• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Ведущие ученые ВШЭ получат гранты научного центра «Идея» на исследования в области нейронаук

Ведущие ученые ВШЭ получат гранты научного центра «Идея» на исследования в области нейронаук

© Высшая школа экономики

Центр перспективных междисциплинарных исследований «Идея» подвел итоги конкурса 2023 года. Пятеро ведущих российских ученых, занимающихся исследованиями в области нейронаук, получат гранты на открытие аспирантских позиций для молодых ученых, желающих работать над решениями фундаментальных проблем в этой сфере. Трое из победителей конкурса — ученые из Высшей школы экономики: Маттео Феурра (НИУ ВШЭ — Москва), Анастасия Колмогорова (НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург) и Софья Куликова (НИУ ВШЭ — Пермь).

Конкурс на аспирантские позиции проводится ежегодно в рамках долгосрочной десятилетней программы «Мозг» научного центра «Идея». Грантовая помощь позволит молодым ученым проводить исследования под научным руководством ведущих российских ученых — победителей конкурса. Грант обеспечит победителю возможность привлечь перспективного студента, способного показать научные результаты высокого уровня, и предоставить кандидату в аспиранты конкурентные условия работы на продолжительное время. За три года в рамках конкурса победителями признаны 29 известных ученых, заявки которых прошли строгий отбор. Их за это время было подано 112, в том числе 24 — в этом году.

Центр перспективных междисциплинарных исследований «Идея» — некоммерческая организация, ведущая свою деятельность за счет добровольных пожертвований. Миссия центра — развитие науки и технологий через создание и использование современных инструментов поддержки исследований и разработок. Приоритетное научное направление — исследования в области нейронаук. Приоритетные технологические направления — блокчейн, искусственный интеллект, виртуальная и дополненная реальности.

Маттео Феурра, доцент Института когнитивных нейронаук Высшей школы экономики в Москве, возглавляет группу изучения моторного контроля в Центре нейроэкономики и когнитивных исследований НИУ ВШЭ

— Мои исследовательские интересы охватывают различные области когнитивной нейронауки с особым акцентом на сенсомоторную систему и процессы памяти. Я специализируюсь на применении неинвазивных методов стимуляции мозга, таких как транскраниальная магнитная стимуляция (TMS) и транскраниальная электрическая стимуляция (TES), включая транскраниальную стимуляцию переменным током (tACS).

В дополнение к своим исследованиям я занимаюсь преподаванием и наставничеством. В Институте когнитивных нейронаук ВШЭ я преподаю магистрантам курсы «Когнитивная нейронаука» и «Передовые методы нейровизуализации», а также активно участвую в наставничестве студентов бакалавриата, магистратуры и докторантуры PhD. Институт когнитивных нейронаук НИУ ВШЭ предоставляет исключительную исследовательскую среду и доступ к самым современным методам, которые в значительной степени поддерживают мои исследовательские усилия.

Я очень рад, что получил грант на наш новаторский проект в области кинематики и моторного планирования с использованием методов стимуляции мозга, в том числе транскраниальной магнитной стимуляции. Тема нашего исследования — «Неинвазивная стимуляция мозга и система регистрации движения, применяемые в целях исследования функционирования первичных моторной и сенсорной коры при выполнении задач планирования и выполнения движения, а также наблюдения за движением и моторного обучения». 

Наше исследование направлено на то, чтобы разгадать, как мозг координирует движения, используя передовые методы, такие как транскраниальная магнитная стимуляция

Благодаря финансированию мы исследуем нейронные основы моторного планирования и изучим потенциал разработки портативных устройств для отслеживания движения. Наше исследование может принести большую пользу в реабилитации, спортивных тренировках, а также оказать помощь людям с двигательными нарушениями в их повседневной жизни.

Наш аспирант будет сотрудничать с ведущими экспертами, представлять результаты на престижных конференциях и публиковать исследовательские работы, внося свой вклад в знания научного сообщества. Этот грант продвигает нас к нашей цели — революционизировать исследования в области двигательного контроля и расширить двигательные возможности человека.

