Цифровых навыков, которыми владеет большинство студентов, недостаточно для профессиональной деятельности
Эксперты Лаборатории исследований рынка труда НИУ ВШЭ проанализировали масштабы распространения среди студентов российских вузов востребованных навыков — цифровых компетенций и знания иностранного языка. В основу исследования легли данные проекта «Мониторинг экономики образования», в рамках которого были опрошены 19 тысяч учащихся.
Развитие цифровых навыков среди студентов (умение работать с программным обеспечением и цифровой информацией) является необходимым условием для ответа на технологические вызовы, которые стоят перед российской экономикой. Вместе с тем английский остается основным языком международной научной и технологической коммуникации, а многие скриптовые языки программирования и цифровые сервисы отсылают к англоязычным терминам и словам. Обе группы навыков востребованы на рынке труда и должны затрагивать всех студентов в высшем образовании.
Исследователи ставили своей целью выяснить, насколько эффективно вузы справляются с развитием навыков студентов в учебном процессе. Ключевой вывод: качество освоения цифровых и языковых компетенций большинством студентов остается на относительно невысоком уровне. Это говорит об отставании системы образования в ответе на вызовы, стоящие перед российской экономикой. Однако наблюдаются значительные различия в уровне освоенных компетенций в зависимости от категорий вузов. Ведущие вузы (прежде всего национальные исследовательские университеты (НИУ) и участники Программы 5–100) справляются с задачей лучше всего.
Цифровые навыки студентов вузов
Исследование ВШЭ показало, что, хотя в рамках учебного процесса подавляющее число студентов работают с программами и цифровым обеспечением, в основном речь идет о бытовом уровне владения навыками. 99% студентов имеют опыт работы с текстовыми редакторами, программами для создания презентаций и для работы с электронными таблицами. Однако продвинутый уровень пользования данными программами имеют не более трети студентов.
Высокий уровень владения более специфичными цифровыми навыками встречается еще реже. Например, с языками программирования в учебном процессе имели дело 38% студентов разных направлений подготовки, но для большинства (22%) характерен лишь начальный уровень знаний. Среди студентов-инженеров половина (51%) не имеют опыта программирования, а 31% владеют этими навыками только на базовом уровне. Уровень владения компьютерными навыками студентов инженерных направлений подготовки отражает присутствующую местами архаичность и низкие темпы модернизации российского инженерного образования.
Развитие цифровых навыков требует постоянной практики в рамках учебного процесса. Ведущие вузы, в частности НИУ, чаще остальных включают в образовательную программу курсы, предполагающие регулярное использование компьютера. Эта категория вузов лидирует по доле курсов, требующих как регулярного, так и эпизодического использования компьютера.
По итогам исследования эксперты приходят к выводу, что вузы разных категорий существенно различаются по уровню приобретенных студентами навыков — как языковых, так и цифровых. В ведущих вузах (прежде всего НИУ и участниках Программы 5–100) обучение этим навыкам проводится более интенсивно, чем в остальных. Это ведет к большей востребованности выпускников ведущих вузов на российском рынке труда.
Уровень владения иностранными языками у студентов вузов
Анализ показывает, что практически все студенты (94%) имеют хотя бы базовое знание иностранного языка (чаще всего английского). Однако навыки большинства студентов остаются на относительно невысоком уровне, что не позволяет им пользоваться иностранным языком в профессиональной коммуникации. Высокий уровень владения английским языком демонстрируют лишь 7% студентов.
В ходе исследования было установлено, что на языковые навыки студентов большое влияние оказывает образовательный уровень их родителей. Чаще всего высокий уровень владения английским встречается у тех, чьи родители имеют высшее образование. Кроме того, уровень знания английского языка коррелирует с академической успеваемостью в вузе. Так, отличники среди студентов демонстрируют самые высокие показатели языковых навыков.
По результатам исследования, порядка 22% студентов, владеющих английским, знают как минимум еще один иностранный язык. Вторым по популярности после английского оказался немецкий язык: им в той или иной степени владеют 11% студентов. Далее следуют французский (5%) и испанский (2%) языки.
Авторы исследования:
заведующий Лабораторией исследований рынка труда НИУ ВШЭ Сергей Рощин, старший научный сотрудник Лаборатории исследований рынка труда НИУ ВШЭ Павел Травкин, младший научный сотрудник Лаборатории исследований рынка труда НИУ ВШЭ Ксения Рожкова.
Вам также может быть интересно:
Диалог поколений в цифровом интерьере: началась международная научная конференция по форсайту
Гаджеты все сильнее влияют на повседневные практики россиян. Роботы помогают автоматизировать рутинные задачи, а также учатся принимать вполне автономные решения, за которые пока неясно, кому отвечать. С комплексного анализа социальных эффектов усиливающейся цифровизации началась XI Международная научная конференция НИУ ВШЭ «Форсайт и научно-техническая и инновационная политика», которая проходит 15–26 октября 2021 года в онлайн-формате.
Цифровые опоры технологической готовности
Общий уровень технологической готовности (TRI) опрошенных характеризуется как умеренный. С одной стороны, это указывает на отсутствие ярко выраженной технофобии, препятствующей использованию новых решений в быту и на работе. С другой — говорит о наличии сдерживающих факторов даже среди людей, довольно активно пользующихся интернетом. Об этом говорится в исследовании, проведенном ИСИЭЗ НИУ ВШЭ.