• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Как разработать честный тест: зачем нужны параллельные тексты для диагностики дислексии

Как разработать честный тест: зачем нужны параллельные тексты для диагностики дислексии

© iStock

Исследователи из Центра языка и мозга ВШЭ разработали тест для точной оценки навыков чтения у взрослых — например, до и после занятий с логопедом. Он включает два разных по содержанию, но одинаковых по сложности текста: участники читали их с равной скоростью, делали равное количество ошибок и одинаково понимали смысл. Подобные параллельные тексты позволят точнее диагностировать дислексию и отслеживать прогресс коррекции. Исследование опубликовано в журнале «Вопросы образования».

Чтение — навык, без которого трудно учиться, работать, ориентироваться в мире. Но даже у взрослых людей могут возникать сложности: текст читается медленно, буквы прыгают, слова меняются, смысл ускользает, а после остается усталость. Часто такие симптомы остаются без внимания.  Однако они могут указывать на дислексию — специфическое нарушение чтения, которое возникает в детстве и при отсутствии специальной помощи может сохраняться во взрослом возрасте, несмотря на нормальный интеллект, отсутствие нарушений зрения и слуха, и  хорошее образование.

В России до сих пор сложно диагностировать дислексию у взрослого человека. Один специалист может поставить диагноз, другой — опровергнуть, третий — заметить новые проблемы. И это связано не с качеством работы, а с тем, что применяются разные подходы и диагностические инструменты.  А еще — с тем, что стандартизированных инструментов для диагностики дислексии у взрослых — не было.

Проблема в том, что без надежной диагностики сложно объективно оценивать эффективность коррекции. Чтобы проверить эффективность методики, нужно сравнивать навыки чтения до и после занятий. Но если использовать один и тот же текст, участник может частично запомнить его, и результаты окажутся недостоверными. Если же тексты разные, но их параметры неизвестны, невозможно определить, с чем связаны изменения — с терапией или с тем, что второй текст оказался проще или сложнее.

Чтобы решить эту задачу, исследователи из Центра языка и мозга НИУ ВШЭ разработали и протестировали два текста. Они различаются по содержанию, но не имеют значимых отличий по ключевым лингвистическим параметрам: длине и частотности слов, синтаксической структуре предложений, читаемости по индексу Флеша и другим показателям. Исследователи предполагали, что такие тексты будут одинаковыми по сложности для взрослых носителей русского языка. Итоговые версии теста проверяли на выборке из 111 студентов.

Яна Кокорева

«Тексты мы писали вручную, без помощи нейросетей — следили за синтаксисом предложений, длиной и частотностью слов, стараясь при этом сохранить связный и осмысленный сюжет. Такая работа была бы невозможна без инструментов коллег: мы опирались на лексическую базу StimulStat и сервис "Текстометр", которые позволили точно контролировать психолингвистические параметры текста», — комментирует соавтор теста, стажер-исследователь Центра языка и мозга НИУ ВШЭ Яна Кокорева.

Результаты подтвердили, что оба текста читаются одинаково: без статистически значимых различий в скорости, точности и понимании прочитанного. Это доказывает, что их можно использовать для оценки навыка чтения до и после коррекции дислексии — и делать обоснованные выводы об эффективности методики.  На основе бумажного теста команда Центра языка и мозга НИУ ВШЭ разработала цифровую версию теста, доступную для скачивания.

Светлана Дорофеева

«Тест уже можно использовать на практике — он подходит как для диагностики дислексии у взрослых, так и для оценки прогресса после коррекционных занятий. Исследование подтвердило: если тексты лингвистически выверены, они действительно одинаково сложны для читателя. А значит, методику можно масштабировать и на основе уже известных параметров создавать новые тексты для повторного тестирования взрослых. По тем же принципам можно разработать версии и для детей, если адаптировать параметры под их возраст», — говорит одна из авторов, научный сотрудник центра языка и мозга Светлана Дорофеева.

Работа выполнена при поддержке Программы фундаментальных исследований НИУ ВШЭ в рамках проекта «Центры превосходства».

Вам также может быть интересно:

«Прямое включение в научный процесс»: в магистратуре НИУ ВШЭ будут готовить нейробиологов

Решение об открытии новой магистерской программы «Нейробиология» по направлению подготовки «Биология» принял Ученый совет университета. Ее студенты получат доступ к уникальному оборудованию и станут частью исследовательских групп, смогут работать в научной сфере, в медицине и фармацевтике, IT и нейротехнологиях, а также в области образования и HR-службах.

