Исследователи Вышки открыли выставку интернет-отзывов на русскую классику
В Новом крыле Дома Гоголя открылась выставка «Ваш отзыв очень важен для нас», посвященная интернет-отзывам на классическую литературу. В подготовке научной части экспозиции приняли участие исследователи Центра цифровых гуманитарных исследований НИУ ВШЭ.
Отзывы об утюгах или научная работа?
Общение в интернете стало частью нашей повседневной жизни, и вполне логично, что эта тема уже несколько лет является серьезным объектом многих научных работ. Как считает интернет-исследователь, научный сотрудник Института образования НИУ ВШЭ и куратор выставки «Ваш отзыв очень важен для нас» Полина Колозариди, онлайн-взаимодействие так же познаваемо и неотделимо от жизни современного человека, как и оффлайновая коммуникация.
«Интернет уже прочно встроен в систему наших отношений и связей, хоть иногда в нём пока прослеживаются черты отдельного пространства, — считает Полина Колозариди. — Интересно то, что с каждым годом мы сталкиваемся с чем-то новым: сегодня все сидят в мессенджерах, а всего пару лет назад казалось, что они не стоят экспертного внимания. То же еще раньше думали и про соцсети, а десять лет назад, когда предметом моего исследования была реклама, маркетинг в интернете был для всех чем-то маргинальным, по сравнению с наружной и телевизионной рекламой».
Один из видов коммуникации, на который уже обратили внимание ученые — социологи, психологи, экономисты — это интернет-отзывы. Страницы обратной связи стали информационным ресурсом для экономистов и маркетологов — исследователей потребительского рынка, психологов, которые изучают влияние интернета на отношения людей к себе и друг другу, социологов, интересующихся темой развития общественных взаимосвязей и многих других.
Интернет-отзыв как жанр
Особый тип интернет-отзывов — обсуждения кино или книг. Отклики читателей и зрителей — не просто оценка услуги от негативной до позитивной. Это очень важный источник данных для ученых, которые занимаются восприятием чтения. По аналогии с «наивным чтением» отзывы непрофессиональных читателей филологи называют «наивным рецензированием». «Наивные рецензенты» и их отзывы стали главной темой экспозиции.
Выставка началась с того, что коллеги познакомили Полину с филологом Анной Герасимовой, которая работает в университете Тарту под руководством Романа Лейбова — литературоведа, писателя, сетевого обозревателя и одного из основателей рунета как литературного и языкового пространства. Анна Герасимова попросила Полину Колозариди подсказать методы для своего исследования интернет-отзывов на классическую литературу. Так начался их диалог, а потом появилась и идея сделать выставку.
«Не годится никто супротив Пушкина»
«До того, как Анна показала мне целую подборку отзывов на русскую классику, я даже не задумывалась, насколько важно бывает людям поделиться своими переживаниями и впечатлениями после прочтения «Анны Карениной» или «Преступления и наказания», причем не только с семьей и друзьями в оффлайне. Многим хочется рассказать об этом опыте более широкой аудитории, и это необычная форма публичного социального взаимодействия, — говорит Полина Колозариди. — Некоторые люди пишут клишированные тексты, похожие на школьные сочинения, более въедливые читатели стараются установить исторический контекст, провести параллели между событиями в романе и реальными фактами, кому-то же просто надо выплеснуть эмоции и рассказать о своём отношении к героям. Иногда встречаются комментарии, актуализирующие классику, сближающие её с нашими днями или почти литературоведческие комментарии. Но дело не только в содержании. Анализируя саму форму общения, мы видим, что авторами отзывов движет желание поделиться своим культурным опытом».
Организаторы постарались представить посетителям как можно более разнообразный набор отзывов — благо, читатели на них не скупятся.
Вот, например, о романе «Обломов» Ивана Гончарова: «Мне кажется, что Обломов был больным человеком. Лично я заметила у него такую болезнь, как Биполярное расстройство (а не простая депрессия, которую ему многие приписывают)».
О поэме Николая Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»: «Итого вышло все-таки никак. Не мое. Когда я читала эту книгу, у меня сложилось впечатление, будто я смотрю спектакль с закрытым занавесом. Я понимаю, там что-то происходит, иногда даже что-то интересное. Но что?».
О поэме Николая Гоголя «Мертвые души»: «Я не собиралась писать рецензию на данную поэму. Ведь это же Гоголь! Мертвые души!! Классика!!! Что я, девятиклассница, могу сказать нового или хотя бы весомого? Все же решилась написать рецензию, прочитав в других отзывах, что, мол, казнить надо того, кто включил такие книги в программу, и что школьники не способны ни понять всей прелести, ни сделать какие-то выводы. Мало над чем из школьной программы я так смеялась. Или, заложив палец, прикрывала книгу и размышляла, потому что если оставлю на потом, упущу мысль. Или, приходя к кому-то в гости, и даже у своих домашних искала черты героев поэмы, а найдя, невольно улыбалась».
