Вышка начинает «проект нового времени» в школьном образовании
В подмосковном учебном центре ВШЭ «Вороново» завершился второй проектный семинар представителей партнерских школ, на котором обсуждалась модель предуниверсария Вышки. Старшеклассники, участвующие в этом проекте, помимо обычной школьной учебы, будут слушать онлайн-курсы университетских преподавателей и систематизировать знания на выездных семинарах.
На сегодняшний день у Высшей школы экономики сформирована сеть партнерских школ — около трехсот в разных регионах. Каждая школа обладает одним из трех статусов — по ее желанию. Это может быть школа-партнер, где дети участвуют в разных проектах с университетом, базовая школа, где программы свои, но согласованные с Вышкой, или распределенный лицей, когда старшеклассники учатся по совместной с университетом программе (такой формат распространен преимущественно в Москве). ВШЭ и партнерские школы объединяют усилия для подготовки компетентных абитуриентов, способных учиться в лучших университетах России.
Теперь сотрудничество выходит на новый виток. «Вместе с группой партнерских школ мы создаем программу с рабочим названием «Предуниверсарий ВШЭ» — сетевую школу для учеников 10-11 классов, — рассказал директор по общему образованию ВШЭ Вячеслав Лозинг. — Сформирована рабочая группа, в которую вошли представители партнерских школ из разных регионов, первый проектный семинар мы провели в конце декабря, второй — в середине февраля. Речь идет не только и не столько о создании в школах специальных классов, которые учились бы по особой программе, — в проект могут быть вовлечены отдельные дети или группы детей, которые такую программу выбрали».
В основе предуниверсария — модель смешанного обучения, когда практикуются разные формы занятий, в том числе онлайн-лекции (например, курсы лекторов Вышки). Осваивать материал, полученный на онлайн-лекциях, детям предстоит вместе со школьными учителями. «Сейчас такое практикуется редко, — комментирует Вячеслав Лозинг. — Курсов начитано много, но учителя не включают их в образовательный процесс, потому что не умеют этого делать».
Школы привыкли держать детей «в коротких штанишках» до выпуска, а мы хотим создать такие условия, в которых наши старшеклассники смогут проявить самостоятельность
Важный элемент программы предуниверсария — выездные семинары, когда дети из разных регионов приезжают в тот же учебный центр «Вороново» или в одну из школ и там с ними работают преподаватели ВШЭ и лучшие учителя. Такие семинары называют «погружением» — «погружаться» можно в любой профильный предмет, а также в проектную, социальную и исследовательскую деятельность.
Уже разработаны проекты учебных программ по предметам, изучаемым на углубленном уровне (истории, обществознанию, математике, иностранному языку и другим), а также программы исследовательской, проектной и внеурочной деятельности старшеклассников. В ближайшее время все программы будут официально оформлены и утверждены. Предполагается, что предуниверсарий начнет работу с 1 сентября 2016 года.
Мнения участников февральского проектного семинара.
Магомед Парагульков, директор гимназии № 1, г. Назрань
Предуниверсарий ВШЭ — это проект нового времени, который консолидирует многие регионы, не ограничиваясь элитарным столичным сообществом. Это новое направление в образовательной политике — мы разрабатываем программу, которая будет взращивать компетентных абитуриентов. Когда выпускник школы, учившийся по этой программе, станет студентом, университету не нужно будет с ним «нянчиться» — это будет взрослый человек, способный учиться в ведущем вузе.
Мария Калужская, заместитель директора гимназии «Корифей», Екатеринбург
Представим себе ученика старшей школы, который самостоятельно движется по своей образовательной траектории. Он выбирает предметы, форму их освоения, при этом использует ресурсы ВШЭ, которые ему нужны для успешного развития. Учителя школы — его проводники в этом процессе, модераторы, то есть не авторитарные фигуры, как было принято раньше.
Все школы, участвующие в работе предуниверсария ВШЭ, смогут объединить свои ресурсы, и ученик будет учиться по сетевой программе. Он сможет взять все лучшее, именно ему подходящее, из того, что предлагают разные школы и университет. Часть учебного плана он может осваивать самостоятельно, может ездить на семинары не только в Москву, но и в Екатеринбург или, скажем, Красноярск. Чем лучше школа, тем большего ей не хватает, и у представителей школ, которые собрались в «Вороново», есть запрос на сетевое объединение и привлечение внешних ресурсов.
Людмила Мещерякова, заместитель директора школы № 1329, Москва
Предуниверсарий — это возможность объединить в одной среде детей со всей страны, у которых сходная мотивация и примерно одинаковые запросы, в том числе на получение профессии. В этой среде они смогут общаться с себе подобными — детьми, с которыми им предстоит конкурировать при поступлении в вузы. Уверена, такой подход даст школьному образованию толчок в развитии: когда мотивированные, хорошо подготовленные дети учатся вместе с такими же сверстниками, они добиваются более высоких результатов.
Из нашей школы ежегодно в Вышку подают документы 5-6 человек, поступают 2-3. Очевидно, такие дети и будут учиться в предуниверсарии. На семинаре наша группа разрабатывала материалы по созданию индивидуальных учебных планов и траекторий — надеюсь, мы вскоре сможем использовать их в работе школы.
