Летняя школа ЛССИ: молодые исследователи и новые идеи
С первого июля в Зеленогорске проходит Вторая летняя школа Лаборатории сравнительных социальных исследований ВШЭ «Каузальные модели и структурные уравнения». Профессор Петер Шмидт, читающий основной курс на Школе, делится своими впечатлениями о первой рабочей неделе.
Первого июля в Зеленогорске, курортном городке, входящем в состав Санкт-Петербурга, началась Вторая летняя школа Лаборатории сравнительных социальных исследований (ЛССИ) «Каузальные модели и структурные уравнения». В программу школы входят курсы по передовым статистическим методам, в том числе по конфирматорному факторному анализу (КФА), моделированию структурными уравнениями и многоуровневому регрессионому анализу. Также в рамках Школы проходит очередная отчетная сессия Международной исследовательской сети ЛССИ, в рамках которой штатные сотрудники и ассоциированные исследователи представляют результаты проводимых ими проектов. Наконец, программа Школы включает лекции видных отечественных и зарубежных ученых, посвященные различным аспектам сравнительных социальных исследований. Среди приглашенных лекторов Петер Шмидт, Херманн Дюльмер из университета Кельна, Зофья Игнац из Университета Гумбольдта, и Игорь Задорин, директор «Евразийского монитора».
Школа закончится до 14 июля. Ежедневные обзоры опубликованы и продолжают публиковаться на сайте ЛССИ.
Профессор Петер Шмидт, руководитель Международной научно-учебной лаборатории социокультурных исследований НИУ ВШЭ, также читает в Зеленогорске основной курс по КФА и моделированию структурными уравнениями. Профессор поделился своими впечатлениями от первой недели работы Школы.
— Профессор Шмидт, большинство участников Школы — это молодые исследователи, которые только начинают свой путь в науке. Как вы оцениваете качество проектов, представляемых на Школе? В чем их сильные места и чего им, на ваш взгляд, не хватает? Какие аспекты необходимо развивать, чтобы выйти на более высокий уровень?
— Прежде всего, хотел бы сказать, что в целом меня впечатлили стремление и настойчивость, с которыми слушатели стремятся осваивать материал. Уровень мотивации студентов просто поражает.
Если же говорить о конкретике, я бы отметил весьма актуальный выбор тем исследовательских проектов. Кроме того, многие участники используют достаточно сложные статистические техники для анализа данных. Тем не менее, нельзя не отметить и некоторые недостатки. Общим местом является не вполне убедительное обоснование теоретической значимости исследований. Как мне представляется, необходимо не только указывать на возможный вклад работы в научное знание, но и более подробно прописывать, каким образом теоретическая схема, лежащая в основании проекта, связана с эмпирическими моделями. На этот аспект следует обратить особое внимание всем тем, кто хотел бы публиковаться в хороших международных журналах.
— Позвольте задать вам провокационный вопрос: каков ваш собственный интерес в преподавании — как на нашей Школе, так и вообще?
— Я часто преподаю на летних школах, не только на Школе ЛССИ, но и на знаменитой Школе Университета Эссекса и некоторых других европейских школах. В этом деле меня в наибольшей степени мотивирует возможность работать с перспективными молодыми учеными. Это очень смещенная, в некотором смысле слова, выборка по сравнению с обычными университетскими курсами по статистике, и я как преподаватель получаю огромное удовольствие от работы с самыми талантливыми и целеустремленными студентами. Они постоянно ставят новые сложные вопросы и вовлекают меня в интереснейшие дискуссии. Что и говорить, у такой аудитории я сам многому учусь. Кроме того, подобные мероприятия часто способствуют созданию новых исследовательских коллективов. Со многими своими, тогда еще будущими, соавторами я познакомился, преподавая на летних школах. Последующее сотрудничество с ними оказалось очень плодотворным. Таким образом, летние школы для меня — это еще и возможность встретиться с молодыми исследователями и развивать с их помощью новые перспективные идеи.
— А если обращаться к каким-то неформальным аспектам проведения Школы, что бы вы могли отметить в этом отношении?
— Здесь прекрасная обстановка! Я уже побывал на пляже, насладился балтийским солнцем и с удовольствием искупался. Хотя в целом у меня не так много времени, чтобы наслаждаться красотами Петербурга, очень много работы. В связи с этим хотелось бы сделать небольшое замечание: на мой взгляд, стоит разделять на летних школах такие аспекты, как освоение неких новых теоретических и практических материалов и подготовка статей к публикации. Оба занятия требуют немалого труда, поэтому эффективнее было бы проводить отдельные школы по каждому направлению деятельности.