Софья Куликова, старший научный сотрудник Центра когнитивных нейронаук НИУ ВШЭ в Перми  

— Не секрет, что успешная кандидатская диссертация имеет несколько составляющих: это и личные качества аспиранта, и работа его научного руководителя, и актуальная, значимая тема исследования. Но не стоит забывать, что, каким бы увлеченным ни был аспирант, какой бы захватывающей ни была тема его исследования, научные сотрудники остаются людьми с их ежедневными потребностями. Важно, чтобы у аспирантов была достойная финансовая поддержка, которая позволила бы им всецело посвятить себя научной работе.

Полученный грант позволит обеспечить достойную зарплату аспиранту, который будет трудоустроен в Центр когнитивных нейронаук НИУ ВШЭ в Перми, на весь период обучения в аспирантуре, то есть на три года, начиная с осени 2024-го. Таким образом, у нас уже есть три из четырех составляющих диссертации: руководитель в моем лице, интересная и важная тема исследования — «Определение структурных и функциональных коррелятов временного дисконтирования» — и финансовое обеспечение для работы аспиранта. 

Аспиранту предстоит разобраться, почему наш мозг предпочитает меньшее, но сиюминутное вознаграждение большему, но отложенному во времени

С использованием различных функциональных и структурных подходов, таких как ЭЭГ и МРТ, мы попытаемся определить различия между мозгом, «готовым ждать», и «импульсивным» мозгом, «легко поддающимся искушениям».

По условиям конкурса научного центра «Идея» в течение года мы должны провести отбор кандидата, который будет готов работать над своей диссертацией в рамках данного проекта. Претенденту на эту позицию необходимо окончить магистратуру в 2024 году, успешно пройти вступительные испытания в аспирантуру НИУ ВШЭ и собеседование со мной как с будущим научным руководителем.

Анастасия Колмогорова, профессор Санкт-Петербургской школы гуманитарных наук и искусств НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге

— Название нашего проекта — «Окуломоторные корреляты когнитивной обработки эмоциональных текстов на неродном языке у тюркско-русских билингвов». 

Наша команда достаточно давно занимается двумя тематиками: спецификой языковой способности тюркско-русских билингвов и восприятием эмоций в текстовых данных. В данной заявке мы решили их объединить. 

Предыдущие исследования были связаны с измерением психолингвистических параметров слов русского и тувинского языков у тувинско-русских билингвов. Кроме того, мы анализируем, как через мимику, голос и слова проявляются у говорящих те или иные эмоции и каким образом большие языковые модели эти проявления улавливают, создаем интерфейсы для разметки данных по эмоциям.

Гипотеза, которую мы будем проверять в рамках гранта, была подсказана одним из пилотных экспериментов: были короткие тексты во «ВКонтакте», где предлагалось оценить, какая эмоция и с какой силой выражена. Участвовали сначала люди, которые говорят только на русском, а затем и тувинско-русские билингвы. Оценки значимо отличались. Например, билингвы не находили эмоции стыда в тех текстах, которые носители русского языка оценивали как стыдные. 

Мы решили продолжить этот же эксперимент, расширив когорту участников исследования: возьмем не только тувинско-русских билингвов, но и носителей других тюркских языков Южной Сибири

Мы также применим технологию айтрекинга: будем наблюдать за движением глаз билингвов при чтении и оценке эмоциональных текстов. Это позволит нам понять, на какие слова опираются такие информанты, когда принимают решение об эмоции в тексте. Дальше с помощью машинного обучения хочется выявить некоторые типичные стратегии такого поведения.

Вам также может быть интересно:

Подведены итоги Конкурса инноваций в образовании — 2025

22 ноября в конгресс-холле Альфа-Банка состоялась церемония награждения финалистов, победителей в номинациях и абсолютного победителя Конкурса инноваций в образовании (КИвО-2025). Он проводится 12-й раз, и сегодня это хорошо известный в образовательном сообществе флагманский проект Высшей школы экономики, объединяющий формальное образование, EdTech и частные инициативы.

От импортозамещения к прорыву: как Россия движется к технологическому суверенитету

Доля импорта в затратах на производство и реализацию продукции в России сократилась почти в два раза с 2021 по 2024 год. Об этом свидетельствуют данные исследования НИУ ВШЭ, представленные на круглом столе, посвященном технологическому суверенитету. Эксперты также обсудили, как перейти от импортозамещения в промышленности к прорыву на глобальных рынках. Мероприятие прошло в рамках Дискуссионного экспертного форума НИУ ВШЭ.