О романе в стихах Александра Пушкина «Евгений Онегин»: «Оба героя прожили всю жизнь в мыслях друг о друге, а в реальности лишь пару раз разговаривали. Друзья, разговаривайте друг с другом!».
Данные для научной части подготовили Центр гуманитарных цифровых исследований НИУ ВШЭ, Клуб любителей интернета и общества и Анна Герасимова. Художники тоже сделали несколько работ в диалоге с исследовательскими материалами.
Один из самых интересных залов — черная, тускло освещенная комната, наполненная хором голосов. «В этом зале расположена Тотальная аудиоинсталляция, которую мы подготовили с художником Егором Ефремовым, — рассказывает Полина Колозариди. — Вы можете услышать голоса трех столетий: первый читает критические статьи XIX века, это еще пока непосредственный ответ писателю, так Белинский писал о Пушкине. Голос из XX века цитирует знакомые всем нам школьные учебники по литературе. И именно из прошлого столетия «растут ноги» у клише, которые мы встречаем в интернет-отзывах XXI века. Третий голос читает разные современные рецензии».
Тотальной аудиоинсталляции предшествует Исследовательский зал, который готовили эксперты Центра гуманитарных цифровых исследований НИУ ВШЭ и филолог Анна Герасимова. Исследователь Центра, выпускница Школы лингвистики НИУ ВШЭ Анастасия Хазова работала с данными на основе читательских отзывов из Bookmate и LiveLib. На плакатах с графиками и цифрами можно увидеть анализ тональности текста отзывов, их количество в зависимости от площадки. Анна Герасимова, в свою очередь, помогла собрать отзывы крестьян о книгах русских классиков. «Это блестящая социология начала прошлого века, которую сегодня не все знают, — считает Полина Колозариди. — Анне удалось найти письменные свидетельства бесед с крестьянами о Пушкине. Многие из них были безграмотными и им читали произведения классика вслух, некоторые узнавали о поэте из лубочных дореволюционных изданий. И вот крестьяне говорят о Пушкине этим доиндустриальным языком мышления столетней давности: «Слушаю я ушами, а оно своим чередом у меня в нутре перерабатывается. На каждое слово Пушкина десять своих нарастает. Ох, и разворочало у меня котелок! Ни в каком случае не годится никто супротив Пушкина».
Почему мы постим
Организаторы выставки очень надеются, что эта тема будет развиваться и станет интересной и актуальной для следующих исследований. Ведь мы живем во время трансформаций, наш опыт можно сравнить с опытом людей, живших в начале XX века, когда уклад жизни очень сильно менялся, в том числе по причине технологического прогресса. Нередко развитие технологий и онлайн-сервисов вообще начинает идти не по сценарию — те же создатели Facebook изначально не планировали, что он станет таким, каким мы знаем его сейчас.
Если вам хочется еще больше узнать о том, как интернет и его сервисы рвут все шаблоны, вы можете записаться на бесплатный авторский онлайн-курс исследователей из University College London под руководством Дэниела Миллера «Why we post», посвященный антропологии социальных медиа. Полина Колозариди вместе с коллегами с факультета коммуникаций, медиа и дизайна НИУ ВШЭ и Клуба любителей интернета и общества локализовали курс, в частности, дополнив его российскими примерами. Он стартует 22 января на платформе «Открытое образование», записаться на него можно по ссылке.
Колозариди Полина Владимировна
Младший научный сотрудник Научно-исследовательского отдела
Хазова Анастасия Борисовна
Ассистент Школы лингвистики
Вам также может быть интересно:
Яндекс Музей х Школа дизайна ВШЭ: «Новая жизнь привычных вещей» открывается в Петербурге
11 октября в Яндекс Музее Санкт-Петербурга откроется выставка студенческих работ «Новая жизнь привычных вещей». С 3 июля по 30 сентября она проходила в московском отделении музея. Экспозицию, как и прежде, составят проекты учащихся Школы дизайна Вышки, прошедшие в шорт-лист одноименного конкурса. Размышляя о потенциале бытовых вещей, участники выставки создали макеты, эскизы, концептуальные разработки и рабочие прототипы, а также провели уникальные визуальные исследования.
