• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Датчики, выключатели, крючки: зачем нужны фиджет-объекты на «Постоянной экспозиции»

Датчики, выключатели, крючки: зачем нужны фиджет-объекты на «Постоянной экспозиции»

© Михаил Дмитриев / Высшая школа экономики

В Московском музее современного искусства открылась выставка «Постоянная экспозиция» руководителя направления «Анимация и иллюстрация» Школы дизайна НИУ ВШЭ художника Алексея Рюмина. Выставку, которая проходит в рамках Программы поддержки молодого искусства ММСИ, можно посетить до 15 мая.

Закрытые служебные двери, шахты, выключатели, сигнализации, розетки — чаще всего эти объекты никто и не замечает. Но именно они оказались в центре внимания Алексея Рюмина и стали главными экспонатами его выставки. Художник предлагает гостям попробовать себя в роли смотрителя музея, пройти квест самого обычного дня самого обычного работника — «узника и тюремщика выставочного пространства в одном лице» — и понять, насколько важна каждая деталь, даже трещина на стене. «Посетители увидят много краски, — рассказывает Алексей Рюмин. — И кажется, будто в выставочном зале мало предметов. Все пойдут сразу смотреть последнюю работу, поскольку можно подумать, что, кроме нее, ничего и нет. Но здесь четыре работы, включая входной кураторский текст — так мы договорились с Сережей Бабкиным (сотрудник Московского музея современного искусства, куратор, художественный критик. — Ред.)».

Алексей Рюмин
© Михаил Дмитриев / Высшая школа экономики

По словам автора, выставка получила название «Постоянная экспозиция», так как основными элементами тут выступают датчики пожара безопасности, выключатели, лампы, крючки, то есть разнообразные предметы встроенного оборудования. «Они для меня как фиджет-объекты, с помощью которых можно снять напряжение, когда тревожно», — объяснил художник.

Фиджет-объекты — предметы, которые можно мять и крутить в руках, избавляясь таким образом от эмоционального напряжения (сквишы, поп-иты, симпл-димплы и т.д.).

Посетители также могут увидеть небольшое зацикленное анимационное видео, в котором официантка приходит на работу, но каждый раз вечером ее увольняют и убивают. По замыслу автора ролик усиливает ощущение тревожности и незащищенности. «В видео показан рабочий день официантки, и он плохо заканчивается: ее увольняет и убивает начальник, но это, возможно, ее невроз. Ведь на следующий день она снова выходит на работу, а ее коллега затирает пятно крови, оставшееся с предыдущего дня, — говорит Алексей Рюмин. — В работе над проектом мне помогало значительное количество замечательных людей. Например, Петр Налич озвучил героя видео и уже наверняка забыл об этом, а я ему напомню».

Художественный замысел выставки посетители оценили. «Алексей как художник однозначно реализовался, потому что самое главное — это воздействовать на зрителя, и ему это удалось, — уверена Ангелина Рыженькина, гостья «Постоянной экспозиции». — Идея автора в том, чтобы выйти за рамки привычного восприятия искусства и такого понятия, как музей. При входе на выставку можно увидеть коллаж из текста, который рассказывает о том, каков день работника музея, как скучно он проходит. Поэтому художник убирает экспонаты и заставляет зрителей посмотреть на вещи немного другими глазами, чтобы мы поняли, насколько мы не обращаем внимания на то, что имеем, даже на элементарный стул или электрическую розетку. Мы должны радоваться, что у нас это есть, а не принимать как должное и, наверное, быть благодарными».

Другой зрительнице, Софии Тимченко, выставка поначалу показалась очень странной: «Я пошла сразу на звук в последнюю комнату, где демонстрировалось видео. Везде было пусто. Возник вопрос: неужели это все или где-то есть продолжение? Через несколько минут я поняла, что экспонаты — вокруг меня. Оказывается, их много, просто я не замечала. Это то, на что мы в обыденной жизни не обращаем внимания, а следовало бы. Этого и добивался художник — обратить внимание на то, к чему мы привыкли».

Юлия Баранова
© Михаил Дмитриев / Высшая школа экономики

Продюсер выставки Юлия Баранова говорит, что эта выставка стала их третьей совместной с Алексеем Рюминым работой: «Моя часть во всех трех проектах заключалась в том, чтобы все, что придумал художник, было воплощено именно так, как он себе это представляет. У меня даже есть такая мантра, которую я иногда говорю художнику: все должно быть именно так, как ты придумал, а если нет, то мы сейчас это будем переделывать». На стороне Юлии также чувственная экспертиза работ: когда она видит первоначальную заявку или Алексей делится с ней идеями по тому или иному проекту, то она пытается пересказать ему, что именно она чувствует в процессе обсуждения. «Если говорить про эту выставку, то она получилась для меня очень тревожной, но очень нужной именно сейчас, когда так много внешних волнений, которые невозможно игнорировать, — признается продюсер. — Все время подготовки я думала, что зрители придут и почувствуют иной сорт тревоги, на время попадут в мир художника, а самое главное — окажутся в месте, которое вызовет у них новые чувства. И это получилось. На выставке не так много объектов, но основной объект для меня здесь — это само место, которое совершенно иначе начало работать, как только стены были выкрашены в наш цвет».

