Российский EdTech-рынок имел надежную базу еще до пандемии
Рынок образовательных технологий получил заметный толчок к развитию в период пандемии, однако условия, позволившие школам, вузам и курсам быстро и относительно безболезненно перейти на дистант, сложились задолго до появления коронавируса. К таким выводам пришли исследователи из Высшей школы экономики, изучив статистику и прогнозы, опубликованные до и после начала пандемии. Статья вышла в журнале «Информатика и образование».
Рынок EdTech включает в себя самые разные технологии, которые используются в образовании: онлайн-курсы, образовательные платформы, системы мониторинга и прокторинга, цифровые тренажеры и симуляторы, решения для организации учебного процесса и многое другое. Нередко этот термин приравнивают к онлайн-образованию, но многие технологии могут эффективно применяться также в очном и смешанном форматах.
Для успешного внедрения образовательных технологий необходимо широкое распространение компьютеров (как личных, так и в образовательных учреждениях), подготовка учителей и преподавателей и — особенно в сегментах с небольшим участием частного капитала — поддержка государства. Уже 10 лет назад компьютер дома был у 93% российских школьников, 80% пользовались компьютерами в школе (по этому показателю Россия обгоняла Сингапур, Швейцарию, Бельгию, Японию и многие другие страны). До пандемии учителя и педагоги не очень часто использовали цифровые технологии в обучении, но уровень компьютерной грамотности у них уже тогда был довольно высоким. Государство старается стимулировать и регулировать развитие цифрового образования (как для школьников и студентов, так и для людей, завершивших формальное обучение): действуют проекты и программы, направленные на внедрение новых форматов и образовательных технологий, повышение квалификации учителей, поощрение непрерывного образования.
Оценки размера и, соответственно, перспектив развития рынка образовательных технологий в России сильно разнятся. Это связано прежде всего с различными определениями области и ее границ: как соотносить ее с онлайн-образованием, учитывать ли предполагаемый объем рынка частных репетиторов (например, ведущих занятия через Skype/Zoom), как оценивать размеры непубличных сделок. Исходя из разных трактовок и ответов на эти вопросы, можно получить оценку рынка от 30 до 40 млрд рублей в 2018 году, по доле от всего рынка образования в России это сравнимо с общемировым показателем (около 1,5%). При этом EdTech показывает высокие темпы роста — около 20% в год.
Мария Томилина
«Как и ожидалось, пандемия усилила и ускорила развитие рынка EdTech в России. При этом стоит отметить, что именно те технологии и тренды, которые были развиты еще до вынужденного перехода в онлайн, позволили компаниям и образовательным организациям весьма успешно адаптироваться к новым реалиям. Рынок ответил на растущий спрос усилением конкуренции. Сегмент ДПО стал еще более заметным. Такие компании, как Skillbox, “Нетология”, “Яндекс.Практикум”, не только стали широко известны, но и продолжают привлекать новую аудиторию и расширять предложение курсов, что еще раз подчеркивает актуальность тренда на переквалификацию и получение новой профессии уже во взрослом возрасте. Логичным продолжением развития рынка является укрупнение основных его игроков: почти 50% суммарной выручки от топ-100 компаний приходится на три бизнес-группы (VK, Skyeng, TalentTech)», — прокомментировала эксперт факультета экономических наук ВШЭ Мария Томилина.
В мире в целом в допандемийные годы лидировал сектор корпоративного обучения (B2B), от него немного отставало обучение частных клиентов (B2C), но в разных регионах сложилась разная структура рынка. Так, в США активно развивались технологии, применимые в школьном и высшем образовании (лишь в 2019 году они уступили первенство корпоративному обучению), а в странах Северной Европы почти две трети рынка занимает сегмент школьного образования.
Самый крупный сегмент российского EdTech-рынка — дополнительное образование для взрослых. Оно занимает половину рынка по обороту и растет быстрее остальных. Кроме того, у этого сегмента есть большой потенциал для дальнейшего роста: в России дополнительным образованием охвачены 15% людей трудоспособного возраста, в развитых странах — 40%. Чаще всего взрослые посещают языковые курсы, получают навыки, востребованные в сфере IT, или обучаются по корпоративным программам; soft skills и бизнес-образование менее популярны.
В школах и вузах цифровые технологии активно применяют для решения административных задач: ведения расписаний, дневников, отчетности; непосредственно в педагогической практике они пока используются реже. Однако за счет масштабного внедрения таких решений в государственных образовательных учреждениях компании-поставщики (то есть сектор B2G) получают наибольшую среднюю выручку.
В 2020 году в связи с переходом на удаленку EdTech-рынок вырос сильнее, чем прогнозировалось, — до 53–54 млрд, причем многие компании показали двух- и трехкратный рост. Быстрее всего в пандемию увеличивалась выручка компаний, занимающихся бизнес-образованием, иностранными языками и корпоративным обучением, но лидерами остаются курсы по IT и цифровым профессиям и сегмент школьного образования.
«EdTech — рынок, который определенно будет расти еще долго. Однако говорить про масштабные изменения, как мне кажется, не приходится. Основной спрос понятен: школам и вузам надо иметь возможность учить дистанционно, для этого нужны образовательные технологии; взрослым необходимо обновлять свои навыки достаточно часто, чтобы не проигрывать в конкуренции на рынке труда, а учиться им теперь удобнее удаленно; корпоративное обучение все так же актуально, как и раньше. Прошедшие почти два года доказали, что онлайн-образование и удобно, и эффективно, если услуга оказывается качественно, так что мы ожидаем дальнейшее развитие и рост вышеперечисленных сегментов как в объеме выручки, так и в совершенствовании технологий и подходов к обучению», — поделилась прогнозом Мария Томилина.
Томилина Мария Владимировна
Вам также может быть интересно:
НИУ ВШЭ открывает новую программу microdegree «Исследователь в EdTech»
Институт образования Высшей школы экономики в партнерстве с компанией Skyeng анонсировал запуск новой образовательной программы «Исследователь в EdTech: data-driven-подход для цифровых образовательных продуктов». Новый курс, призванный подготовить специалистов по комплексному анализу пользователей и рынка в сфере образовательных технологий, рассчитан на 9 месяцев и завершается присвоением microdegree.