«Наши выпускники будут подготовлены к нескольким перспективным карьерным направлениям»
В 2021 году проводит свой первый набор магистерская программа «Магистр аналитики бизнеса» факультета экономических наук. Она будет полностью реализована в онлайн-формате: студенты будут учиться на английском языке на платформе Coursera. О других особенностях программы, о том, какие какие компетенции будут сформированы у ее выпускников и что такое «стейкхолдерский капитализм», почему он важен для будущего финансиста, новостной службе портала рассказала Ирина Ивашковская — ординарный профессор НИУ ВШЭ, руководитель Школы финансов и академический руководитель новой МП.
О целях программы
Магистр аналитики бизнеса — магистерская онлайн-программа, которая вписана в мейнстрим взглядов бизнеса на задачи и способы разворота бизнес-моделей в область достижения целей ООН по устойчивому развитию; вызовов, которые сам бизнес на мировых экономических форумах и дискуссионных площадках высокого уровня сформулировал как стейкхолдерский капитализм. Так называют свод радикально новых концепций, во-первых, потому, что они требуют новых пластов данных, с акцентом на нефинансовые ресурсы компаний, которые зависят от нефинансовых стейкхолдеров (человеческий, клиентский, структурный, цифровой капиталы, природный капиталы). Во-вторых, новых аналитических разработок по включению нефинансовых капиталов в оценку и проектирование будущих финансовых результатов. Поэтому перед финансовым образованием теперь стоят задачи опережающей подготовки к новым профессиональным трекам. Именно поэтому мы и разработали новую концепцию магистерской подготовки и реализовали ее в программе «Магистр аналитики бизнеса».
Об особенностях программы
Отличие программы в оригинальности ее содержания. Мы сконцентрировали ее вокруг новых профессиональных треков ближайшего будущего и ввели две специализации: «Аналитика бизнес — решений на основе стоимости» и «Стратегическая отчетность бизнеса». Кроме того, программа имеет глобальную ориентацию. Мы создали в ней новый формат работы со студентами — Виртуальные проектные лаборатории, на роль ведущих пригласили международных специалистов из Европы и Азии. В рамках прямого диалога они не просто суммируют опыт решения целого ряда задач новой бизнес-аналитики, но и сформулируют новые. Ведь мы сейчас как раз находимся на своего рода точке перелома в знаниях в этом поле, в профессиональных навыках, за которыми будущее. Поэтому зарубежные коллеги из нашей сети профессиональных коммуникаций поделятся разнообразными взглядами на эти вызревающие тренды. Кроме того, мы ввели проектные семинары, в которых участвуют бизнес-эксперты из этих вырастающих на наших глазах новых треков в финансовых профессиях. Эти семинары становятся инструментами для организации творческой работы малых команд студентов над проектными темами внутри специализаций. Современный мир диктует нам новые форматы реализации образования. В условиях неопределенности и многозадачности, онлайн-образование приобретает все большее значение благодаря гибкому формату «учись из любой точки и с гибким графиком» и отработанному набору цифровых инструментов организации образовательного процесса, который реализуется нашими партнерами в Coursera.
Программа реализуется в сотрудничестве с профессиональными организациями АССА, AICPA-CIMA и IMA. На программе «Магистр аналитики бизнеса» предусмотрено 40 платных мест для абитуриентов из России, а также 7 — для иностранных граждан. Для поступления необходимо отправить приемной комиссии портфолио, а гражданам России также сдать экзамен по английскому языку либо предоставить сертификаты IELTS, TOEFL, CAE и др. Более подробную информацию о траектории поступления можно найти здесь.
О знаниях, навыках и компетенциях студентов
Наши выпускники получат диплом магистра финансов с концентраций в аналитике бизнеса. И поэтому в плане есть обязательные для финансистов дисциплины (Finance Theory, Macroeconomics, Econometrics, Financial Markets and Instruments, Corporate Finance, International Financial Reporting и.т.д.) и дисциплины под специфику программу (Valuation and Value Based Management, Public Non-Financial reporting и т.д.). Студента ожидают 11 курсов по выбору, из которых надо взять 5-6, отвечающих специализации.
Мы особое внимание уделили проектно-ориентированной модели обучения и последовательно ее выстроили для каждой специализации. Первый этап — прикладные исследовательские семинары, начиная с методологического, обобщающего методы, и кроме того семинары наставников-экспертов. Второй этап — в каждой специализации Виртуальные лаборатории с международными экспертами, где дается современное состояние проблем, практических решений. Третий — проектные семинары, в которых и работают малые команды над реальными бизнес-темами по профилю специализации под руководством бизнес-экспертов. За время обучения студент должен выполнить два проекта в малых командах.
