Деловая коммуникация в сфере информационных технологий: учебное пособие. Ю.В. Таратухина; под общ. ред. С.В. Мальцевой. Москва: «ART-менеджер», 2011.
Настоящее пособие содержит актуальную информацию о различных аспектах делового общения. В книге рассмотрены виды и формы деловой коммуникации, систематизированы и изложены основные составляющие общения, такие как невербальная специфика, различные формы деловой риторики (презентации, переговоры, деловая переписка, телефонный этикет), манипулятивные техники, основы конфликтологии и т.д. Особое внимание уделяется рассмотрению деловой коммуникации в контексте межкультурного взаимодействия. Заключительная глава посвящена актуальной ныне тематике делового общения с использованием информационных технологий.
В качестве приложения в книге приводятся рекомендации по написанию эссе по данной дисциплине с примерами.
Данное пособие предназначено для студентов бакалавриата, обучающихся по специальности «Бизнес-информатика» и «Программная инженерия», а также для широкого круга читателей, интересующихся проблематикой делового общения.
Содержание
Глава 1
ДЕЛОВАЯ КОММУНИКАЦИЯ. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ. ВИДЫ И ФОРМЫ
1.1. Понятие деловой коммуникации
1.2. Виды коммуникативных барьеров
1.3. Вербальный и невербальный аспекты делового дискурса
1.4. Деловой этикет и его значение в деловой коммуникации
1.5. Деловая риторика: основные особенности проведения эффективных презентаций и переговоров. Телефонный этикет
1.6. Генезис корпоративной культуры
Список литературы.
Вопросы для проверки качества усвоения материала
Глава 2
ЛИЧНАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ КАК ОСНОВА КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ
2.1. Эмоциональный интеллект. Понятие и сущность
2.2. Психологическое типирование: классификация по типам темперамента. Соционика. Психологический портрет личности
2.3. Различные технологии тайм-менеджмента
2.4. Формирование и развитие лидерских качеств личности
Список литературы
Вопросы для проверки качества усвоения материала
Глава 3
КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ. ЕЁ ЗНАЧЕНИЕ В ДЕЛОВОЙ КОММУНИКАЦИИ
3.1. Значение невербальных параметров в деловой коммуникации
3.2. Гендерные тенденции в деловом общении
3.3. Манипуляции в деловом общении. Их виды, формы, способы противостояния
3.4. Манипулятивные воздействия с помощью метедологии нейро-лингвистического программирования
3.5. Использование методологии трансакционного анализа Э. Берна в деловом общении и манипулятивных воздействиях
3.6. Конфликты и конфликтные ситуации в деловой коммуникации. Способы разрешения конфликтных ситуаций
Список литературы
Вопросы для проверки качества усвоения материала
Глава 4
МЕЖКУЛЬТУРНЫЕ РАЗЛИЧИЯ В ДЕЛОВОЙ КОММУНИКАЦИИ
4.1. Межкультурная дифференциация: когнитивные константы и культурологические модели
4.2. Взаимосвязь национальной ментальности и некоторых аспектов деловой культуры
4.3. Невербальная семиотика и ее значение в деловой и межкультурной коммуникации
4.4. Некоторые аспекты гастрономического этикета и этикета дарения в разных культурах
Список литературы
Иностранные источники
Вопросы для проверки качества усвоения материала
Глава 5
ДЕЛОВАЯ КОММУНИКАЦИЯ В КОМПЬЮТЕРНЫХ СЕТЯХ
5.1. Электронная коммерция и деловая коммуникация
5.1.1. Некоторые общие особенности деловой коммуникации в Интернет
5.1.2. Некоторые особенности генезиса электронного делового дискурса (на примере американской и японской культур)
5.2. Специфика деловой коммуникации в сетевых сообществах
5.3. Специфика электронных переговоров
5.4. Деловая коммуникация в агентных и человеко-агентных системах
5.5. Особенности деловой коммуникации в сетях мобильной связи
5.6. Особенности консультирования в Интернете
5.7. Деловая коммуникация в блогах
5.8. Некоторые технологии web 2.0 в работе и деловом общении
Список литературы
Вопросы для проверки качества усвоения материала
Заключение
Приложение 1.
СПЕЦИФИКА НАПИСАНИЯ ЭССЕ ПО КУРСУ«ДЕЛОВЫЕ КОММУНИКАЦИИ»
Приложение 2.
ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА ЭССЕ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ДЕЛОВЫЕ КОММУНИКАЦИИ»
Список литературы
Приложение 3
ПРИМЕР ЭССЕ
«Моя система тайм-менеджмента»
Введение
1. Книга – источник знаний... и не только
2. Яркое начало
3. «Выступившие кочки» и «открывшиеся ямы»
Заключение
Список литературы
Приложение 4
ПРИМЕРНЫЕ ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ К СЕМИНАРСКИМ
ЗАНЯТИЯМ ПО КУРСУ «ДЕЛОВАЯ КОММУНИКАЦИЯ»
Вам также может быть интересно:
«Конференция “Параллельные вычислительные технологии” — знаковое событие в мире IT»
Вышка готовится к IT-конференции «Параллельные вычислительные технологии — 2025». Тематика форума покрывает все аспекты применения облачных, суперкомпьютерных и нейросетевых технологий в науке и технике. Прием заявок, в том числе от молодых ученых, на участие с докладом открыт до 1 января 2025 года.
Вышка и InfoWatch научат защищать персональные данные
Центр программных разработок и цифровых сервисов ВШЭ в сотрудничестве с Базовой кафедрой Акционерного общества «ИнфоВотч» НИУ ВШЭ разработали программу повышения квалификации «Персональные данные в действии» для Академии InfoWatch. К созданию курса были привлечены лучшие специалисты по защите персональных данных из разных отраслей.
«Наша система позволяет предотвращать сбои в работе центров обработки данных»
Студент первого курса магистерской программы «Продуктовый подход и аналитика данных в HR-менеджменте» Константин Балцат с командой единомышленников разработали систему прогнозирования отказов жестких дисков на основе машинного обучения. С этим проектом они второй год подряд входят в число лучших на хакатоне «Цифровой прорыв». «Вышка.Главное» побеседовала с Константином о разработках инноваций и учебе в университете.
НИУ ВШЭ и ПСБ провели хакатон по ИИ для студентов ведущих вузов страны
В конце сентября онлайн-кампус НИУ ВШЭ и ПСБ организовали хакатон для студентов, которые увлекаются анализом данных, визуализацией и машинным обучением, а также студентов креативных индустрий. На хакатон зарегистрировалось 620 человек, приняло участие 428 человек из разных регионов РФ. За первое место боролись студенты лучших российских университетов, а также учащиеся из других государств. Победителями турнира стала команда из Вышки.
Законы физики: как Высшая школа экономики стала Высшей школой IT-технологий и ИИ
Сотрудничество лидеров IT-индустрии и ведущих вузов в подготовке высококлассных специалистов стало ключевым трендом последних лет. Как построено IT-образование в Вышке и как университет стал лидером в сфере искусственного интеллекта, рассказал ректор НИУ ВШЭ Никита Анисимов на пресс-завтраке «Яндекс Образования» «Бигтехи и университеты: итоги приемной кампании — 2024/25 и модели партнерства».
ИИ и чат-боты: будущее образования уже здесь
Нейросети открывают новые возможности для образовательного процесса. Об их использовании в образовании для построения чат-ботов ученые НИУ ВШЭ рассказали на интерактивной лекции в рамках фестиваля-форума «Москва 2030». Эксперты поделились опытом разработки ИИ-помощника для студентов в рамках стратегического проекта «ИИ-технологии для человека».
НИУ ВШЭ и «Ромир» изучили отношение россиян к развитию ИТ
Школа коммуникаций НИУ ВШЭ и исследовательский холдинг «Ромир» представили результаты первого масштабного исследования о восприятии россиянами информационных технологий. Его целью стало создание эффективного инструментария для регулярного мониторинга отношения жителей страны к новым вызовам цифровой эпохи. Использовалась методология смешанного дизайна, включающая комплексный анализ обсуждений российского медиаполя (охват — 1 млн сообщений, 470 тыс. авторов, 16,7 млрд просмотров) и репрезентативный опрос населения (выборка — 2500 человек в возрасте 18–65 лет).
Law & IT: в нижегородской Вышке открылась новая программа профпереподготовки
Новая совместная междисциплинарная программа ДПО двух факультетов — факультета права и факультета информатики, математики и компьютерных наук НИУ ВШЭ — Нижний Новгород — позволит выпускникам сделать бизнес-процессы более эргономичными.
Код с добром: студенты разработали IT-решения для благотворительных фондов
В Вышке прошел первый IT-марафон «Код со смыслом». Студенты пяти вузов в течение 24 часов разрабатывали IT-решения для благотворительных фондов, чтобы сделать жизнь их подопечных лучше, а работу сотрудников — комфортнее. Команды победителей получили денежные призы, а НКО-участники — новые программные решения.
Кружковое движение НТИ подвело итоги Всероссийского конкурса проектов с открытым кодом
Объявлены победители и призеры третьего Всероссийского конкурса проектов с открытым кодом для школьников и студентов, организованного Кружковым движением Национальной технологической инициативы (НТИ). Результаты по трекам «Создатели» и «Контрибьюторы» опубликованы на официальном сайте и учитываются в конкурсе цифровых портфолио «Талант НТО», победители и призеры которого смогут получить до 10 дополнительных баллов к ЕГЭ при поступлении в вузы в 2024 году.