Вышка Онлайн представила документальный фильм о влиянии ИИ на нашу жизнь

27 ноября на всех онлайн-площадках Вышки Онлайн состоялась премьера документального фильма «После промпта» от онлайн-кампуса НИУ ВШЭ. Его авторы исследуют, как искусственный интеллект меняет работу, карьерные траектории и профессиональное развитие специалистов. Это первый видеопроект, полностью реализованный командой онлайн-кампуса НИУ ВШЭ совместно с приглашенным режиссером Ольгой Науменко.

«Показать науку через игру»: в Вышке состоялся фестиваль «Республика ученых»

В середине ноября в атриуме корпуса университета на Покровском бульваре при поддержке Центра академического развития студентов прошел Фестиваль науки НИУ ВШЭ «Республика ученых». Событие помогло студентам познакомиться с различными объединениями исследователей Вышки. В этом году в празднике приняли участие Центр научной интеграции и Центр академического письма, а также студенческие организации, которые представили свою деятельность через интерактивные форматы.

В Национальном форуме ДПО приняли участие свыше 3 тысяч человек

В Высшей школе экономики 20–21 ноября состоялся Национальный форум ДПО. В его работе приняли участие представители вузов, государства, бизнеса, ведущие эксперты в сфере образования и HR. Мероприятия, проходившие в комплексе НИУ ВШЭ в Москве на Покровском бульваре, посетили более 800 человек, а общее число офлайн- и онлайн–участников превысило 3 тысячи.

Восьмой международный онлайн-семинар U4U объединил экспертов из 14 стран

Онлайн-кампус НИУ ВШЭ провел двухдневный международный семинар U4U (Universities for Universities), который традиционно служит площадкой для обмена опытом между университетами в области онлайн-обучения. В этом году событие вышло на глобальный уровень и расширило географию. К обсуждению ключевых вызовов и стратегий развития онлайн-образования присоединились международные эксперты и представители университетов со всего мира. Встреча состоялась в онлайн-формате в середине ноября.

Технологический прорыв: исследования Института ИИ и цифровых наук отмечены на AI Journey 2025

Ученые Института искусственного интеллекта и цифровых наук факультета компьютерных наук ВШЭ в рамках Международной конференции AI Journey 2025 представили передовые ИИ-исследования с высоким уровнем научной новизны и практической применимости. Научное решение заведующего Научно-учебной лабораторией матричных и тензорных методов в машинном обучении Максима Рахубы получило премию «Лидеры ИИ — 2025». Заведующий Центром глубинного обучения и байесовских методов Айбек Аланов — среди финалистов премии.

«"Образовательные мосты” — место встречи коллег, которые не боятся трудных вопросов»

28–29 ноября в корпусе Высшей школы экономики на Покровском бульваре пройдет форум «Образовательные мосты: подходы к обучению в старшей школе». Организаторами выступают НИУ ВШЭ и Департамент образования и науки города Москвы. В этом году экспертная программа форума расширена до двух дней и включает в себя вдвое больше образовательных активностей, спикеров и возможностей для нетворкинга.

Ученые НИУ ВШЭ нашли рецепт против выгорания студентов

Исследователи Института образования НИУ ВШЭ показали, сколько времени имеет смысл тратить на учебу, внеучебную активность и личную жизнь, чтобы поддерживать успеваемость в вузе без ущерба для ментального здоровья. Анализ ответов 2753 студентов и их реальных академических показателей выявил точки риска, например избыток домашних заданий, и точки роста: сон, спорт, умеренную вовлеченность в проекты. С учетом полученных результатов ученые подготовили практические рекомендации для студентов и университетов. Работа опубликована в European Journal of Education.

«Лингвотест»: за 3 года тестирование прошли свыше 2000 человек более чем из 30 стран

17 ноября 2025 года первая в России универсальная многоуровневая система определения уровня владения английским языком для делового и академического общения ССТ «Лингвотест» отметила трехлетие. Система была разработана и реализуется НИУ ВШЭ в партнерстве с ФГБУ «Росаккредагентство» и АО «Издательство “Просвещение”». Сдать тест можно очно на площадках в Москве или Хабаровске либо онлайн из любой точки мира.