Вам также может быть интересно:
От секвенирования к разработке кардиопанели: как прошла летняя школа по кардиогенетике
С 19 по 29 августа Центр непрерывного образования факультета компьютерных наук НИУ ВШЭ совместно с Институтом аналитического приборостроения РАН, Институтом спектроскопии РАН и компанией «Синтол» провел летнюю школу «Кардиогенетика: от секвенирования к разработке кардиопанели». Школа проводилась в рамках Федеральной научно-технической программы развития генетических технологий на 2019–2027 годы (проект 15.ИП.21.0004).
Школа по ML в биоинформатике: «отличная возможность для нетворкинга и изучения нового материала»
Факультет компьютерных наук НИУ ВШЭ провел ежегодную летнюю школу по машинному обучению в биоинформатике, слушателями которой стали более 300 человек из разных университетов, институтов и организаций. Всего на событие зарегистрировались более 800 человек. Трехдневная программа включала в себя лекции и семинары.
Летняя школа по аналитике и Data Science в НИУ ВШЭ собрала более 400 слушателей
В конце августа в Центре культур Вышки прошла Летняя школа по аналитике и Data Science, организованная Центром непрерывного образования факультета компьютерных наук. Более 400 участников слушали выступления спикеров из «Яндекса», Ozon, X5 Group, VK, МТС, «Авито», Альфа-Банка, «Купера», ecom.tech, Wildberries, «Вкусно — и точка», «Эйч», а также сотрудников ФКН.
Курсы по возобновляемой энергии, кунг-фу и китайскому языку: что еще студенты Вышки изучали на летних школах вузов КНР
24 студента бакалавриата и магистратуры Международного института экономики и финансов НИУ ВШЭ на каникулах побывали в Китае, где приняли участие в летних школах ведущих университетов. Учебные заведения предоставили десятки разнообразных курсов на выбор: от экономики и права до танцев и спорта. Сегодня студенты делятся впечатлениями от обучения и поездки.
«Это незабываемые впечатления, я сохраню их навсегда»: как проходит Международная летняя школа Питерской Вышки
Международная летняя школа Питерской Вышки в самом разгаре — именно сейчас зарубежные студенты из 12 стран активно посещают лекции и наслаждаются культурной программой. Поговорили с некоторыми из них о самых ярких впечатлениях.
В учебном центре «Вороново» завершилась Летняя проектная школа по коммуникациям ВШЭ
Факультет креативных индустрий и Центр взаимодействия с регионами НИУ ВШЭ запустили новую совместную смену в рамках проекта «Академия школьников» — Летнюю проектную школу по коммуникациям. Она прошла в формате выездного образовательного курса по коммуникациям и проектной работе и объединила старшеклассников из Москвы, Московской области, Екатеринбурга, Тольятти, Сургута и Махачкалы.
«Ценим готовность педагогов совершенствовать профессиональные знания и навыки»
Каждый год Центр взаимодействия с регионами ВШЭ организует курсы повышения квалификации для учителей и администраторов школ Университетского образовательного округа. На этот раз в традиционной летней школе приняли участие 573 слушателя. Занятия проходят онлайн, что позволило пройти обучение специалистам, находящимся в самых разных часовых поясах.
«Навсегда в моем сердце»: участники ЛМШ-2024 открыли новые грани предпринимательства
Завершилась Летняя многопрофильная школа «Грани предпринимательства», организованная Дирекцией по работе с одаренными учащимися НИУ ВШЭ. Ее программу подготовили и реализовали преподаватели Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ при участии ведущих российских компаний. Участниками ЛМШ, которая прошла с 4 по 14 июля на базе подмосковного санатория «Буран», стали 100 выпускников 8–10-х классов из 22 регионов России.
«Почувствуйте Север»: в Мурманске завершилась Арктическая летняя школа
Правительство Мурманской области, Высшая школа урбанистики имени А.А. Высоковского (ВШУ) факультета городского и регионального развития НИУ ВШЭ и Мурманский арктический университет (МАУ) провели Арктическую летнюю школу. Две недели 18 студентов двух университетов под руководством тьюторов работали с несколькими районами Мурманска, подробно анализируя их территории, проводя полевые исследования и готовя проектные предложения по их развитию в синхронизации с разрабатываемым мастер-планом агломерации.
Завершила работу I Летняя школа для студентов, аспирантов и молодых ученых «Религия и право»
В начале июля в Высшей школе экономики состоялась летняя школа для молодых исследователей по религии и праву. Мероприятие было организовано Научно-образовательной теологической ассоциацией (НОТА), НИУ ВШЭ, Общецерковной аспирантурой и докторантурой имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия (ОЦАД) и Московской духовной академией (МДА). Участниками стали представители 15 вузов из 14 регионов.