«Это потрясающе, когда студенты ставят тебя в тупик»
В 2012 году Михаил Ульянов, профессор кафедры управления разработкой программного обеспечения, во второй раз стал одним из лучших лекторов Высшей школы экономики, по мнению студентов отделения программной инженерии ВШЭ.
— Студенты ВШЭ во второй раз выбирают вас лучшим преподавателем года. Как вы считаете, это случайность или уже закономерность?
— Я бы переадресовал этот вопрос студентам, а также своим коллегам и сотрудникам учебной части отделения программной инженерии и факультета бизнес-информатики. Только они знают ответ на этот вопрос.
— По вашему мнению, подобное голосование способствует улучшению качества преподавания? Какие чувства вызвала у вас эта новость?
— Я спокойно отношусь к известиям такого рода: мой «лавровый венок» давно ощипан на борщ. Однако приятно видеть результаты своей работы, воплощенной в такой оценке. Значит, не зря я по три пары два раза в неделю провожу свое время в лекционной аудитории. Кроме того, интересно заглянуть за обратную сторону медали. Напрямую на качество преподавания это не влияет, но заставляет задуматься: почему лучшим преподавателем года выбран, скажем, господин Х, а не госпожа Y?
Вспоминается история из моей студенческой жизни. В далеком 1975 году профессор Исмагилов так умудрился прочитать нам, студентам факультета АВТ МИЭМ, курс теории функций комплексного переменного, что и сегодня я помню ее содержание и готов завтра читать эту дисциплину. Когда спустя долгие годы ученик помнит содержание дисциплины и не забыл имя своего учителя — это ли не подлинная оценка качества преподавания? Другой меры преподавательского таланта, на мой взгляд, нет.
— Курс ваших лекций посвящен методам разработки и анализу компьютерных алгоритмов. Какова сфера их практического применения?
— Областью применения являются любые компьютерные программы, а без грамотной работы компьютеров жизнь современного человека уже проблематична. Алгоритмы, являясь «внутренними двигателями» программного обеспечения, заставляют программу правильно решать поставленные задачи. При этом алгоритмическая составляющая живет своей собственной жизнью: она более устойчива и неизменна во времени и не сильно зависит от применяемых языков программирования. Я рассказываю студентам о том, как можно анализировать алгоритмы и какие математические методы применимы для решения задачи их рационального выбора. Другими словами, я преподаю компьютерную математику.
Скажем, заказчик ставит задачу компактного хранения видеофильма, то есть сжатия изображения в режиме реального времени: тогда очевидно, что прежде всего к алгоритму мы применяем жесткое требование по скорости сжатия и находим разумный компромисс с точки зрения качества изображения. Абсолютно другая задача стоит при размещении на диске с энциклопедией большого количества изображений. В этом случае требование к скорости сжатия не существенно, а основным показателем является степень сжатия. Умение выбирать рациональные алгоритмы по отношению к области применения — одно из необходимых качеств программного инженера.
— В чем особенности мышления физиков и лириков, в вашем случае, математиков и лириков? Нужны ли особые данные или любой студент со среднестатистическими способностями при старании может стать хорошим программистом?
— Широко известна забавная история про одного поэта начала XX века (это был Велемир Хлебников), не окончившего курс математического факультета Казанского университета. Его коллеги-математики говорили, что он стал поэтом, потому что ему не хватило воображения быть математиком.
Давайте разделим две вещи: способность придумывать алгоритмы и умение писать программы по известным алгоритмам. Если судить по таким критериям, то программированию можно научить любого здравомыслящего человека, а способность к алгоритмированию — это божий дар.
— Правда ли, что программист всю жизнь проводит за монитором? Когда в последний раз вам доводилось писать мелом на доске?
— Писать мелом на доске — это здорово. Ваш покорный слуга три пары подряд дважды в неделю пишет мелом на доске. Возможно, я покажусь белой вороной, выходящей за общепринятые на сегодня рамки, но считаю, что чтение лекций с помощью проектора равноценно показу мультфильмов для детей. Конечно, я тоже много времени провожу за экраном монитора, но все равно все мои лекции — это прежде всего записки от руки на четырех страничках. Когда я пишу, то думаю по-другому, тогда мысль сосредотачивается на кончике пера. А при работе на клавиатуре у меня возникают совершенно другие ощущения. На мой взгляд, изначально мысль рождается на кончике пера, а не на клавишах клавиатуры.
