«Второй год читаю дисциплины студентам на английском»
Профессор факультета медиакоммуникаций ВШЭ Илья Кирия, признанный по результатам голосования студентов одним из лучших преподавателей Вышки 2012 года, рассказал новостной службе портала о своем профессиональном пути, методах преподавания и особенностях современного медиарынка.
— Илья Вадимович, почему вы когда-то выбрали МГУ, факультет журналистики, для получения высшего образования? Какой путь вы прошли до того, как попали в Вышку?
— Я москвич, моя семья жила в центре, в районе метро «Смоленская». До 9 класса я учился в школе № 12 имени Поленова, которая специализировалась на обучении французскому языку. Так что уже с детства я был приобщен к французскому, и, конечно, тот факт, что моя мама работала в РУДН преподавателем французского языка, тоже сыграл большую роль в моем обучении. Два последних класса я учился в школе № 627, в лицейском классе при телекомпании Останкино, так как в то время я хотел связать свою жизнь с журналистикой. Соответственно, вопрос о том, на какой факультет я буду поступать в университет, для меня, в общем-то, не стоял.
Когда в апреле 2002 года я получил стипендию французского правительства и понял, что уезжаю во Францию в октябре, мой научный руководитель, ныне декан журфака МГУ, поставил передо мной задачу — защитить кандидатскую диссертацию в начале осени, а не затягивать ее сдачу еще на год. Так за неделю до отъезда я стал кандидатом наук
Параллельно с обучением в университете я работал в журналистике: на радио, в газете. К моменту окончания МГУ, журналистика как таковая уже перестала меня сильно привлекать, видимо за пять лет я ею пресытился. После выпуска из университета я устроился на работу в московский корпункт радио Швейцарии, где работал с французским языком, являясь продюсером франкоговорящего корреспондента. Уже тогда я обучался в аспирантуре на факультете журналистики МГУ и практически сразу подал документы для обучения в Гренобльском университете Стендаля во Франции. Мое желание обучаться во Франции было вполне естественным, так как я хорошо знал французский, два месяца жил в Париже и стажировался на французской международной радиостанции, окончил франко-российской центр журналистики.
Когда в апреле 2002 года я получил стипендию французского правительства и понял, что уезжаю во Францию в октябре, мой научный руководитель, ныне декан журфака МГУ, поставил передо мной задачу — защитить кандидатскую диссертацию в начале осени, а не затягивать ее сдачу еще на год. Так за неделю до отъезда я стал кандидатом наук. Год я проучился во Франции, а затем вернулся в Москву — для этого было много причин, в частности было трудно получить финансирование, так как преференции давались гражданам Евросоюза, да и писать диссертацию про Россию во Франции было не слишком удобно. В Москве параллельно с написанием диссертации Ph.D. я устроился работать на факультет журналистики МГУ, где в течение четырех лет преподавал и занимался научной работой. А в 2007 году я попал в Вышку.
— Это было естественным стечением обстоятельств или же целью, к которой вы так или иначе стремились?
— Я тогда ушел из МГУ, потому что был недоволен некоторыми особенностями работы в этом университете, в частности недоволен возможностями, которые мне предоставлялись. Здесь я очень доволен своими возможностями. Конечно, в Вышке есть свои сложности, например та же бюрократия, но я все равно считаю, что ВШЭ — лучший университет в России, я всегда так считал. Еще когда работал в МГУ, я заходил на сайт ВШЭ и думал, что было бы здорово там работать. Сложилось так, что я планировал с коллегами из некоммерческой образовательной организации «Internews» создавать совместные программы дополнительного профессионального образования (ДПО) совместно с ВШЭ. Я мог этим заниматься, так как имел и соответствующий опыт, и определенный академический статус. Мне сказали: если мы все-таки будем создавать программы ДПО в Вышке, то будьте готовы к тому, что из МГУ вам придется уйти. И я решил, что к этому вполне готов. Вот так, с июля 2007 года я работаю здесь. И в рамках Высшей школы журналистики я начал заниматься программами ДПО, таким образом реанимировав ее в аспекте именно этой деятельности.
— Каковы ваши ключевые методы преподавания? На что вы стараетесь делать акцент в процессе обучения студентов?
