Стройка «вытащит все», если снять избыточные административные барьеры
Строительство жилья и инфраструктуры может стать драйвером роста экономики, но для этого нужна цифровизация и сокращение административных барьеров, что может сэкономить примерно 2 трлн рублей в год. Об этом заявил вице-премьер Марат Хуснуллин, выступая на круглом столе «Дом, дорога, среда обитания: сценарии развития, вызовы, ожидания, риски» в рамках XXII Апрельской международной научной конференции, организованной ВШЭ и Сбером.
Михаил Блинкин
Директор Института экономики транспорта и транспортной политики ВШЭ Михаил Блинкин, открывая дискуссию, отметил, что агрессивные планы строительства жилья можно реализовать двумя способами: уплотнением застройки крупных городов или расселением большого количества жителей по предместьям. Оба варианта предполагают значительные изменения в образе жизни и инвестиции в дорожную сеть и городской транспорт. Уплотнение потребует превращения города в зону, свободную от частных машин, создания качественной транспортной сети и пешеходной среды. Для переселения в пригороды необходимо строительство дорог, в том числе местной сети, выводящей к рельсовому транспорту и магистральным сетям пригородного сообщения, и инженерных коммуникаций. Любой вариант и их сочетание потребует значительных вложений, уверен он.
Сергей Еремин
Глава Красноярска Сергей Еремин уверен, что крупные города обречены на рост: «Урбанистические пылесосы будут работать, и города будут укрупняться, поэтому надо выводить пилотные проекты развития. Такие первые мысли с земли», – сказал сибирский мэр.
Вице-премьер Марат Хуснуллин считает, что строительство жилья и инфраструктуры может стать драйвером роста экономики и благосостояния граждан. Он уверен, что строительство жилья надо начинать с реконструкции городов. Высокая плотность населения не является проблемой при развитом транспорте и хорошо просчитанных потоках. Одновременно необходимо стимулировать индивидуальное жилищное строительство. Для этого нужно развивать финансовые инструменты, внедрять быстрое межевание земельных участков, их регистрацию в автоматическом режиме.
Ключевым ресурсом ускорения строительства он считает устранение административных барьеров и цифровизацию отрасли. Сейчас, по словам Марата Хуснуллина, в отрасли действуют 136 согласительных процедур при официальных 92. Эффект от снятия избыточных административных барьеров может составить 2 трлн рублей в год: «Ключевой у нас резерв в работе – это административные барьеры и цифровизация. Если мы на 30% сокращаем инвестиционно-строительный цикл, у нас в экономике строительства появляется в год плюс 2 трлн рублей. Это то, за что есть смысл бороться. Это безденежная позиция, нужна только воля и системная работа».
Марат Хуснуллин
Для ускорения обновления жилого фонда необходимо выделение кредитов под стартовые дома для реновации, часть площади которых следует пускать на продажу по рыночным ценам. Вице-премьер сообщил, что уже 10 регионов в стране перевыполняют показатели нацпроекта «Жилье и городская среда». Общую цель выйти на строительство 120 миллионов квадратных метров жилья в год достичь вполне реально считает Марат Хуснуллин. «Важно идти на увеличение объемов жилья. Жилье заставит нас и "социалку" строить, и "инженерку" пересматривать, и "коммуналку" заставит во многих регионах пересмотреть. Это как драйвер – вытащит все», – считает он.
Благоустройство городов и выделение средств на него должно быть дифференцированным, уверен вице-премьер, строительство красивой набережной в городе, где в домах текут крыши и батареи, будет только раздражать жителей.
Ярослав Кузьминов
Ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов считает, что сейчас ситуация напоминает замкнутый круг: часть жильцов с низкими доходами не могут содержать жилье в полной мере, что приводит к ухудшению его состояния и росту расходов. Необходимы механизмы, которые будут стимулировать собственников устанавливать правила содержания общих помещений и упростят порядок их использования. Без этого мы не сделаем шагов к нормальной эксплуатации.
Марат Хуснуллин также отметил, что для ускорения транспортного строительства необходимо более качественное и долгосрочное планирование, развитие опорной сети протяженностью в 138 000 км. Михаил Блинкин считает, что строительство обходов городов по пути следования крупных трасс – вопрос не только инженерный, но и гуманитарный: они позволят увеличить скорость транспортных потоков, повысят безопасность жителей прилегающих улиц, вынужденных пересекать магистрали с интенсивным движением, ускорят реабилитацию городской среды. «Большие инфраструктурные проекты – не только решение жилищных и транспортных задач, это катализатор развития», – подчеркнул эксперт.
Проблемы строительства и содержания жилья и инфраструктуры, по мнению Марата Хуснуллина, во многом вызваны необеспеченностью регионов ресурсами. Он сообщил, что долги региональных бюджетов достигли 2,4 трлн рублей, сейчас в России всего 17 самодостаточных регионов, для изменения ситуации необходимо, чтобы их было не менее 50. Реструктуризация долгов регионов, предполагающая продление срока погашения кредитов до 2029 года, позволит субъектам федерации сэкономить не менее 400 млрд рублей.
Надежда Косарева
Президент Фонда «Институт экономики города» Надежда Косарева обратила внимание на проблемы муниципалитетов и изъятие у них полномочий, при том что в их ведение входит разработка генпланов транспортных схем и развития городов, в том числе с населением свыше миллиона человек. Проблемы городских властей вызваны недостатком финансов и системы сбора налогов, в частности, когда земельный налог и налог с недвижимости физических лиц идет в местный бюджет, а с недвижимого имущества организаций – в региональный. Это также усложняет администрирование налогов. Есть мировой опыт, что налог на недвижимость уходит в местный бюджет, обеспечивая его финансовую самостоятельность.
Ярослав Кузьминов уверен, что даже при укрупнении останутся регионы с недостаточной налоговой базой. Для исправления ситуации необходимо ее перераспределять, чтобы появился стимул к рациональному экономическому поведению. «Нужна дифференциация и перераспределение ресурсов в дефицитные регионы», – согласился с ректором Вышки модератор круглого стола, главный экономист ВЭБ Андрей Клепач.
Еще одной ключевой проблемой строительства жилья и инфраструктуры, по мнению Марата Хуснуллина, является высокая цена подключения к тепловым и инженерным сетям. Сейчас в Госдуме находится на рассмотрении разработанный в правительстве законопроект, который упростит и удешевит процедуру подключения к сетям.
XXII Апрельская международная научная конференция по проблемам развития экономики и общества (АМНК) пройдет с 13 по 30 апреля этого года. Впервые соорганизаторами конференции выступят Высшая школа экономики и Сбер. В рамках конференции состоится серия научных и экспертных обсуждений в формате Дискуссионного клуба ВШЭ и Сбера – экспертной площадки, где представители науки, бизнеса и государства на базе научного знания обсуждают актуальные вызовы для экономики и общества и делятся лучшими практиками развития бизнеса и институтов, формируя образ будущего.