«Противодействие модернизации будет велико»
Институт проблем правового регулирования ГУ-ВШЭ стал победителем конкурса, проводимого Рособразованием в рамках Федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009–2013 годы. Комментирует директор института Анна Гутникова.
Речь идет о выполнении работ по проекту «Правовое обеспечение развития системы подготовки научных кадров высшей квалификации в условиях модернизации системы образования».
— Анна Сергеевна, прежде всего, пожалуйста, несколько слов об Институте проблем правового регулирования ВШЭ. Он создан в Высшей школе экономики относительно недавно, в сентябре 2009 года. Каковы основные направления его деятельности?
— Наш институт занимается разного рода проблемами, возникающими как в сфере правотворчества, так и в сфере правоприменения. Соответственно, ориентируемся мы и на законотворческую деятельность, экспертизу законодательных и нормативных актов, и на прикладные исследования, которые мы проводим по заказу наших клиентов. В то же время одна из наших приоритетных задач — обеспечение нужд Высшей школы экономики. В университете уже давно существуют структуры, так или иначе связанные с правовой сферой, и Институт планирует кооперировать с ними свою деятельность. В частности, мы рассчитываем проводить совместные конференции и семинары с факультетом права, а также надеемся сотрудничать с Институтом правовых исследований, который возглавляет профессор Юрий Тихомиров.
— В чем заключается суть проекта, право на реализацию которого выиграл институт, и чем он для вас интересен?
— Дело в том, что эта тема затрагивает практически все российские вузы и научно-исследовательские учреждения, ведь фактически речь идет о реформировании институтов аспирантуры и докторантуры. Существующие сейчас подходы к подготовке специалистов высшей квалификации устарели и не могут обеспечить потребности российской экономики. Нам предстоит определить, где таких специалистов будут готовить, кто это будет делать и как их будут учить. Напрямую с этим связаны вопросы аттестации научных кадров, и эта тема составила отдельный лот конкурса, проводившегося Рособразованием. Поэтому наш институт будет работать в тесном взаимодействии с Финансовой академией при Правительстве РФ, которая займется именно аттестационными проблемами.
— Кто конкурировал с институтом в борьбе за этот проект?
— Мы изначально полагали, что Высшая школа экономики располагает достаточным числом профессионалов, способных работать над этой проблемой. Вместе с тем мы были удивлены, когда выяснилось, что нашими соперниками по конкурсу будут только региональные вузы. Ведущие московские юридические вузы предпочли подать заявки на смежный конкурс, но мы договорились, что будем привлекать их специалистов для работы над нашим проектом.
— Каковы сроки и условия реализации проекта?
— Первый этап должен быть завершен 30 мая — к этому времени мы должны будем выработать определенные критерии и индикаторы оценки эффективности подготовки научных кадров. До декабря будет продолжаться процесс исследования правового материала. В целом работа должна быть завершена в середине 2011 года, но объем требований, предъявляемых заказчиком к проекту, не ограничивается лишь правовыми аспектами. Предполагается проведение большого числа социологических исследований, в том числе опросов студентов и работодателей, с тем, чтобы подготовленные нами правовые акты реально отражали нужды экономики в научных кадрах. Но они также должны соответствовать международным стандартам — требования Болонского процесса должны быть учтены в полном объеме.
— В каком виде будут закреплены результаты вашей работы?
— Это будут поправки в Закон «Об образовании» и Закон «О науке и государственной научно-технической политике». Также мы планируем точечно поправить постановление Правительства о подготовке научных кадров. Но никакого отдельного закона мы разрабатывать не будем.
— Когда начнутся работы по реализации проекта?
— Работа уже началась и проходит довольно интенсивно.
— Где находятся основные «болевые точки»? Какие аспекты системы аттестации научных кадров прежде всего нуждаются в реформировании?
— Во-первых, это проблема соотношения бюджетной и внебюджетной аспирантуры. Во-вторых, это вопрос о том, в каких вузах по каким специальностям может открываться аспирантура. Ни для кого не секрет, что сейчас условный институт мясомолочной промышленности может готовить экономистов, финансистов, юристов и прочие кадры, имеющие к его профилю весьма косвенное отношение. Причем защит по этим специальностям в таких вузах ничуть не меньше, чем в профильных. Насколько высоко качество такой экономической или правовой подготовки, понять нетрудно. Речь не идет о том, чтобы закрывать недавно созданные непрофильные факультеты, но готовить полноценные научные кадры высшей квалификации там по объективным причинам невозможно.
— Какие меры могут быть применены для решения этой проблемы?
— Мы планируем установить определенные формальные требования к профессорско-преподавательскому составу по специальности, аспирантура по которой существует в вузе. А более общим решением является привязывание аспирантуры к профилю вуза — аспирантура должна открываться по тому профилю, в котором у вуза, у его преподавателей есть существенные научные достижения.
— Но все ли вузы готовы пойти на такие изменения? Не столкнется ли ваша команда с противодействием с их стороны?
