Городская среда: присутствующее, но невидимое
7 февраля в рамках программы общеуниверситетских факультативов Института гуманитарных историко-теоретических исследований имени А.В. Полетаева (ИГИТИ) ВШЭ стартует курс «Мегаполисы мира». Об особенностях курса рассказывает его автор, ведущий научный сотрудник ИГИТИ Оксана Запорожец.
— Оксана Николаевна, этот курс читается в Высшей школе экономики впервые?
— Курс читается второй раз. В прошлом году он также проходил в рамках программы общеуниверситетских факультативов ИГИТИ. Вместе со студентами мы рассматривали крупные города, которые являются мегаполисами или имеют большое культурное значение в глобальном городском порядке. Особенность курса заключается в том, что города рассматриваются не в отчужденной перспективе, сквозь призму статистических закономерностей и действия глобальных законов, а через призму антропологического подхода. В фокусе нашего внимания находятся люди, населяющие эти города, способы организации пространств в них, дискурсивные порядки, которые структурируют жизнь городов.
В прошлом году курс стабильно посещало около 30 человек. В этом году на него записалось в три раза больше людей. Надеюсь, что часть из них станет постоянными слушателями факультатива, которые дойдут до зачета, так как финальные работы — создание альтернативных гидов по городам — это одна из самых интересных частей курса. Я действительно горжусь некоторыми из проектов, их авторы, в большинстве своем студенты младших курсов, продемонстрировали весьма креативный и самостоятельный подход к созданию небанального образа того или иного города.
— Не могли бы вы подробнее рассказать о каком-то конкретном проекте?
— Было много интересных, хорошо сделанных, концептуальных работ. Особенно я бы отметила гид магистрантки первого курса факультета культурологии ВШЭ Ольги Зотовой. Ее подход к созданию альтернативного гида экспериментален и по форме, и по содержанию. Ольга разработала аудиогид по Владивостоку, который позволяет пользователю выбрать виртуального спутника, рассказывающего о своих любимых городских местах. У пользователя есть возможность выбрать рассказчика с его особой историей, характером, увлечениями, пристрастиями. Таким образом, выбор гида — это не просто выбор личного маршрута, это выбор близкого тебе взгляда на город. Во время путешествия пользователь может переключаться, в одни места сходить с одним проводником, в другие места — с другим. Предполагалось, что аудиогид будет оснащен системой JPRS навигации.
— Как давно вы занимаетесь тематикой городских исследований?
— У меня такое ощущение, что городом я занимаюсь с детства. Если серьезно, то чуть более десяти лет. Все началось с интереса к изменениям в моем родном городе Самаре. Я провела год в Америке и по возвращении в Самару неожиданно увидела, как сильно изменился за это время город. В начале 2000-х годов в Самаре начались сражения за пространство — горели деревянные дома в историческом центре, захватывались территории, на которых в считанные месяцы строились высотные здания, должность главного архитектора города становилась слабо совместимой с долгой и счастливой жизнью. Весь этот накал борьбы не мог не привлечь внимания к городским изменениям.
В 2004 году на летней школе по визуальным и культурным исследованиям в Европейском гуманитарном университете в Вильнюсе я встретила единомышленников, интересующихся городской тематикой. Эта школа стала началом сотрудничества с Екатериной Лавринец, совместно с которой у нас вышло несколько работ: «Прятки, городки и другие исследовательские игры», «Потеряться, чтобы увидеть: фотографическое восприятие города», «Хореография беспокойства в транзитных местах: к вопросу о новом понимании визуальности». Сейчас город — это основная тема моих исследований, которыми я занимаюсь в Центре исследований современной культуры ИГИТИ, куда меня пригласили два года назад как исследователя городского пространства.
— В каких исследованиях вы участвуете в ИГИТИ? Все ли они связаны с городскими исследованиями?
