• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Трудовое право в «Сказке о попе и работнике его Балде»: как учатся лицеисты направления «Юриспруденция»

Занятия с практикующими юристами, изучение социологии, политологии и даже криминалистики — все это ожидает лицеиста, поступившего на «Юриспруденцию». Продолжаем серию наших рассказов о направлениях подготовки Лицея ВШЭ.

Учеба и не только

Основные предметы на юридическом направлении в лицее — это право, обществознание, история и иностранный язык, именно на них выделено больше всего часов в учебной программе. В процессе обучения лицеисты подробно изучают основы теории государства и права, знакомятся с историей политических и правовых учений, основами гражданского, уголовного, семейного, финансового и трудового права, а также рассматривают политические, экономические, философские и культурологические аспекты общества.

Кроме уроков, на юридическом направлении много мероприятий, так или иначе связанных с областью права. Например, в апреле на базе факультета права ВШЭ состоится правовая конференция для молодежи, в которой примут участие и лицеисты. А в будущем у ребят запланирован поход в театр с дальнейшим обсуждением спектакля. Важное условие — сюжет постановки должен касаться выбранной ими профессии, как, например, в спектакле «12 разгневанных мужчин» Нового драматического театра.

Факультетский день

Еженедельный факультетский день лицеисты направления «Юриспруденция» проводят на факультете права ВШЭ. Поскольку необходимо было добиться того, чтобы программы факультета и лицея не дублировали друг друга, их разделили так: публичные отрасли права (уголовное, административное, конституционное), а также теория государства и права преподаются в лицее, а частное право (гражданское, семейное, корпоративное) читается на факультете.

В первом полугодии 10 класса проходит так называемая «карусель» — каждая кафедра факультета презентует свою специализацию, а ребята таким образом знакомятся с юридической профессией в целом. Во втором полугодии все лицеисты начинают изучать «Основы частного права», а также выбирают один из четырех курсов: «Основы осуществления правосудия в России», «Экономическое уголовное право», «История правовых институтов» и «Основы международного права».

В этом году занятия на факультетском дне вели как преподаватели факультета права ВШЭ, так и студенты магистратуры, которые постарались найти творческий подход к изучаемым дисциплинам и предложили поговорить об аспектах трудового права на примере «Сказки о попе и работнике его Балде» Пушкина.

Преподавательский состав

Профильные дисциплины и в лицее, и на факультетском дне преподают доценты и профессора факультета права ВШЭ, известные и практикующие юристы: Евгений Салыгин, Михаил Краснов, Сергей Пашин, Геннадий Есаков, Анатолий Ковлер и члены Ассоциации юристов России.

С февраля для десятиклассников по их просьбе был организован факультатив по праву, который ведет Юрий Куликов, практикующий юрист, сотрудник британской компании Ernst & Young (входит в «большую четверку» аудиторских компаний мира).

От теории к практике

Теоретические знания, полученные на уроках, иллюстрируются примерами из реальной жизни. Это возможно благодаря преподавателям — практикующим юристам, которые, рассказывая о случаях из собственного профессионального опыта, могут лучше объяснить ту или иную тему.

«Я предложила ребятам обсуждать новостные сводки, — говорит руководитель направления Мария Редчиц. — Мы будем разбирать животрепещущие правовые новости, громкие процессы, приговоры, законопроекты и принятые новые законы».

Недавно по поручению факультета права ВШЭ было решено организовать практические занятия для лицеистов. Планируется, что в будущем ребята смогут посещать судебные заседания и отделы внутренних дел, где получат представление о профессии.


Екатерина Соколова, 10 класс

Я изначально хотела идти на «Юриспруденцию». Мне всегда нравились история, право, и я поняла, что меня очень привлекает перспектива стать юристом, научиться защищать кого-то и просто знать свои собственные права. За два года до поступления в лицей я уже пыталась найти школу именно с юридическим уклоном, но таких школ в Москве на самом деле крайне мало.

В первом полугодии у нас была возможность познакомиться со всеми отраслями права. Мы изучали трудовое право, гражданское право, криминалистику, могли понять, что нам ближе, а после этого нужно было выбрать, в каком направлении мы хотим двигаться дальше. Я выбрала международные отношения.

Лицей Вышки — предуниверсарий, поэтому мы сразу окунаемся в университетскую среду и сами можем выбрать то, что хотим изучать. Учиться, конечно, тяжелее, чем в обычных школах, из-за огромного количества информации и специфических предметов, например политологии и социологии. Один из самых основных плюсов на нашем направлении — это факультетский день, во время которого можно пообщаться со студентами Вышки. Это очень помогает понять, как будешь учиться на первом курсе. К тому же занятия во время нашего факультетского дня проводит декан факультета права Евгений Салыгин.