— У меня есть несколько основных методов преподавания. Во-первых, я всегда структурирую лекции и семинары, готовлю для занятий презентации, которые затем обязательно отправляю студентам для лучшего усвоения материала. Однако я против того, чтобы студенты готовились к зачетам только по моим презентациям, — это искажает их мышление, конечно, надо читать источники. Во-вторых, я всегда прозрачен с точки зрения критериев оценивания учащихся и четко поясняю студентам, из чего состоит оценка. Даже если курс предполагает в качестве заключительной работы написание эссе, то у меня есть система критериев и на этот случай, и каждый студент получает, помимо оценки, рецензию на свою работу. Вообще, в первом семестре у меня довольно много студентов, поскольку я веду так называемые дисциплины ядра — основные предметы по всем трем магистерским программам факультета медиакоммуникаций.
— Каковы ваши основные обязанности в качестве заместителя декана факультета медиакоммуникаций?
— Я отвечаю за все международные связи, планирую образовательный процесс на следующий год с учетом приезда иностранных преподавателей, организую обменные программы с университетами других стран. Также я отвечаю за научные проекты внутри факультета, руковожу научной Лабораторией медиаисследований ВШЭ и курирую почти все связанные с ней проекты.
— Почему вы решили стать еще и руководителем магистерской программы «Менеджмент в СМИ»?
— Тут вышло так: в 2008 году мне предложили эту должность, и я не отказался. А не отказался потому, что с этой темой я в своей жизни не раз пересекался, успел поработать не только преподавателем, но и бизнес-тренером. Если говорить об этой программе, хотел бы отметить, что процесс ее усовершенствования постоянен — каждый год что-то меняется, в рамках рабочего учебного плана или же «просто» вводятся новые учебные дисциплины. Например, два года назад мы поставили задачу — каждый новый учебный год вводить в состав дисциплин по выбору некоторое количество программ на английском языке. И вот уже второй год я читаю дисциплины студентам на английском, хотя не факт, что в грядущем году я буду снова этим заниматься, возможно, придумаю что-нибудь новое.
Медиарынок в России бурлит. Происходит активный рост рекламы в нашей стране, как и в других странах БРИК. Глобальный рекламный рынок растет, и у нас он растет быстрее, чем в других странах.
— В аннотации этой магистерской программы сказано, что система обучения ориентирована на структуру и спрос современного медиарынка. Что это за структура, на ваш взгляд, каковы ее основные характеристики в сегодняшней России?
— Хм, это весьма сложный вопрос. Медиарынок в России бурлит. Происходит активный рост рекламы в нашей стране, как и в других странах БРИК. Глобальный рекламный рынок растет, и у нас он растет быстрее, чем в других странах. Также важно отметить появление новых гаджетов, терминальных устройств разного типа, которые в итоге позволяют нам потреблять любые медиапродукты — где и когда мы хотим. Это в свою очередь меняет привычки аудитории, происходит перераспределение аудитории между разными источниками получения информации. То есть медиасфера развивается, так как в обществе сегодня есть мощный технологический драйвер. Медиасреда вообще очень интересная сфера, она связана с символами, идентичностью и прочими глубокими вещами, а не просто потреблением, как это принято в маркетинге.
— Расскажите, пожалуйста, о ваших интересах, не связанных с профессиональной деятельностью.
— Я люблю путешествовать. Вообще люблю вполне типичные для мужчины занятия, например, мне нравится работать руками, на даче при возможности стараюсь что-нибудь мастерить. А еще я аквариумист. Уже 10 лет как этим занимаюсь, развожу рыб и хорошо разбираюсь в этом.
— Каков ваш профессиональный вектор развития? Скажем, где вы видите себя лет через пять?
— Через пять лет я буду здесь. Я хотел бы и дальше заниматься тем, чем я занимаюсь в Вышке, продолжить выстраивание образовательных программ, наладить более крепкие связи с другими факультетами. Помимо всего прочего, многие научные проекты, которые я курирую — проекты долгосрочные. В общем, тут есть чем заняться. Также для меня очень важно в течение ближайших лет защитить докторскую диссертацию. Не хочу останавливаться на полученной степени Ph.D.
Марат Рахимов, студент четвертого курса факультета мировой экономики и мировой политики, стажер новостной службы портала ВШЭ
Кирия Илья Вадимович
Вам также может быть интересно:
НИУ ВШЭ планирует до конца года обучить преподавателей работе с ИИ
Высшая школа экономики представила новый комплексный проект по повышению квалификации профессорско-преподавательского состава НИУ ВШЭ в области использования искусственного интеллекта. Входящий в него пакет программ направлен на обеспечение высокого уровня компетенций в области использования ИИ в образовании и исследованиях. Курсы бесплатны и предназначены для штатных преподавателей, а в дальнейшем — научных сотрудников и аспирантов московского кампуса НИУ ВШЭ.