— Совместно с коллегами из ИГИТИ мы ведем несколько «городских» проектов. Я присоединилась к исследованию «Человек и публичное пространство в современной Москве: исследование культурных трансформаций», которое уже несколько лет проводят коллеги в Государственном музее-заповеднике «Царицыно». Недавно вышел наш с Натальей Самутиной препринт, посвященный антропологии нормы в пространстве парка. В нем мы рассматриваем, как горожане осваивают радикально изменившееся Царицыно, как парк становится пространством социального творчества, в котором в повседневных взаимодействиях складываются правила «легкого» публичного общения — кратковременного, поверхностного, дистанцированного, но одновременно — максимально доброжелательного, пока еще не столь характерного для российских городов. Надеемся, что летом выйдет в свет коллективная монография о Царицыно.
Также уже год идет исследование, посвященное анализу граффити и стрит-арта в культурном пространстве мегаполиса. Особый интерес у меня вызывает, как граффити и стрит-арт меняют восприятие города. В урбанистике известен тезис о «слепоте» горожан, не замечающих города, проходящих мимо. Мне интересно, что «проявляет» стрит-арт: какие пространства и правила городской жизни становятся видимыми, чье присутствие в городе — ощутимым, как уличное искусство обозначает новые требования к визуальной среде города, де-факто признавая право жителей на городские изменения. Первая коллективная статья по результатам проекта «Не только Бэнкси: стрит-арт в контексте современной городской культуры» уже опубликована в журнале «Неприкосновенный запас».
В этом году Научным фондом НИУ ВШЭ поддержан мой индивидуальный проект по исследованию метро в двух российских городах — Москве и Казани. Казанское метро — самое молодое в России. Появившееся в 2005 году, оно дает исследователю уникальную возможность посмотреть, как формируется «метрокультура». Интересно будет сравнить опыт Казани и Москвы, учитывая все те споры, которые ведутся в этом году по поводу московского метро. Очевидно, что метро — не только важнейший вид транспорта, физически объединяющий город, но и важнейшая «символическая связка», вовлекающая горожан, инициативные группы, городские власти в дискуссии о том, как должен выглядеть город. Кроме этих специальных проектов, я уделяю внимание некоторым из общих институциональных проектов ИГИТИ, в прошлом году это было исследование университетской корпорации, результатом которого будет коллективная монография.
— Продолжая вашу идею о восприятии горожанами произведений стрит-арта и граффити, как на эти явления реагируют в России?
— Должна заметить, что восприятие стрит-арта горожанами — наименее исследованная на сегодняшний день тема, не только в России, но и в других странах. Так что нам определенно будет, чем заняться в следующем году. Ситуация меняется достаточно быстро. Мы можем говорить, что стрит-арт в России, как и в других странах, нередко относится к области присутствующего, но невидимого. Это часть городской среды, которую мы начинаем замечать в ситуациях, когда к ней привлекают наше внимание, либо когда она нарушает устоявшийся порядок. Так, недавний проект «Абажуры» Тимофея Ради в Екатеринбурге, вызвавший очень теплую реакцию горожан, при изначально запретительной позиции властей, и сопровождавшийся оживленной интернет-дискуссией, определенно увеличил круг замечающих уличное искусство, не только в самом Екатеринбурге, но и далеко за его пределами.
— Возвращаясь к факультативу «Мегаполисы мира» — в этом году на него записалось много ребят не из Вышки. Как вам кажется, можно ли в связи с этим говорить о том, что в студенческой среде тема городских исследований является популярной?
— Студенты действительно проявляют немалый интерес к этой теме и к факультативу. Прошлый год показал, что особые всплески интереса вызывают отдельные темы в рамках факультатива. И мне кажется, такой избирательный подход имеет право на существование, так как те, кто приходил на конкретные темы, демонстрировали высокую степень заинтересованности и активности во время работы на занятиях. Мне бы хотелось в этом году создать условия для активного обсуждения всех тем курса. Хотя, чем больше придет ребят, тем сложнее нам будет удерживаться в диалогичных рамках, большая аудитория провоцирует более монологичный формат занятий.
— Какие у вас ожидания перед началом факультатива?