Камила Сантана, 11 класс

Я пришла в лицей потому, что мне хотелось чего-то нового (а еще учиться в центре — это здорово). Я понимала, куда я поступаю, что это серьезное заведение, и требования здесь будут совсем другие. Наверное, главное отличие лицея Вышки от всех школ заключается в общении с преподавателями. Здесь преподаватель — это твой наставник, с которым ты можешь в свободное от уроков время обсудить что-нибудь даже не обязательно касающееся учебы. И это всегда приветствуется.

В лицее все очень творческие, чем-то увлекаются. У меня до этого не было такого большого круга общения, а сейчас я узнала очень много ребят, с которыми мы участвовали в разных мероприятиях и занимались благотворительностью.

Мне нравится учиться, но я понимаю, что я такой человек, который не сможет стать хорошим юристом или адвокатом, у меня нет нужной усидчивости и логики. У нас в лицее есть курс теории познания, он мне сразу понравился, и я решила, что философия — это то, что мне действительно нужно и интересно. Сейчас мне очень хотелось бы поступить на «Философию» в Вышку, другие вузы я даже не рассматриваю, потому что после лицея уже чувствуешь себя частью одной большой вышкинской семьи.


Олег Подчуфаров, 10 класс

Сначала я не рассматривал юриспруденцию как профессию, которой буду заниматься всю свою жизнь. Просто так сложилось, что любимыми школьными предметами у меня были история, обществознание и английский язык. В лицее я выбирал между юридическим, гуманитарным и социально-экономическим направлениями, в итоге поступил на «Юриспруденцию» и очень этому рад.

В лицее много отличий от обычной школы, которые заключаются в объеме и сложности работ, а еще в том, что уроки измеряются парами, а во время занятий можно выходить из здания. Мне все нравится, потому что я получаю именно ту информацию, которую хотел. Здесь достаточно сильная профильная история, высокий уровень английского.

Будущим лицеистам я пожелал бы не бояться. Пусть их не пугают вступительные экзамены, количество этапов, объем работ и сложность обучения, потому что результат того стоит.


Эрик Гешаев, 11 класс

В отличие от большинства своих одноклассников и знакомых, я поступил в лицей в 11 класс, перевелся из своей школы. После 9 класса мне не хватило нескольких баллов, но мой хороший друг, который учится в лицее, рассказал, что можно попробовать перевестись позже. Почему лицей? Потому что это одна из лучших школ Москвы.

Я нашел одно фундаментальное отличие лицея от остальных школ. Если в моей прошлой школе учителя и ученики относились к школе как к месту работы, то здесь и администрация, и преподаватели, и сами лицеисты считают это место вторым домом, и это очень сильно чувствуется. А еще мне нравится, что преподаватель никогда не считает себя выше ученика просто потому, что он взрослее, и поэтому с ним всегда можно вести дискуссию.

Вообще изначально я собирался сдавать математику, физику и информатику. Но потом резко поменял свои предпочтения и поступил на юридическое направление, о чем вообще не жалею. На самом деле я продолжаю увлекаться информатикой и сейчас, но для себя уже принял решение, что пойду на юрфак или на международные отношения.


Ирина Щепетильникова, 11 класс

Я всегда очень трепетно относилась к Высшей школе экономики, планировала поступать туда, но не знала, на какое направление. В 9 классе мы с мамой приехали на общефакультетский день открытых дверей, увидели стенд лицея, и Наталья Вениаминовна Любомирская, которая на тот момент была директором, посоветовала мне попробовать поступить.

Так получилось, что в 10 классе я влюбилась в обществознание, хотя в моей прошлой школе нам преподавали его по занудному учебнику, у меня всегда были четверки или тройки, и я его терпеть не могла. На юридическом направлении мы в большом объеме учим историю, обществознание, а наши преподаватели — это люди, которые имеют представление о том, как все это работает на практике. Благодаря всем полученным знаниям, у меня получилось пройти на Всерос по обществознанию. Я понимаю, что мне повезло намного больше, чем тем ребятам, которым несколько месяцев запихивали в голову однотипные концепции, а они никак не могли их применить.

С нашего факультетского дня мне особенно запомнились две лекции. Первая — с профессором Пашиным, который рассказывал совершенно шикарные истории из практики, и это было действительно интересно. А еще у нас была лекция по криминалистике, на которой было тело. Муляж. После этой пары все сразу захотели стать криминалистами.

