• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

"Реформа образования — это не только нацпроект"

Ректор ГУ-ВШЭ Ярослав Кузьминов принял участие во встрече президента Владимира Путина с членами Совета Общественной палаты РФ.

Ректор ГУ-ВШЭ Ярослав Кузьминов принял участие во встрече президента Владимира Путина с членами Совета Общественной палаты РФ. Встреча длилась около трех часов. Глава государства отметил, что Общественная палата стала не только "фильтром" законодательных решений, но и серьезным экспертным институтом.

Ярослав Кузьминов, возглавляющий Комиссию Общественной палаты по вопросам интеллектуального потенциала нации, в ходе встречи высказал мнение, что реформу образования нельзя сводить только к приоритетному национальному проекту. Правительству пока не удается "разбудить активность массового учителя, включить его в процесс модернизации как главное действующее лицо". Для этого необходим "эффективный контракт учителя с обществом".

Ректор ГУ-ВШЭ предложил формировать профессиональную среду, которая поддерживает развитие учителя. Пока в образовании есть только две "живые" организации — объединения ректоров вузов и директоров техникумов. Нужно создать фонд развития российского учительства, который выделял бы гранты школьным учителям на участие в семинарах и конференциях, повышение квалификации и проч. Необходимо также "построение мощных профессиональных Интернет-ресурсов".

Отдельная проблема — это зарплата. "Учителя отстали сегодня от врачей в полтора раза. В результате нацпроектов мы вывели врачей на 14—15 тыс. рублей в месяц, а учителей — на 8—9 тыс. Это очень болезненный вопрос. 5—6 тыс. рублей — та разница, которая в регионах не позволяет человеку стать частью среднего класса". Ярослав Кузьминов рассказал президенту о результатах мониторинга образования, который проводится в Вышке: оказывается, что преподаватель зарабатывает не так уж плохо, но базовая зарплата на одной ставке составляет меньше трети общего дохода, что, конечно, недостаточно.

Говоря о поддержке талантов, ректор ГУ-ВШЭ привел в качестве примера систему стартовых грантов тридцати молодым преподавателям, которая была внедрена в Вышке в этом году. "Мы их взяли после аспирантуры или магистратуры, на два года дали грант 15 тыс. рублей в месяц дополнительно к базовой зарплате и тем самым двенадцать человек из тридцати не просто спасли, а удержали от ухода в коммерческий сектор. Такие инструменты вполне применимы и в других учебных заведениях".

Ярослав Иванович затронул проблему формирования у школьников гражданских и социальных компетенций: "Существующий курс обществоведения подготовлен тем же коллективом сотрудников Российской академии образования, по учебнику которых мы с вами, Владимир Владимирович, учились. Это просто набор лозунгов. В него никто не верит, он ни на что не оказывает воздействия, никакого гражданина не формирует. В старших классах школы нужно включить в состав обязательных предметов экономику и право, как это делается в большинстве стран мира".

Завершая выступление, ректор ГУ-ВШЭ предложил активнее развивать науку в университетах. Сегодня только в трети российских вузов вообще проводятся исследования; научный бюджет крупного вуза составляет около 50 млн. рублей — "совершенно ничтожные деньги". А во всем мире университеты — ключевое звено национальных инновационных систем. "Какие инновации будут порождать выпускники наших вузов, если им читали в основном курсы по чужим учебникам?" По мнению Ярослава Кузьминова, необходимо продолжить финансирование инновационных вузов, выделяя средства на фундаментальные исследования.

Комментируя выступление Ярослава Ивановича, президент России, в частности, согласился с тем, что "у нас в реформирование системы образования не включен сам преподаватель". "Нам не хватает институтов, которые бы помогали современному учителю получать нужные знания. В этих условиях очень важна система подготовки и переподготовки. Обязательно подумаем над этим и примем соответствующее решение". Говоря о новых принципах оплаты труда в образовании, Владимир Путин предложил дать больше свободы руководителям учебных заведений в расходовании бюджетных средств, используя нормативно-подушевой метод финансирования, одним из разработчиков которого была Высшая школа экономики.

Президент России спросил, как отнеслись к поддержке молодых специалистов в ГУ-ВШЭ те сотрудники, которые к их числу не принадлежат? "Владимир Владимирович, как видите, я сижу перед вами живой, — ответил Ярослав Кузьминов. — Кое-кто тяжело отнесся, но мы коллег убедили".

 

Борис Старцев, новостная служба портала ГУ-ВШЭ

 

Информация о встрече на официальном сайте Президента России
Стенографический отчет о встрече