• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Scientarium: как прошла первая в этом году школа молодого исследователя

Scientarium: как прошла первая в этом году школа молодого исследователя

© iStock / Vectorpower

Недавно в учебном центре Вышки «Вороново» состоялась школа молодого исследователя Scientarium” для представителей двух крупных и активных студенческих сообществ университета: «Научные кураторы» и «Республика ученых». За неполные три дня каждый участник узнал больше об академическом мире Вышки, получил навыки, необходимые в исследовательской деятельности и популяризации науки, по-новому взглянул на возможности развития, познакомился со множеством заинтересованных в науке студентов.

Проект Scientarium стартовал в 2021 году в онлайн-формате, объединив 50 студентов из десятка высших учебных заведений. Осенью 2023 года интенсив впервые прошел в формате выездной школы в учебном центре «Вороново». Тогда «Scientarium: школа молодого исследователя» собрала учащихся из самых разных вузов страны: НИУ ВШЭ в Москве и в Нижнем Новгороде, МГУ им. М.В. Ломоносова, НИТУ МИСИС, МФТИ, РЭУ им. Г.В. Плеханова.

Участники выезда обсудили, какие имиджевые изменения нужны их сообществам. По итогам дискуссии был обновлен дизайн социальных сетей «Научных кураторов». Также состоялся мастер-класс по поиску грантовых конкурсов, а Татьяна Макарова, менеджер Центра академического развития студентов, прочитала лекцию об искусстве публичного выступления. Эти знания необходимы тем, кто начинает участвовать в научных конференциях. Она обратила внимание на важные, но неочевидные моменты, которые нужно помнить: чем больше аудитория, тем проще должен быть язык лектора; время проведения мероприятия определяет его тон; харизматичный лектор — тот, кому не все равно.

Татьяна Макарова

«Каждый год “Scientarium” предоставляет возможность как организаторам, так и участникам познакомиться с деятельностью различных студенческих научных объединений и молодых исследователей, выявить существующие проблемы и найти пути их решения. Помимо командной проектной работы и нетворкинга, для студентов была подготовлена небольшая лекционная часть. Так, участники смогли узнать о цикле подготовки научных публикаций, грантовых конкурсах, а также о композиции публичного выступления. Публичные выступления — неотъемлемый навык для молодых ученых, так как важно уметь доносить научное знание до широкой аудитории простым и понятным языком».

Разделившись на группы по факультетам, «Научные кураторы» и участники «Республики ученых» начали подготовку к новому учебному году. Представители сообществ обсуждали квесты в разных тематиках, от «Острова сокровищ» до «Ночи в музее», сравнивали преимущества форматов, искали способы увлечь первокурсников любых программ.

Команды из студентов нескольких факультетов Вышки продумывали проекты развития сообщества «Научные кураторы». Такой формат стал отличной возможностью познакомиться и наладить связи между курсами и образовательными программами.

«Участники выезда не только прокачали свои академические навыки, но и благодаря живому общению зарядились энергией для реализации новых совместных проектов», — уверен Илья Дерезовский, менеджер отдела сопровождения научно-просветительских проектов ВШЭ, организатор Scientarium.

© Высшая школа экономики

Студенческая организация «Школа тренинга» позаботилась о том, чтобы программа Scientarium была не только полезной, но и увлекательной, объединяющей участников между собой, — организовала тематическую «мафию» по вселенной Гарри Поттера, уютный гитарник и другие активности.

В последний день участники школы представили семь проектов, созданных в небольших командах и нацеленных на развитие организации «Научные кураторы». Каждый из проектов решал одну из задач, стоящих перед сообществом. Команды продумывали новый дизайн мерча, создавали политику общения с абитуриентами и школьниками, изобретали видеоформат от «Научных кураторов» для канала «Республики ученых», искали пути повышения узнаваемости бренда «Научных кураторов». По итогам выступлений общим голосованием выбрали команду-победителя с проектом «Гранат за грант». Студенты придумали, как познакомить первокурсников с грантовой системой конкурсов, шуточно ее обыграв. Мероприятие предложили провести в рамках дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» (относится к обязательным в учебном плане студентов 1-го курса Вышки).

Глеб Волоховский, стажер-исследователь отдела информационно-аналитических систем ИСИЭЗ ВШЭ, капитан команды-победителя

«Поездка в Вороново стала особенной для “Научных кураторов”. Это наш первый выезд как научного сообщества, что чувствовалось: все участники ощущали себя среди своих, были в приподнятом расположении духа, активно общались друг с другом. Каждый не понаслышке знаком с научной жизнью в НИУ ВШЭ и понимал рефлексию собеседника. Такая атмосфера непринужденности повлияла на процесс брейншторма новых проектов. Моя команда развила идею мероприятия “Научных кураторов” для БЖД, разгоняя шутки, которые касались особенностей академической деятельности в Вышке. Думаю, именно такой подход помог нам не только продуктивно провести время, но и получить заряд энергии и позитива перед сессией и важными экзаменами».