«ВЫПУСК'24»: НИУ ВШЭ на выставке в «Зарядье»
11 октября в пространстве Паркинг Галереи парка «Зарядье» откроется третья выставка «ВЫПУСК’24», в которой примут участие более 200 молодых художников из 22 вузов Москвы. В экспозиции будут представлены и работы выпускников разных направлений Школы дизайна НИУ ВШЭ — от современной живописи до компьютерных игр. Первый «ВЫПУСК» состоялся в «Зарядье» в 2022 году и стал уникальным событием, представившим новое поколение художников всевозможных жанров и течений.
Дайте две: в HSE ART GALLERY стартует новый сезон парных выставок «учителей и учеников» Школы дизайна Вышки
На этот раз главными героями стали руководитель профиля «Современная живопись» и его выпускница — Владимир Потапов и Саша Подгородская. Формат двойных персональных выставок позволяет, во-первых, представить срез созданных за годы учебы наиболее значимых работ молодых авторов, а во-вторых, соотнести оптику учеников и их учителей. Увидеть экспозицию можно до 27 октября.
«Художник — охотник»: Школа дизайна Вышки открыла новый выставочный сезон
В сентябре в пространстве HSE ART GALLERY на «Винзаводе» открылся первый проект этого выставочного сезона. В экспозицию групповой выставки «Город [следы и тропы]» вошли работы начинающих художников из числа студентов Школы дизайна НИУ ВШЭ и произведения известных авторов, среди которых Кирилл Кто, Иван Горшков, Андрей Кузькин и Константин Звездочётов, из коллекции куратора проекта Пьера-Кристиана Броше. Открытие во время традиционного «Вечера вернисажей» посетили искусствовед Ольга Свиблова, коллекционер Наталия Опалева, культуролог Алексей Масляев. Изучить выставку можно до 16 октября.
Преподаватели и студенты Школы дизайна — Санкт-Петербург создали дизайн выставки в Эрмитаже
В Манеже Малого Эрмитажа проходит выставка «Приключения барона Мюнхгаузена в России». Дизайн-концепцию экспозиции вместе со своими студентами спроектировал Андрей Пунин, главный куратор профиля «Среда и интерьер» Школы дизайна питерской Вышки, а художественное оформление и иллюстрации для выставки создала Екатерина Филипенко — преподаватель «Арт-практики».
«Время — самый ценный ресурс»
В конце августа в Российской государственной библиотеке для молодежи состоялось открытие выставки студентов и выпускников Школы дизайна НИУ ВШЭ «Как я провел это лето». Каждая представленная здесь работа — это уникальная история, наполненная воспоминаниями, чувствами и мечтами. Произведения искусства становятся мозаикой, в которую вплетены авторские комментарии, представляющие собой своеобразные сочинения и мысли о пережитом. Поразмышлять вместе с художниками об уходящих теплых днях можно до 22 сентября включительно.
Школа дизайна ВШЭ и Комитет по туризму города Москвы представляют: мировые таланты в столице
Результатом сотрудничества Школы дизайна НИУ ВШЭ и Комитета по туризму города Москвы стали сразу два больших проекта: Международная выставка фотографий стран БРИКС «Большие города в Москве» и Международный конкурс видеороликов о городах WOWMOSCOW, победителем которого названа представительница Индонезии — Такха Аудьярахма. Премьера ее видеоролика состоится 24 августа в рамках программы Московской международной недели кино.
Ежегодная итоговая выставка Школы дизайна НИУ ВШЭ проходит на Винзаводе и в MMOMA
В середине июля Школа дизайна НИУ ВШЭ представила итоги студенческих проектов 2023/24 учебного года на двух столичных площадках. Выставка «Коллекция. Порядок вещей» открылась в HSE ART GALLERY на Винзаводе и в MMOMA на Гоголевском бульваре. В этом году экспозиция объединила более 150 авторов, чьи проекты были отобраны по результатам внутреннего конкурса.
«Выточить немного веретен или сплести несколько нитей — в этой практике и заключена суть искусства»
В пространстве HSE ART GALLERY на Пионерской запускается цикл парных персональных выставок: на одной площадке демонстрируются проекты «учителей и учеников» Школы дизайна ВШЭ. Первым из этой серии станет экспозиция «Черепки и веретена / Радость и тягость» преподавателя Владислава Ефимова и студентки профиля «Дизайн и современное искусство» Александры Замуруевой.
«Здесь были мы»: выставка аспирантов Вышки в «ГЭС-2»
Проект «Здесь были мы. Архивы российской моды. 1993–2005» рассказывает о влиянии художественной среды на формирование российской модной индустрии. Он сложился благодаря исследованию «Архив российской моды», которое проводят сокураторы выставки Людмила Алябьева и Светлана Сальникова на базе аспирантуры Школы дизайна НИУ ВШЭ. Также в проекте примут участие куратор направления «Мода» в Школе дизайна НИУ ВШЭ Мария Смирнова и руководитель направления Анзор Канкулов.