От климатических рисков до торговых войн: в Вышке состоялась конференция по финансовой экономике

Как меняются инвестиционные решения в условиях инфляционных шоков и применения методов машинного обучения? Можно ли предсказать финансовые риски через новые метрики? Какова роль климатической устойчивости банков и как геополитические потрясения влияют на глобальные цепочки создания стоимости? Эти и другие ключевые темы стали предметом обсуждения на прошедшей недавно 14-й Международной московской конференции по финансовой экономике, организованной Международным институтом экономики и финансов (МИЭФ) ВШЭ.

«Выигрывают те, кто умеет быстро адаптироваться и внедрять инновации»

НИУ ВШЭ запускает образовательную программу «ИИ-лидеры: бизнес-лаборатория для руководителей». Обучение рассчитано на 6 месяцев в очном формате, что позволяет глубоко погрузиться в материал и обменяться опытом с коллегами. Программа стартует в феврале 2026 года.

Ученые НИУ ВШЭ оценили отдачу космических инвестиций: каждый рубль может принести пять

Вложения в космическую отрасль приносят экономике значительную выгоду. Согласно расчетам Института статистических исследований и экономики знаний ВШЭ и «Организации «Агат» госкорпорации «Роскосмос», каждый вложенный в космический проект рубль способен приносить более 5 рублей валовой добавленной стоимости и почти 3 рубля налоговых доходов федерального бюджета. Ученые предложили модель, которая позволяет обосновывать решения о бюджетном финансировании не только с точки зрения отраслевых задач, но и с позиции вклада в макроэкономические показатели и структурное развитие экономики. Статья опубликована в журнале «Экономика космоса».

ВШЭ ищет новые идеи для ИИ-агентов: стартовал конкурс инициатив

Высшая школа экономики приглашает исследователей и преподавателей представить концепции новых цифровых продуктов на базе искусственного интеллекта. Лучшие проекты получат экспертную и технологическую поддержку. Заявки принимаются до 19 декабря.

В НИУ ВШЭ создали инструмент для оценки сложности текстов на малоресурсных языках

Исследователи Центра языка и мозга НИУ ВШЭ разработали инструмент, позволяющий определить сложность текстов на малоресурсных языках. В первой версии поддерживаются несколько малых языков России: адыгейский, башкирский, бурятский, татарский, осетинский и удмуртский. Это первая подобная разработка, адаптированная специально для этих языков и учитывающая их морфологические и лексические особенности.

В Вышке создан Институт робототехнических систем

Решение об этом принял Ученый совет НИУ ВШЭ. У нового института будет мощная фундаментальная база, он будет сотрудничать с другими профильными подразделениями, вовлекать студентов и аспирантов в исследования и разработки. К каким практическим результатам приведет работа института и как планируется организовать взаимодействие с его индустриальным партнером, «Вышке.Главное» рассказал первый проректор НИУ ВШЭ, директор Института статистических исследований и экономики знаний Леонид Гохберг.

Подведены итоги Конкурса инноваций в образовании — 2025

22 ноября в конгресс-холле Альфа-Банка состоялась церемония награждения финалистов, победителей в номинациях и абсолютного победителя Конкурса инноваций в образовании (КИвО-2025). Он проводится 12-й раз, и сегодня это хорошо известный в образовательном сообществе флагманский проект Высшей школы экономики, объединяющий формальное образование, EdTech и частные инициативы.

От импортозамещения к прорыву: как Россия движется к технологическому суверенитету

Доля импорта в затратах на производство и реализацию продукции в России сократилась почти в два раза с 2021 по 2024 год. Об этом свидетельствуют данные исследования НИУ ВШЭ, представленные на круглом столе, посвященном технологическому суверенитету. Эксперты также обсудили, как перейти от импортозамещения в промышленности к прорыву на глобальных рынках. Мероприятие прошло в рамках Дискуссионного экспертного форума НИУ ВШЭ.

Вышка Онлайн представила документальный фильм о влиянии ИИ на нашу жизнь

27 ноября на всех онлайн-площадках Вышки Онлайн состоялась премьера документального фильма «После промпта» от онлайн-кампуса НИУ ВШЭ. Его авторы исследуют, как искусственный интеллект меняет работу, карьерные траектории и профессиональное развитие специалистов. Это первый видеопроект, полностью реализованный командой онлайн-кампуса НИУ ВШЭ совместно с приглашенным режиссером Ольгой Науменко.