Текст: Диана Гусева, ОП «Фундаментальная и компьютерная лингвистика», 1-й курс

Вам также может быть интересно:

Институт когнитивных нейронаук НИУ ВШЭ создал дорожную карту молодого ученого

Дорожная карта молодого ученого — это интерактивный пошаговый план, в котором отражены основные этапы научной карьеры — от поступления в магистратуру до защиты кандидатской диссертации. Она создана в рамках проекта Института когнитивных нейронаук НИУ ВШЭ «Я пошел в науку», который реализуется при поддержке Минобрнауки России.

Вдохновляющий опыт: представители Вышки приняли участие в съезде студенческих научных сообществ

Студенты Высшей школы экономики приняли участие в XII Всероссийском съезде советов молодых ученых и студенческих научных обществ во Владивостоке. Они поучаствовали в деловых и психологических играх, конкурсах, оформили Менделеевскую карту и познакомились с участниками из других вузов и городов.

Стартовал конкурс для молодых ученых Вышки по темам стратпроектов

Дирекция программы развития НИУ ВШЭ запустила Конкурс проектов молодых ученых. Участвовать могут сотрудники, студенты и аспиранты университета. Организаторы принимают заявки на реализацию исследований в рамках стратегических проектов. Заявки принимаются до 18 апреля.

В центре науки: как прошла стажировка в НЦМУ победителя всероссийского конкурса молодых ученых

НЦМУ «Центр междисциплинарных исследований человеческого потенциала» помогает молодым ученым развивать свои научные проекты и дает им возможности для профессионального роста через многопрофильные научные программы. О том, как проходила стажировка в НЦМУ, рассказала  победительница Всероссийского конкурса научных проектов #ВЦЕНТРЕНАУКИ Регина Якунина.

Живое общение и научная дискуссия: как прошла Школа молодых ученых Вышки

Умение донести свои идеи до других ученых — один из важных навыков современного исследователя. Для налаживания сотрудничества и создания междисциплинарных исследовательских проектов студентам разных научных направлений также необходимо умение выстроить коммуникацию. Эта тема стала одной из главных в ходе зимней школы инициативных молодых ученых, прошедшей в Огниково 9–11 декабря.

Молодые ученые ВШЭ расскажут о визуальном искусстве и будущем современной культуры

Проект «Университет, открытый городу» начинает цикл лекций «Новая зрелищность в визуальном искусстве» в культурном центре ЗИЛ. Как трансформируется кинематограф, какое место занимают видеоигры в современной культуре и почему культурные институции меняются под влиянием медиа — ответы на эти и другие вопросы прозвучат на лекциях. Кроме того, зрители смогут посмотреть и обсудить документальный фильм, режиссером которого стала доцент ВШЭ.

Факты о студентах в науке

Учебный процесс в ведущих вузах страны все более тесно связан с исследовательским. Ко Дню студентов ИСИЭЗ НИУ ВШЭ подготовил подборку фактов о том, как сочетаются учеба и наука в российских вузах и конкретно в Вышке. Источниками данных послужили аналитический доклад «Российская молодежь: образование и наука», Мониторинг экономики образования, Мониторинг инновационного поведения населения, другие материалы ИСИЭЗ, а также результаты опросов Центра внутреннего мониторинга НИУ ВШЭ.

Сотрудники Вышки получили премии правительства Москвы для молодых ученых

Руководитель департамента больших данных и информационного поиска Владимир Подольский и доцент департамента прикладной экономики Елена Вакуленко отмечены за свои математические труды и исследования рынка труда соответственно.

Вышка учредила гранты имени Дмитрия Семенова для молодых зарубежных исследователей

Гранты будут присуждаться на конкурсной основе для прохождения стажировки в лаборатории «Развитие университетов» НИУ ВШЭ и реализации совместных исследований.

Молодые ученые ВШЭ расскажут о средневековых табу и обсудят вопросы жизни и смерти

10 октября начинается новый сезон проекта «Университет, открытый городу: лекции молодых ученых Вышки в Культурном центре ЗИЛ». Слушателей ждут два мини-цикла лекций, в которых речь пойдет о сложных, дискуссионных и даже табуированных темах, причем не только современности, но и Средних веков.