«Поездка в Индию станет экзаменом для каждого»
С 28 октября по 9 ноября 2023 года студенты НИУ ВШЭ примут участие в международной стажировке от Lovely Professional University (LPU), одного из крупнейших вузов Индии. Программа обмена предназначена для студентов бакалавриата «Медиакоммуникации» и магистратуры «Медиапроизводство и медиааналитика» НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге. Итогом проекта станет создание документального фильма об Индии, который учащиеся Вышки снимут совместно со студентами LPU.
«После дедлайна»: Школа коммуникаций ВШЭ запустила собственное бренд-медиа
О самом интересном в индустрии Школа коммуникаций НИУ ВШЭ расскажет в своем бренд-медиа — шоу «После дедлайна». Это подкаст и видео для профессионалов и тех, кто только хочет научиться управлению информационными потоками. Ведущая — Анастасия Урнова, доцент ВШЭ, телеведущая, PR-специалист.
Лаборатория медиакоммуникаций в образовании ВШЭ стала ключевым партнером проекта «Медиакласс в московской школе»
С 1 сентября в 66 столичных школах открылись предпрофессиональные классы, где собираются готовить будущих журналистов, специалистов по связям с общественностью, медиаменеджеров и вообще людей, которые умеют работать с информацией, упаковывать ее в разные современные форматы. На базе лаборатории медиакоммуникаций в образовании ВШЭ разработала курсы для школьников. Кроме того, на базе лаборатории будут обучаться учителя, которым предстоит вести курсы для старшеклассников.
«Именно в Вышке я стал понимать, чего вообще хочу»
Кирилл Головкин два года провел на факультете коммуникаций, медиа и дизайна ВШЭ, а 30 июня в МедиаДворе на Хитровке ему вручили диплом магистра с отличием. Обо всем, что происходило в это время в университете, об успешных проектах и упущенных возможностях — в его рассказе от первого лица, который наверняка будет интересен всем, кто поступает в этом году в Вышку.
Открывается конкурс на замещение должностей профессорско-преподавательского состава
НИУ ВШЭ проводит конкурс на замещение 330 должностей профессорско-преподавательского состава (ППС) по кафедрам, департаментам и факультетам в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде и Перми. С 2014 года набор новых преподавателей и продление контрактов действующих преподавателей проходит по схеме, применяемой в международном рекрутинге — лучшие профессора по направлениям отбирают кандидатов, оценивая результаты их предшествующей работы — в первую очередь качество научных публикаций.
«День открытых дверей»: где учатся журналисты, пиарщики и рекламисты
Студенческие телестудии, арт-объекты, примеры эффективной рекламы и заголовки из «Коммерсанта» на стенах — экскурсию по зданиям, где учатся специалисты медиа-индустрии и сферы коммуникаций, в проекте «День открытых дверей» проводят студенты 2 курса образовательной программы бакалавриата «Реклама и связи с общественностью» Тамара Никизад и Наталья Непомнящая, а также студентка 1 курса образовательной программы «Журналистика» Дарья Силкина.
Две магистерские программы факультета коммуникаций, медиа и дизайна меняют направление
С нового учебного года студенты магистерских программ «Менеджмент в СМИ» и «Медиапроизводство в креативных индустриях» будут учиться по новому направлению «Медиакоммуникации» — вместо прежней «Журналистики». Это позволит добавить в учебные планы новые предметы и давать студентам более широкий спектр компетенций для работы в сфере медиа. Программа «Мультимедийная журналистика» продолжит готовить магистров по направлению «Журналистика».
В НИУ ВШЭ пройдет дискуссия о медиаменеджменте в России
23 июня 2015 года в Высшей школе экономики состоится экспертная дискуссия с участием руководителей ведущих российских медиахолдингов, посвященная будущему профессии журналиста и медиаменеджера в России.
Журналисты РБК, Esquire, The Village научили студентов пермской Вышки покорять читателя
Студенты пермского кампуса Высшей школы экономики прошли обучение в Москве в весенней школе по коммуникациям, организованной департаментом интегрированных коммуникаций и департаментом медиа НИУ ВШЭ. Приехавшие в Москву студенты — участники созданного в пермской Вышке студенческого пресс-центра.