— У меня достаточный опыт преподавания курсов, посвященных городским исследованиям, в разных вузах, в частности я преподаю в Вильнюсе в Европейском гуманитарном университете, но именно в Вышке я получила результаты, которые меня по-хорошему удивили и как преподавателя, и как городского исследователя. Например, в процессе подготовки к занятиям для меня стала открытием японская и латиноамериканская урбанистика, где активно развиваются теории среднего уровня. Объектом их внимания являются локальные агенты, местные жители и сообщества, всевозможные способы самоорганизации городов. Эти исследования связаны с локальными теоретиками и исследователями, либо со специфическими интересами, которые пока не вполне представлены на карте мировой урбанистики.
Так что в этом году я также готовлюсь удивляться.
Людмила Мезенцева, Новостная служба портала ВШЭ
Вам также может быть интересно:
Вышка открывает запись на общеуниверситетские факультативы второго полугодия для всех
13 декабря на платформе «Онлайн-образование в НИУ ВШЭ» начинается запись на общеуниверситетские факультативы — авторские курсы, которые смогут посещать в режиме онлайн как студенты университета, так и широкая аудитория.
Регистрация на общеуниверситетские факультативы на второе полугодие открывается для всех
5 декабря начинается регистрация на общеуниверситетские факультативы НИУ ВШЭ второго полугодия. Они открыты и для студентов Вышки, и для внешних слушателей. Рассказываем о том, как записаться на них.
Общеуниверситетские факультативы: что Вышка предлагает своим студентам, сотрудникам и внешним слушателям
5 сентября начинается регистрация на общеуниверситетские факультативы НИУ ВШЭ. Они открыты и для студентов Вышки, и для внешних слушателей. Рассказываем о том, как записаться на них.
Какие общеуниверситетские факультативы выбрали студенты ВШЭ и внешние слушатели
20 декабря завершилась кампания по выбору студентами НИУ ВШЭ и внешними слушателями общеуниверситетских факультативов на 1-е полугодие 2019 года. Сколько заявок подали на эти курсы? Какой курс оказался самым «многолюдным»? Куда записалось больше всего внешних слушателей? Подводим итоги.
Диалоги с памятниками
Роль памятника в современной городской среде меняется. На смену помпезности приходит демократичность. А могучие исторические монументы вписываются в городскую культуру через фамильярность. Фольклорные образы современной скульптуры и способы коммуникации с ней исследовал профессор НИУ ВШЭ Андрей Мороз.
Вышка открыла запись на общеуниверситетские факультативы первого учебного полугодия
Факультативы доступны студентам Вышки, студентам других университетов и всем желающим.
Вышка приглашает на общеуниверситетские факультативы
В 2017/2018 учебном году НИУ ВШЭ открывает 50 общеуниверситетских факультативов, присоединиться к которым могут не только студенты университета, но и внешние слушатели. Факультативы открыты для всех независимо от возраста и уровня обучения. Посещение бесплатно для всех слушателей, в том числе внешних.
Начинается запись на общеуниверситетские факультативы, стартующие во втором полугодии
С 1 декабря по 20 декабря будет открыта запись на общеуниверситетские факультативы ВШЭ, стартующие во втором полугодии 2016/2017 учебного года. Занятия, как обычно, будут бесплатными, записаться на них могут не только студенты ВШЭ, но и все желающие.
Открыта запись на общеуниверситетские факультативы
В 2016/2017 учебном году НИУ ВШЭ открывает более 50 общеуниверситетских факультативов, присоединиться к которым могут не только студенты университета, но и внешние слушатели. Факультативы открыты для всех независимо от возраста и уровня обучения. Посещение факультативов бесплатно для всех слушателей, в том числе внешних.
GR в современной России: теория и практика
Так называется общеуниверситетский факультатив, который реализуется в Вышке кафедрой теории и практики взаимодействия бизнеса и власти. На презентации курса о тематике предстоящих мастер-классов рассказали спикеры факультатива Александр Шохин, Элла Памфилова, Сергей Борисов, Иосиф Дискин, Владимир Саламатов, Леонид Поляков.