— Преподавание мешает или помогает научным исследованиям? Можете ли вы представить свою жизнь без преподавания?
— Конечно, помогает. Мой преподавательский стаж — уже 32 года. Преподавание — это моя фундаментальная, любимая и чудесная профессия, и без нее я не могу представить свою жизнь. В конце августа у меня начинают чесаться руки, чтобы взять мел или фломастер и кому-то что-то рассказать. Я так устроен, что я живу преподаванием. Более того, я уверен: чтобы досконально понять, как устроена та или иная научная дисциплина, нужно хотя бы один семестр попробовать себя в роли преподавателя. Тогда в голове все мысли выстраиваются в единую логически связанную цепочку.
— А как вы оцениваете уровень выпускников и студентов ВШЭ по своей специальности?
— Иногда я сам себя в шутку называю «рассеянным» по России профессором. Наряду с ВШЭ я преподаю в ряде московских вузов, в качестве приглашенного профессора читаю обзорные лекции по всей России — от Санкт-Петербурга до Новосибирска, поэтому достаточно хорошо ознакомлен с ситуацией в российском высшем образовании (в рамках математических дисциплин). На качестве образования сказываются как уровень подготовки абитуриентов, так и уровень профессионального мастерства преподавателей. Должен сказать, что система образования ВШЭ устроена таким образом, что сюда стремятся попасть заинтересованные абитуриенты с высоким уровнем подготовки. И преподавательский состав, с моей точки зрения, очень мощный. Думаю, что востребованность выпускников ВШЭ на рынке труда говорит о высоком качестве их образования.
Образование, как ядро, обладает магической гравитационной силой: полученные знания обладают способностью притягивать новые знания. И мне бывает очень приятно, когда я вижу эту гравитационную силу в глазах студентов университета. Вы знаете, что мне по-настоящему нравится? Это потрясающе, когда студенты ставят тебя в тупик.
— Неужели такое встречается?
— Не часто, конечно, но встречается. Когда студенты перед лекцией раскапывают нечто такое, о чем ты не знал раньше. Это заставляет тебя сесть вечером, почитать, докопаться до истины, чтобы в следующий раз не попасть впросак. И это здорово!
— Вы были докладчиком на Международной конференции в Новосибирске «Современные проблемы математики, информатики и биоинформатики», посвященной 100-летию со дня рождения члена-корреспондента АН СССР Алексея Андреевича Ляпунова. А возможно ли, с вашей точки зрения, в двух словах сформулировать главную проблему современной математики?
— Смелость формулировать проблемы математики взял на себя только Давид Гильберт на Всемирном математическом конгрессе в Париже в 1900-м году. Сформулированные им проблемы, которые так и называются — проблемы Гилберта, в то время послужили очень мощным толчком к развитию математики, в частности, привели к тому, что появилась и теория алгоритмов. Я, очевидно, не могу взять на себя подобную смелость.
Но я считаю, что некие математические познания необходимы в любом образовании, в том числе гуманитарном. Основы логики и теории доказательств должны быть рассказаны всем студентам, тогда иной раз какие-то искусствоведческие доказательства не покажутся забавными, потому что не опираются на логику. Проблема заключается в выхолощенном и скучном преподавании математики. А математика заслуживает того, чтобы у слушателя возникала некая эйфория счастья. Это проблема — преподавание математики как красивой и всем нужной науки. Как это устроить, я не знаю, но эту проблему я вижу.
— Невольно возникает вопрос, остается ли время для увлечений вне сферы профессиональных интересов?
— Последние десять лет я собираю русские дореволюционные фарфоровые молочники и сливочники, а также пишу заметки в искусствоведческие издания про историю русских фарфоровых заводов. Без дополнительного увлечения, без хобби тяжело жить. Просто скучно все время быть погруженным в одно и то же, иногда хочется посмотреть на цветы, которые растут и на другом поле.