Читайте о других направлениях в лицее:

Второй иностранный язык, лекции «Арзамаса» и совместные проекты: как учатся лицеисты-гуманитарии

Ламповая атмосфера, или как учатся лицеисты с направления «Дизайн»

Первопроходцы: как учатся психологии в Лицее НИУ ВШЭ

Вам также может быть интересно:

«Наука с тысячью лиц»: Лицей ВШЭ проводит III открытую конференцию

Конференция на тему «Вызовы времени: от изобретения колеса до искусственного интеллекта» состоится 22–23 марта 2024. К участию приглашаются школьники, студенты, учителя и преподаватели вузов. Среди своих главных задач организаторы форума называют формирование интереса к исследованиям, сотрудничество на разных уровнях владения исследуемого материала, профессиональное общение на разных уровнях владения научными знаниями. Подать заявку можно до 15 февраля.

«Площадка для коммуникации и пополнения банка идей»: состоялся форум «Стань выше с Вышкой!»

В конце октября в Москве прошел образовательный форум «Стань выше с Вышкой!», основными целями которого стали обмен лучшими образовательными практиками и развитие сотрудничества между университетом и общеобразовательными организациями. В нем приняли участие школьные педагоги и администраторы из 76 регионов, в том числе новоприсоединенных территорий РФ, и 16 зарубежных стран. На форум зарегистрировалось более 3,5 тыс. человек. Но к мероприятиям подключилось гораздо больше заинтересованных коллег — только пленарную дискуссию посмотрели онлайн больше 15 тыс. человек.

«31.5 августа»: как прошло учебно-неучебное 1 сентября в Лицее ВШЭ

В День знаний в Лицее ВШЭ традиционная НЕлинейка состоялась на трех площадках сразу: в Культурном центре Вышки и в двух зданиях Лицея — на Большом Харитоньевском и Солянке. Участие принимали более 2000 учащихся всех классов и направлений, а родители могли подключиться к онлайн-трансляции. Тонкой нитью в сценариях прослеживалась сюжетная линия сказки «Мэри Поппинс».

От «Площади Объединения» до станции «Студенческая»: Лицей НИУ ВШЭ отмечает юбилей

Вышкинскому лицею исполнилось 10 лет. Юбилей собрал под крышей Центра культур Высшей школы экономики разные выпуски лицеистов. Конкурсы, викторины, насыщенная концертная программа в формате путешествия по специальной ветке метро, угощение и встреча одноклассников создавали неповторимую атмосферу домашнего праздника. Поздравить лицеистов пришли ректор НИУ ВШЭ Никита Анисимов, президент Вышки Александр Шохин, первый директор лицея Наталья Любомирская и нынешний руководитель лицея Дмитрий Фишбейн.

«Наша школа — место проб собственных решений, нового уровня сложности и коммуникации»

1 февраля стартует прием в Лицей НИУ ВШЭ. Впервые состоится набор в 8-й класс, причем по тем же специализациям, что и в 9-й класс, — «Универсальная» и «Математика и физика». При поступлении в 10-й класс можно выбирать из десяти направлений — от «Востоковедения» до «Юриспруденции».

Проект НИУ ВШЭ, группы ВЭБ.РФ и правительства Якутии позволил улучшить образовательные результаты школьников более чем на 10%

Результаты первого в России проекта социального воздействия признали успешными, опыт его реализации можно использовать в других удаленных регионах России. Целью проекта стало повышение образовательных результатов учащихся школ Хангаласского улуса Республики Саха (Якутия).

«Мы готовы всесторонне поддержать каждого нашего студента»

В День знаний ректор Высшей школы экономики Никита Анисимов встретился со студентами, зачисленными в университет в рамках специальной квоты, и первокурсниками из ЛНР, ДНР и Украины. Суммарно таких абитуриентов зачислено в ВШЭ более ста.

Лицей НИУ ВШЭ организует новую научную конференцию

21-22 апреля Лицей Вышки проведет первую конференцию «Наука с тысячью лиц». В этом году ее тема — «От Юстиниановой чумы до “омикрона” — пандемии и их роль в жизни общества». Целью нового форума станет создание единого пространства коммуникации, в котором и школьники, и преподаватели, и профессиональные исследователи могли бы делиться своими идеями.

«В университете мы готовимся к будущему и учимся создавать будущее»

В День знаний ректор ВШЭ Никита Анисимов открыл новый учебный год в Лицее ВШЭ и провел встречу со старшеклассниками в московской школе № 2086. Он рассказал о новых возможностях, которые открываются перед современными молодыми людьми, об университетском образовании и академической карьере.

Лицей НИУ ВШЭ занял первое место в олимпиадном навигаторе по двум профилям

Опубликован олимпиадный навигатор по школам Москвы-2021: Лицей занял первое место по социально-экономическому и социально-гуманитарному профилю и высокие позиции по ряду других направлений.