Ираида Полбенникова, директор лицея № 3, Чебоксары
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» разрешил сетевое обучение и создание сетевых программ. Мы несколько раз встречались с представителями ВШЭ и договорились, что такая сетевая программа будет реализована в трех пространствах — на базе школ, которые войдут в предуниверсарий, в самой Вышке, в региональных или даже межрегиональных сетях. Важный элемент программы — возможность выбора курсов и онлайн-обучение: школы привыкли держать детей «в коротких штанишках» до выпуска, а мы хотим создать такие условия, в которых наши старшеклассники смогут проявить самостоятельность.
Олег Баландин, директор старшей школы гимназии «Универс», Красноярск
У нас в школе есть проект «15+», который очень созвучен идеям предуниверсария, которые здесь обсуждались. Суть его в том, что для нескольких притязательных ребят, у которых есть возможность и желание учиться по индивидуальному плану, мы проводим серию консультаций, после чего они свои планы защищают перед комиссией и начинают по ним учиться. Этот проект реализуется непросто, нам не хватает нормативной базы. Предуниверсарий ВШЭ даст этому проекту второе дыхание.
Был период, когда в нашей гимназии разворачивалась программа Международного бакалавриата (IB) — сети школ в разных странах, где дети учатся по сетевым программам на основе общих принципов. Но в силу разных обстоятельств нам пришлось от нее отказаться. Предуниверсарий ВШЭ — это отечественный аналог прикладного бакалавриата.
Лозинг Вячеслав Рудольфович
Руководитель Дирекции общего образования
Вам также может быть интересно:
Проект НИУ ВШЭ, группы ВЭБ.РФ и правительства Якутии позволил улучшить образовательные результаты школьников более чем на 10%
Результаты первого в России проекта социального воздействия признали успешными, опыт его реализации можно использовать в других удаленных регионах России. Целью проекта стало повышение образовательных результатов учащихся школ Хангаласского улуса Республики Саха (Якутия).
Вышка подготовила учителей математики, с которыми детям будет интересно
Состоялся первый выпуск магистерской программы «Совместная магистратура ВШЭ и ЦПМ». Эта программа готовит высококвалифицированных учителей математики, интегрируя высокий научный потенциал факультета математики НИУ ВШЭ и практический опыт работы Центра педагогического мастерства в области школьного образования.
Участники НеКонференции спроектировали школу, не похожую на самолет
27 июня в Хорошевской школе состоялась НеКонференция. Так назвали многоуровневую дискуссионную площадку: исследователи сферы образования, педагоги, управленцы и даже ученики генерировали идеи для школы будущего. Организатором и разработчиком программы НеКонференции стал Институт образования Вышки.
Новые частные школы России: «печки» разные, «кирпичики» схожие
На очередном семинаре «Актуальные исследования и разработки в области образования» Института образования НИУ ВШЭ руководители самых известных в России негосударственных школ рассказали, какими умениями и навыками будут обладать их выпускники через десять лет.
НИУ ВШЭ поможет московским школам в создании IT-классов
Университет разработает для школьников учебные модули по ведению IT-бизнеса и обучит педагогов IT-классов. Кроме того, на базе НИУ ВШЭ совместно с ведущими IT-компаниями планируется создать центр сертификации выпускников таких классов.
Влияние исследований качества образования на политику не стоит переоценивать
На семинаре, прошедшем в НИУ ВШЭ в рамках Дней Международной академии образования в Москве, профессор Университета штата Аризона Густаво Э. Фишман сравнил международные сравнительные исследования качества образования с лошадиными скачками и заявил, что они не столь значительно влияют на образовательную политику, как принято считать.
Борьба с неуспеваемостью. Как предупредить неудачи в школе
У детей из семей с низким уровнем образования и доходов выше риски плохой учебы. Но школа может их снизить. Как именно, рассказали с опорой на международный опыт эксперты Центра социально-экономического развития школы Института образования НИУ ВШЭ.
Кружок качества. Как внеклассные занятия влияют на успехи школьников
Подростки, которые ходят в студии и секции, чувствуют себя увереннее и лучше учатся в школе. Больше всего успеваемость связана с курсами иностранных языков, выяснила социолог Ксения Тенишева. Доклад об этом представлен в программе ХХ Апрельской Международной научной конференции в Высшей школе экономики.
Институт образования будет сотрудничать с глобальной школьной лабораторией
Институт образования НИУ ВШЭ заключил договор о сотрудничестве с онлайн-платформой ГлобалЛаб — сообществом учителей и учеников, выполняющих совместные исследовательские проекты в Интернете.
Дизайнерам и педагогам предстоит найти общий язык
В правильно организованном пространстве школы дети не только комфортно себя чувствуют, но и лучше учатся. О том, как этого добиться, шла речь на исследовательском семинаре «Дизайн образовательных пространств школы», который Центр развития лидерства в образовании Института образования НИУ ВШЭ провел 12–13 июля.
Ираида Полбенникова
директор лицея № 3, Чебоксары