Цифровая трансформация требует доверительного взаимодействия государства и общества
Для развития цифровой среды необходимо более четкое регулирование, чтобы обеспечить безопасность государства и граждан, но пока «правила игры» в этой сфере не определены. Как остановить распространение фейковой информации и блокировать попытки влияния на внутренние дела государства, обсудили участники заседания Научно-экспертного совета при Председателе Совета Федерации, посвященного развитию цифровой среды.
Цифровое пространство все чаще становится площадкой для недобросовестной конкуренции и недружественных действий в отношении России, заявила спикер верхней палаты парламента Валентина Матвиенко. Россия является важным участником глобального цифрового пространства, однако принципы действия на этом поле не определены ни на национальном, ни на международном уровне.
Одна из самых сложных проблем состоит в нежелании зарубежных интернет-компаний соблюдать российское законодательство. Несмотря на принятие профильных законов, предписания Роскомнадзора в отношении ряда интернет-площадок остаются без ответа, а многомиллионные штрафы воспринимаются, как «булавочный укол», подчеркнула спикер.
Пользуясь отсутствием в России своих представительств, интернет-компании не платят налоги в бюджет, имея при этом конкурентные преимущества перед российскими коллегами. Переломить сложившуюся ситуацию призвано поручение Президента, согласно которому в законодательстве должны появиться поправки, обязывающие иностранные технологические компании открывать свои представительства на территории РФ.
«Важно учитывать, что любые односторонние требования, которые Россия может предъявлять глобальным цифровым гигантам, не будут исполняться, если они противоречат стратегическим интересам и требованиями регулятора финансового рынка, с которого компании привлекают основной капитал», – пояснил один из участников заседания, директор Международного центра конкурентного права и политики БРИКС, директор Института права и развития ВШЭ-Сколоково Алексей Иванов.
Выходом для России может стать построение регуляторных альянсов, прежде всего с Китаем, но также с другими странами «второго эшелона», способными коллективно собрать критическую массу для понуждения глобальных цифровых гигантов к выполнению соответствующих требований.
«В каком-то смысле страны БРИКС – это страны, не в полной мере согласные со своим местом в глобальной системе управления мировой экономикой и в этой связи «голодные» до изменений и экспериментов».
Цифровая трансформация требует доверительного взаимодействия государства и общества, подчеркнули участники заседания. Установить такое взаимодействие можно только с формированием цифровой грамотности населения, сокращения неравенства регионов и достижения «цифровой зрелости» ключевых отраслей. В этом должны помочь профильные министерства и ведомства, экспертное сообщество.
«Работа в Совете позволяет взглянуть на явления цифровизации экономики с разных точек зрения, от регуляторных до финансовых», – говорит участник дискуссии, директор Института проблем правового регулирования НИУ ВШЭ Анна Дупан.
«Посмотреть, как идет процесс в регионах, у предприятий, у интернет-компаний. И именно решения Совета в виде конкретных предложений могут стать хорошим толчком к продвижению мер поддержки».
Необходимо, чтобы государство искало точки соприкосновения со всеми участниками рынка, подчеркнула Анна Дупан. «Очень важно, что мы сегодня услышали о движении навстречу: при разработке мер будут учитываться интересы разных субъектов, идет поиск баланса, поскольку одна и та же мера одними может приветствоваться, для других повлечет убытки», – сказала она.