Татьяна Богословская, специально для Новостной службы портала ВШЭ
Ульянов Михаил Васильевич
Вам также может быть интересно:
НИУ ВШЭ планирует до конца года обучить преподавателей работе с ИИ
Высшая школа экономики представила новый комплексный проект по повышению квалификации профессорско-преподавательского состава НИУ ВШЭ в области использования искусственного интеллекта. Входящий в него пакет программ направлен на обеспечение высокого уровня компетенций в области использования ИИ в образовании и исследованиях. Курсы бесплатны и предназначены для штатных преподавателей, а в дальнейшем — научных сотрудников и аспирантов московского кампуса НИУ ВШЭ.
На ФКН в третий раз прошла зимняя школа по программной инженерии
Факультет компьютерных наук НИУ ВШЭ в третий раз провелзимнюю школу по программной инженерии, на которую в этом году зарегистрировалось более тысячи человек. Преподавателями школы стали представители ФКН и его компаний-партнеров — «Яндекса», Сбера, «Тинькофф», МТС.
ФКН проведет для старшеклассников летние школы по анализу данных и программной инженерии
Факультет компьютерных наук Высшей школы экономики организует летние школы для учащихся 8–11-х классов на бесплатной основе. Первая — по анализу данных — состоится с 26 по 30 июня. Вторая — по программной инженерии — пройдет с 3 по 14 июля. Для участия необходимо зарегистрироваться и пройти отбор.
На ФКН Вышки прошла вторая зимняя школа по программной инженерии
В этом году для участия во второй зимней школе по программной инженерии на факультете компьютерных наук ВШЭ было подано 625 заявок из 90 городов. Основными темами стали архитектура ПО, мобильная разработка, цифровые двойники, искусственный интеллект, разработка облачных сервисов, API, техдолг, QA, программные системы, Flutter, распределенные системы.
«Когда я научился воплощать свои идеи в программы, понял: вот ради чего стоило поступать в университет»
15–17 февраля 2023 года факультет компьютерных наук ВШЭ проводит зимнюю школу по программной инженерии, направленную на распространение и обмен знаниями о современных инструментах и методах разработки программного обеспечения. Регистрация доступна до 12 февраля. Студенты ФКН рассказали новостной службе «Вышка.Главное» об учебе на образовательной программе «Программная инженерия».
ФКН Вышки провел первую зимнюю школу по программной инженерии
14–18 февраля факультет компьютерных наук Высшей школы экономики организовал первую международную зимнюю школу по программной инженерии. Мероприятие состоялось при поддержке компании JetBrains, Университета Иннополис и Технологического института Шаффхаузена.
Бакалаврская программа «Программная инженерия» получила престижную международную аккредитацию
Высокое качество подготовки студентов этой программы подтвердили эксперты Совета по аккредитации программ в области техники и технологий со штаб-квартирой в США. ABET более 85 лет занимается аккредитацией образовательных программ в области информатики, прикладных наук, техники и технологий. На сегодняшний день «Программная инженерия» — единственная в России программа, имеющая эту аккредитацию.
Нетипичный программист: как посмотреть мир, разрабатывая мобильные приложения
Вадим Дробинин в прошлом году окончил бакалаврскую программу «Программная инженерия». Сейчас он работает в Лондоне в амбициозном стартапе, который обещает перевернуть современные представления о поиске в интернете. Вопреки стереотипу о программисте-интроверте в растянутом свитере, который «прогает» ночи напролет, Вадим много путешествует, ведет блог с рецептами блюд из разных стран, преподает и участвует в крупных международных конференциях.
Началось голосование за лучших преподавателей НИУ ВШЭ
С 28 мая по 17 июня в Вышке пройдут традиционные выборы лучших преподавателей 2018 года. «Проголосовать» на этих выборах студенты могут в модуле LMS «Оцени свои курсы», сразу после обязательной ежемодульной процедуры оценки преподавателей и учебных курсов.
Подведены итоги выборов лучших преподавателей года
В Высшей школе экономики завершились выборы лучших преподавателей 2017 года. В этом году процедура голосования не отличалась от выборов — 2016. Изменения произошли лишь в финансовых условиях — повысился размер надбавок для победителей. О том, как прошли выборы, и что ждет победителей, рассказывает первый проректор НИУ ВШЭ Вадим Радаев.