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов.
Успех обучения в вузе зависит от окружения студента
Приемная кампания в бакалавриат набирает обороты. Выбрать вуз, где будут учиться студенты с примерно таким же уровнем подготовки, что и вы, и оценить свои шансы на поступление можно с помощью Мониторинга качества приема в вузы прошлого года, подготовленного Высшей школой экономики.
Сильных вузов стало больше
В ведущих технических университетах резко вырос средний балл, население готово платить за качественное высшее образование, абитуриенты стали более рационально оценивать перспективы на рынке труда. Эти и другие выводы 8-го ежегодного мониторинга качества студентов, зачисленных в российские вузы по результатам ЕГЭ и олимпиад в 2017 году, были представлены 16 октября в МИА «Россия сегодня».
Спрос на педагогическое образование растет, дифференциация вузов усиливается
Подведены итоги мониторинга качества бюджетного и платного приема в государственные вузы в 2016 году. Как и в предыдущие годы, он был проведен рабочей группой НИУ ВШЭ в сотрудничестве с проектом «Социальный навигатор» МИА «Россия сегодня» при поддержке Минобрнауки России и Общественной палаты России.
Преподаватель — это менеджер знаний
Андрей Гречко в 2016 году сделал два больших дела: окончил бакалавриат Вышки (программа «Политология») и выпустил первый поток учеников собственного образовательного центра LUDI. Андрей с коллегой Ильей Созонтовым готовят школьников к успешной сдаче ЕГЭ по системе «перевернутый класс».
Хорошие результаты ЕГЭ увеличивают зарплаты выпускников вузов
Чем выше проходной балл при поступлении в вуз, тем больше зарабатывают его выпускники. Каждый дополнительный балл по ЕГЭ увеличивает будущую зарплату в среднем на 2%. Дело не только в престижном дипломе — качественное образование помогает студентам накопить человеческий капитал, который повышает их стоимость на рынке труда. К такому выводу пришли сотрудники Лаборатории исследований рынка труда (ЛИРТ) НИУ ВШЭ Виктор Рудаков и Сергей Рощин в исследовании «Влияние качества вуза на заработные платы выпускников».