— Конечно, оно будет велико, и мы это учитываем в своей работе. Например, мы уже посмотрели определенную статистику по защитам кандидатских и докторских диссертаций, и как вы думаете, где проходит наибольшее число защит по праву? В Кубанском аграрном университете. Причем это касается диссертаций и кандидатских, и докторских. При всем уважении к этому университету ситуация выглядит странно. Мы готовы к тому, что вузы, в которых защита «непрофильных» диссертаций поставлена на поток, будут активно сопротивляться нововведениям, а их эксперты будут давать отрицательные заключения на наши предложения. Но мы все-таки рассчитываем, что здравый смысл возобладает и что ответственная научная общественность будет едина в своем стремлении сохранить высокую квалификацию научных кадров.
— Вы сказали о необходимости учитывать требования Болонского процесса. Будете ли вы использоваться опыт других стран в этой области?
— Мы будем работать с базами ведущих мировых университетов, где подробно описывается процесс подготовки научных кадров высшей квалификации и присвоения им степеней. Кстати, в отличие от баз российских вузов, они находятся в открытом доступе. Вообще мы собираем и анализируем обширные данные о зарубежной практике в этой сфере — без этого качественно выполнить работу не получится.
— Будет ли институт привлекать к работе над проектом другие структурные подразделения Вышки?
— Безусловно, мы подключим к проекту Институт статистических исследований и экономики знаний, возглавляемый первым проректором ВШЭ Леонидом Гохбергом. Также совместно с факультетом права планируется создать проектно-учебную лабораторию, в рамках которой будет вестись разработка нормативно-правовых актов. Предварительная договоренность об этом с деканом факультета Евгением Салыгиным уже достигнута. Я думаю, что для студентов старших курсов, которые сами планируют поступать в аспирантуру, работа в этой лаборатории будет особенно интересной и полезной.
Олег Серегин, Новостная служба портала ГУ-ВШЭ
Вам также может быть интересно:
Аспирантам важна поддержка не только научного руководителя, но и других сотрудников подразделения
Для успешной защиты кандидатских диссертаций важна не только индивидуальная поддержка научного руководителя и близких, но и системная помощь со стороны структуры в университете, где аспирант пишет диссертацию. Однако существуют разные варианты такой поддержки, и каждый из них по-разному сказывается на уверенности аспиранта в успешной защите диссертации. К такому выводу пришли ученые НИУ ВШЭ. Результаты исследования опубликованы в журнале Higher Education Quarterly.
На семинаре в Институте образования Вышки обсудили проблемы российской аспирантуры
28 января на традиционном «вторничном» семинаре Института образования ВШЭ обсуждались перспективы российской аспирантуры. Тема особенно актуальна в связи с внесенным в Госдуму законопроектом, согласно которому обязательным результатом обучения должна быть не выпускная квалификационная работа, как сейчас, а полноценная диссертация.
Выпускники 13 аспирантских школ Вышки получили дипломы
Из 300 аспирантов только 126 подошли к финальному этапу — защите научной диссертации. Поздравить выпускников пришел проректор ВШЭ Вячеслав Башев. По его словам, такой отсев говорит о серьезности намерений получивших дипломы: «Многие из вас работают, но продолжают интеллектуально вкладываться в себя».
«Тема тебя не отпускает, если ты чувствуешь себя новатором»
До 14 сентября продолжается прием в аспирантские школы НИУ ВШЭ. О том, как устроено обучение в аспирантуре, своих полевых исследованиях и практическом применении научных результатов рассказывают действующие аспиранты Вышки. Их темы исследований — трудные подростки, профессиональная идентичность врачей и передача убеждений между людьми.
Сетевая аспирантура
Как сделать российскую аспирантуру эффективнее? Одна из возможных новаций — сетевая аспирантура: аспирант, специализирующийся в конкретной научной области, слушает лекции ведущих ученых в этой сфере в разных вузах и научных организациях. Такой опыт в России уже есть — Национальная сеть аспирантур по биотехнологиям в нейронауках.
«Выйти на новый уровень квалификации»
На факультете права Нижегородского кампуса ВШЭ состоялся первый выпуск студентов магистерской программы «Правовое обеспечение и защита бизнеса».
Философия и этика: перспективные точки пересечения
9 февраля в Высшей школе экономики прошла встреча ректора ВШЭ Ярослава Кузьминова и председателя отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополита Волоколамского Илариона, на которой было подписано соглашение о сотрудничестве между университетом и Общецерковной аспирантурой и докторантурой имени святых Кирилла и Мефодия.
Стратегические решения
28 января прошло первое в новом году заседание Ученого совета Высшей школы экономики. В центре дискуссии оказалось будущее университетской аспирантуры и участие Вышки в корректировке «Стратегии 2020».
Междисциплинарный семинар аспирантов
28 сентября в ГУ-ВШЭ прошел семинар группы высокого профессионального потенциала (так называемого кадрового резерва) Высшей школы экономики «Разработка концепции форм привлечения аспирантов к научной деятельности и повышения научного уровня диссертационной работы».
«Три года посвящены лишь подготовке диссертации»
13 сентября в Высшей школе экономики прошла встреча студентов и преподавателей с аспирантом Университета Миннесоты, выпускником ГУ-ВШЭ Константином Голяевым, он рассказал об особенностях обучения в аспирантуре американских университетов.