Вам также может быть интересно:

Школа дизайна НИУ ВШЭ представила работы на ярмарке Cosmoscow

В конце октября состоялось открытие 12-й Международной ярмарки современного искусства Cosmoscow, в которой приняли участие три выпускницы Школы дизайна НИУ ВШЭ: Анна Знаменская, Лена Власова и Марина Батылина. В экспозиции стенда HSE ART GALLERY были представлены такие виды искусства, как живопись, керамика и графика.

Дайте две: в HSE ART GALLERY стартует новый сезон парных выставок «учителей и учеников» Школы дизайна Вышки

На этот раз главными героями стали руководитель профиля «Современная живопись» и его выпускница — Владимир Потапов и Саша Подгородская. Формат двойных персональных выставок позволяет, во-первых, представить срез созданных за годы учебы наиболее значимых работ молодых авторов, а во-вторых, соотнести оптику учеников и их учителей. Увидеть экспозицию можно до 27 октября.

«Время — самый ценный ресурс»

В конце августа в Российской государственной библиотеке для молодежи состоялось открытие выставки студентов и выпускников Школы дизайна НИУ ВШЭ «Как я провел это лето». Каждая представленная здесь работа — это уникальная история, наполненная воспоминаниями, чувствами и мечтами. Произведения искусства становятся мозаикой, в которую вплетены авторские комментарии, представляющие собой своеобразные сочинения и мысли о пережитом. Поразмышлять вместе с художниками об уходящих теплых днях можно до 22 сентября включительно.

Главные тенденции в искусстве 2023–2024 годов: как прошла конференция в HSE CREATIVE HUB

В конце июня в HSE CREATIVE HUB состоялась экспертная конференция «Тенденции выставочного сезона», посвященная актуальным направлениям в современном искусстве. Известные искусствоведы и художники обсудили знаковые выставки последнего времени, тенденции 2023–2024 годов и их возможное влияние на развитие этой сферы в ближайшем будущем.

«Выточить немного веретен или сплести несколько нитей — в этой практике и заключена суть искусства»

В пространстве HSE ART GALLERY на Пионерской запускается цикл парных персональных выставок: на одной площадке демонстрируются проекты «учителей и учеников» Школы дизайна ВШЭ. Первым из этой серии станет экспозиция «Черепки и веретена / Радость и тягость» преподавателя Владислава Ефимова и студентки профиля «Дизайн и современное искусство» Александры Замуруевой.

«Тенденции выставочного сезона»: конференция в HSE CREATIVE HUB

20 июня в пространстве HSE CREATIVE HUB пройдет конференция с участием экспертов в области современного искусства — «Тенденции выставочного сезона». Спикеры и гости конференции обсудят главные тенденции в искусстве 2023-2024 годов и попробуют предсказать, какие из них останутся с нами в ближайшем будущем.

Восьмой сезон конкурса HSE CREATIVE OPEN — с новыми номинациями

Международный онлайн-конкурс HSE CREATIVE OPEN на базе Школы дизайна НИУ ВШЭ открывает летний сезон с новым набором номинаций: «Визуальные исследования», «Гейм-дизайн», «Моушн-дизайн», «Плакат», «Цифровой продукт». Конкурс был запущен в 2022 году и за первый год собрал больше 1500 работ. Его цель  — объединить идеи по всем направлениям дизайна, современного искусства и моды и привлечь внимание креативного сообщества к развитию профессий в индустрии. К участию приглашаются начинающие специалисты и студенты, а также выпускники любых вузов. Прием работ — до 2 июля.

«НИИ ФИЛАРЕТОВА»: выставка в ММСИ в коллаборации со студентами Вышки

Московский музей современного искусства и бюро BERNASKONI представляют выставку «НИИ ФИЛАРЕТОВА» — первый персональный музейный проект художницы Елены Филаретовой. Во время работы выставки совместно со Школой дизайна НИУ ВШЭ организован Научно-исследовательский институт изучения жизни и творчества художницы. Работа НИИ представляет собой коллаборацию между художницей и студентами, каждый из которых внес свой вклад в создание выставочного проекта. В рамках экспозиции также пройдет параллельная программа для детей.

«О замене человека как создателя искусства речь пока не идет»

В конце апреля в Гостином дворе на Ильинке прошла ярмарка современного искусства «АРТ МОСКВА». В рамках мероприятия Школа дизайна НИУ ВШЭ представила несколько своих стендов с работами студентов и преподавателей.

«Сохрани мою вещь навсегда»: фэшн-показ Школы дизайна ВШЭ на Винзаводе

24 апреля в центре современного искусства Винзавод пройдет ежегодный фэшн-показ, подготовленный третьекурсниками Школы дизайна НИУ ВШЭ. На этот раз студенты направления «Мода» покажут коллекцию, которая получила название «Сохрани мою вещь навсегда» и построена на концепции архива.