Какие магазины разорятся, а какие выживут после пандемии
Уже скоро россияне сократят потребительскую активность и уйдут в глухую сберегательную оборону. Розничную торговлю ждут сложные времена. Будущее розничной торговли «Комсомольская правда» обсудила с директором Центра конъюнктурных исследований ИСИЭЗ НИУ ВШЭ Георгием Остапковичем.
Нечто пододобное уже было?
То, что сейчас происходит, уже было, но с различными причинами и силой негативных последствий для экономики и населения. Это и 1998 год, и 2008-2009 годы, и трансформационный кризис начала 90-х годов.
То есть мы в принципе понимаем, как будут вести себя люди, и как – предприятия. Как правило, в начале, когда приходит кризис, люди начинают делать импульсивные крупные закупки. Они понимают, что сейчас все продается пока по старым ценам, которые потом вырастут. И торговля в первые дни живет достаточно комфортно.
Наша торговля за последнюю неделю продала чуть ли не 20 дневный запас отдельных номенклатур товаров и продуктов (гречка, консервы, моющие средства)
Но это в поколенческая модель потребительского поведения. В основном покупки делают бебибумеры – это люди, которые родились сразу после Великой Отечественной, и следующее поколение «Иксы» – это родившиеся в 60-е годы. Они основную часть жизни прожили в условиях товарного дефицита СССР, особенно позднего. Поэтому идут в магазин и закупают впрок. Следующие поколения – поколение Z и поколение миллениалов не проявляют такой активности, они покупают только жизненно необходимые товары.
А что дальше будет с розничной торговлей?
Еще неделю-две, может быть, они будут жить в достаточно комфортных условиях, у них будут покупать товар по старым ценам. Потом население уйдет в глухую сберегательную оборону. Сегодня не только нефтяные цены упали. Произошло падение национальной валюты. И люди понимают, что через два-три месяца начнется рост цен практически на всё. И в этот период товарооборот розницы может существенно уменьшиться. Я говорю о рознице в обычных, как теперь говорят, в оффлайновых магазинах.
Многие люди перейдут на приобретение товаров удаленно, то есть, на онлайн-торговлю. Уже сейчас и поколение Z, и миллениалы большую часть того, что им необходимо, покупают по интернету. И это ослабит объем продаж крупных супермаркетов. Кроме того, продажи будут происходить в ближайших к дому торговых точках.
Впрок теперь закупать вряд ли будут. Крупные и дорогие товары длительного пользования на время выйдут из товарооборота.
Остапкович Георгий Владимирович
Директор Центра конъюнктурных исследований
Вам также может быть интересно:
«Выбор россиян — точно не четырехдневная рабочая неделя»
Пандемия коронавируса стала точкой невозврата, после которой цифровые технологии прочно укоренятся в нашей жизни. Цифра, удаленка и виртуальный мир останутся даже с теми, кто раньше не имел с ними никакого дела, а также перекроят рынок труда. Проблема в том, что люди перестают задумываться, делая выбор. Об этом говорил научный руководитель Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов, выступая на форуме «Территория смыслов».
Отечественный автопром попал в пробку
Эксперты Вышки и автоотрасли обсудили влияние пандемии на производство и торговлю автомобилями. Они пришли к выводу, что российский автопром пережил прошлый год лучше, чем многие другие страны, но проблемы отрасли остаются нерешенными, а перспективы во многом зависят от качества госполитики.
Тотальный переход в онлайн стал для университетов временем испытаний и инноваций
Новый выпуск журнала HERB посвящен осмыслению опыта, приобретенного университетами в период пандемии. Авторы статей рассказали о рисках, с которыми столкнулись студенты и преподаватели, о внедрении новых форматов обучения, о реализованных в дистанционном формате проектах, а также поделились первой рефлексией на тему развития университетской среды в постпандемический период.
Пандемия сократила объемы трансграничной онлайн-торговли в России
Российский рынок трансграничной интернет-торговли серьезно пострадал от коронакризиса. На восстановление до уровня 2018-2019 гг. ему понадобится 7-8 лет. Кроме пандемии, негативную роль сыграли девальвация рубля и решение правительства снизить лимит беспошлинного ввоза товаров личного пользования. В то же время, внутренний онлайн-ритейл вырос более чем на 50% и составил 2,6 трлн рублей. К такому выводу пришли эксперты Института государственного и муниципального управления НИУ ВШЭ.
Вирус перемен: как коронакризис поменял городскую среду
Пандемия привела к изменению облика мегаполисов и серьезно повлияла на жизненные установки горожан. О том, какие тенденции формируются из-за коронавирусного кризиса, говорили участники круглого стола «Город наизнанку: кастомизация города и новая средовая этика», который прошел в рамках XXII Апрельской международной научной конференции, организованной НИУ ВШЭ и Сбером.
Ярослав Кузьминов: «Мы от безусловного дохода перейдем к идее безусловного участия»
Ректор Вышки в интервью РБК отметил, что Россия лучше многих справилась с коронавирусным кризисом. Но для страны вызовом является падение реальных доходов населения, в том числе переход в категорию бедных части представителей среднего класса. Если не решить эту проблему, то темпы экономического роста останутся невысокими.
Российский IT-сектор: новые вызовы и возможности после пандемии
Алармистские прогнозы не сбылись, отечественная IT-индустрия понесла не столь большие потери из-за коронакризиса, как ожидалось. Но пандемия привела к резкому росту потребности в цифровых продуктах и заострила старые проблемы. Что нужно предпринять для ускорения развития отрасли? На этот вопрос постарались ответить участники семинара, проведенного НИУ ВШЭ.
Гадкие утята «черных лебедей»: как взять уроки из 2020 года
Пандемия коронавируса будет, наверное, упоминаться всякий раз, когда понадобится пояснить смысл выражения «черный лебедь». Впрочем, едва ли не каждому уже знаком этот предложенный Нассибом Талебом ярлык неожиданных событий, которые необратимо меняют привычной ход вещей. Итоги 2020 года в колонке для «Российской газеты» подводит вице-президент НИУ ВШЭ Лев Якобсон.
Участники юбилейной Форсайт-конференции НИУ ВШЭ обсудят сценарии будущего после COVID-19
9—13 ноября Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ проводит Международную научную конференцию «Форсайт и научно-техническая и инновационная политика». Признанная ОЭСР одним из наиболее значимых мировых форумов исследователей будущего, конференция в десятый раз соберет российских и зарубежных экспертов, представляющих ведущие think tanks, научные центры и университеты, национальные министерства и ведомства, институты развития и высокотехнологичные компании из более 20 стран.
Образование – онлайн: «новая нормальность» и ловушки дистанта
Представители вузов и колледжей обсудили влияние эпидемии коронавируса на систему образования в первый день работы XI Международной российской конференции исследователей высшего образования, которая прошла в онлайн-формате.