Подчеркну, что наши студенты получают: прямой контакт с международными экспертами в Virtual Labs, с отраслевыми экспертами в рамках проектных семинаров, в том числе из глобальных консалтинговых фирм, а также доступ к профессиональной сети Школы финансов.
Программа сконцентрирована вокруг задачи формирования новых компетенций для интегрированного мышления в анализе и принятии решений, соединяющего измерения и оценки финансовых форм капитала (заемный и собственный) и нефинансовых капиталов. Сегодня такая интеграция становится просто жестким требованием к компетенциям тех, кто ставит задачу войти в топ-менеджмент или в советы директоров компаний, банков, консалтинговых фирм. Невозможно более стать успешным в бизнесе и расти профессионально, не ориентируясь на интеграцию финансового и множественных форм нефинансовых капиталов, а следовательно, на интересы и выгоды не только инвесторов и собственников, но и нефинансовых стейкхолдеров.
Мы развиваем передовые компетенции в области преобразования нефинансовой информации в прогнозируемые финансовые результаты
Кроме того, мы обеспечиваем практическую основу для выявления и оценки относительной эффективности нефинансовых капиталов и их вклада в создание устойчивого роста стоимости компании в долгосрочной перспективе.
О задачах будущего специалиста — аналитика бизнеса
Магистерская программа нацелена на новые группы компетенций в областях, которые, на первый взгляд, относятся к традиционным профессиональным трекам, как например, финансовый менеджмент, учет и отчетность. Но мы в них выделили новые линии подготовки для новых ролей, адекватные новым международным практикам. Наши выпускники будут подготовлены к нескольким перспективным карьерным направлениям.
Так, в области финансового управления центральная задача — владение методологией анализа, интегрирующего финансовый и нефинансовые капиталы и нацеленного на прирост стоимости бизнеса с учетом интересов разных групп стейкхолдеров в рамках долгосрочного горизонта. Вершина такой карьеры в ближайшем будущем — директор по управлению стоимостью в интересах всех стейкхолдеров, или chief value officer (CVO), который придет на смену финансовому директору (chief finance officer, CFO). Такой тренд в профессии требует и нового подхода к бюджетированию, моделированию для достижения устойчивости стоимости компании в долгосрочной перспективе.
Современным компаниям требуется интегрированный подход к финансовому управлению, в которое теперь необходимо включать технологии оценки и показатели, которые прежде считались практически не измеряемыми
Формируется новая позиция — директор по ESG — обеспечивающий новое качество управления разными капиталами компании для достижения конкретных целевых показателей в области окружающей среды, социального развития и роли советов директоров. Инновации появляются и в риск-менеджменте: формируются концепции и инструменты интегрированного риск-менеджмента с учетом факторов риска, скрытых в нефинансовых капиталах и их моделирования.
Вторая группа изменений в профессиональных треках связана с учетом и отчетностью. Стремительно развиваются разные формы нефинансовой отчетности. И дело не просто в том, что нужно внести дополнительные разделы в отчетность компаний, а в новом их качестве. Она должна стать цельной, в ней должны быть интегрированы нефинансовые капиталы, их риски и их влияние на финансовые результаты как текущие, так и будущие. Третье направление изменений в профессии финансиста — инновации в риск-менеджменте. Формируются концепции и инструменты интегрированного риск-менеджмента с учетом факторов риска нефинансовых капиталов и их моделирования, риск-ориентированное планирование.
Четвертое инновационное направление — это compliance, превращение его из статичной функции фиксации правильных и неправильных практик в функцию максимизации стоимости и для инвесторов, и для других стейкходеров средствами лучших практик этичного ведения бизнеса и практик, соответствующих ESG (environmental, social, governance) критериям. Compliance должен быть сфокусирован не просто на риски компании, а на долгосрочный рост стоимости бизнеса, и он все более соединяется с финансовыми знаниями и навыками. И это новый мейнстрим в данной группе профессий.
Если обобщить, новые финансы требуют внедрения интегрированного мышления, соединяющего много форм капиталов в принятии решении и интересы разных типов стейкхолдеров, и поэтому новые финансы создают для интегрированного мышления аналитический аппарат. Новая бизнес-аналитика, следовательно, имеет дело с новыми типами данных и решает более масштабные и, если хотите, явно амбициозные задачи для разных компаний. Наши выпускники смогут претендовать на новые актуальные позиции в компаниях и решать все эти задачи.